Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
Все статьи калькуляции делятся на 2 группы:
Прямые затраты- прямо относятся на себестоимость конкретных видов продукции (основное сырьё, материалы, топливо и энергия на технологические цели, з/плату производственных рабочих)
Косвенные расходы связаны с производством всех видов продукции – затраты, связанные с организацией и управлением (сч.25,26)
Они относятся на себестоимость конкретных изделий.
В ходе анализа фактическая себестоимость товарной продукции сопоставляется с плановой, по каждой статье определяется отклонение, как абсолютное, так и относительное, выявляются причины отклонения.
Аналогично проводится анализ по себестоимости отдельных изделий (плановая калькуляция сопоставляется с фактической себестоимостью изделия) и выявляются отклонения по каждой статье калькуляции и причины этих отклонений.
Анализ себестоимости отдельных изделий бывает:
1. предварительным (проводится при составлении плана) необходим для оценки возможной прибыли и установления обоснованного уровня оптовой цены.
2. по данным отчетности, когда фактическая себестоимость сравнивается с плановой, чтобы выявить причины увеличения затрат по отдельным статьям и разработать мероприятия по снижению затрат.
В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности.
Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимают затраты всех видов ресурсов, выраженные в денежной форме.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими хозяйствующими субъектами.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
– оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;
– оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции;
– определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
– оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий;
– выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.
Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции являются статистическая отчетность – форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»; отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.
Анализ себестоимости проводится в следующих направлениях:
– анализируются затраты на один рубль товарной продукции;
– анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;
– анализ себестоимости конкретных видов продукции;
– анализ себестоимости важнейших видов изделий.
Затраты на 1 руб товарной (реализованной продукции) являются обобщающим показателем, характеризующим работу предприятия в целом.
Затраты на 1 руб товарной продукции= Полная себестоимость товарной продукции/ товарная продукция в оптовых ценах (коп/руб)
Затраты на 1 руб товарной продукции= Полная себестоимость товарной продукции/ Выручка от продаж
Полная себестоимость реализованной продукции= себестоимость проданной продукции+клммерческие расходы+управленческие расходы
Данный показатель с одной стороны характеризует уровень себестоимости, с другой стороны – уровень рентабельности продукции.
На изменение затрат на 1 рубль товарной продукции влияют следующие факторы:
*уровень оптовых цен на продукцию
*структура и ассортимент продукцию
*себестоимость отдельных изделий