Понятие и методы управления финансами. Объекты и субъекты управления финансами
Управление финансами— деят-сть по обеспечению развития фин системы гос-ва или конкретного субъекта хоз-вания в соответствии с заданными колич-ми и качественными параметрами.
Объекты управления финансами: - фин деят-ть гос-ва и конкретного предприятия; - выделенные субъектом управления направления фин политики; - укрупненные финан-е категории и параметры деят-ти; - конкретные фин показатели; - органы (службы) управления финансами и их персонал.
Управление финансами осущ-ся специальным фин аппаратом, состоящим из фин служб пред-тий (отдела внут. и внеш. аудита, фин планир-я, бух-рии и др.) и гос-ва (налоговые органы, Счетная палата).
В управлении финансами выд-ют несколько функц-ных элементов (методы упр-ния финансами):
1) фин планирование — фин деят-сть субъектов хозяйствования и гос-ва. Итоговым рез-том яв-ся составление фин планов, начиная от бизнес-плана и заканчивая государственным бюджетом;
2) оперативное управление — комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся фин ситуации с целью получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения фин ресурсов;
3) фин контроль осущ-ся и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Использ-ся для сопоставления фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми, для выявления резервов роста фин-х ресурсов и путей более эффективного хоз-вания.
Фин аппарат (субъекты упр-я финансами) состоит:
1. Министерство финансов осущ-ет выработку единой гос. фин, кредитной, ден политики и нормативно-правовое регулир-е, включая бюдж-ю, налог-ю, страх-ю, валют-ю сферы, сферу гос. долга, в области аудиторской деят-сти, бух. учета и бух. отчет-ти. Минис-во финансов состоит из: Федер-ной налог. службы; Федер. службы страх. надзора; Фед. службы фин-бюджетного надзора; Фед. службы по фин мониторингу; Фед-го казнач-ва (федер. службы).
Функции Министерства финансов РФ:
1) участие в комплексном анализе состояния эк-ки страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития;
2) орг-ция работы по составлению и обеспече-нию исполнения федер-го бюджета и внебюдж-х ф.;
3) участие в работе по развитию и совершенс-ю страховой деят-сти в стране;
4) укрепление ден. обращения и покупательной способности рубля;
5) выпуск гос. внутренних займов РФ;
6) организация учета и отчетности и т.д.
2. Федер-е казнач-во осущ-ет переводы бюджетных ден. средств через свои счета для их гарантиро-ванного поступления в учреж-я федер. бюджетной сферы на соотв-щей территории субъекта Фед-ции, района или города. Кроме того, осущ-ет предварит. и текущий контроль за выделением и расходованием гос. ср-ств непосредственно получателями бюджета.
3. Федер. налог. служба яв-ся единой сис-мой кон-троля за соблюдением налог. закон-ва, правильнос-тью исчисления, полнотой и своевр-стью внесения в соот-щий бюджет налогов и др. обязат-х плате-жей.
4. Федер. служба страх. надзора осущ-ет гос. надзор за страх. деят-тью в целях соблюдения треб-ний закон-ва РФ о страх-нии, эфф-го развития страх. услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и гос-ва. Также устан-ет общие треб-я к лицензированию и ведению гос. реестра страх. орг-ций, осущ-ет контроль за обеспечением фин устойч-ти страх-ков, учета и отчетности, соблюдением методологии страх-я, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
Финансовое планирование. Методы финансового планирования.
Одним из методов управления финансами яв-ся фин планирование. Фин планирование пр-ет собой планирование всех доходов и направлений расходо-вания ден. средств пред-тия для обеспечения его развития. Фин планирование осущ-ся посредством составления фин планов разного V, содержания и назнач-я в завис-ти от задач и объектов планир-ния.
Для хоз-щего субъекта фин планир-е состоит в:
1) воплощении выработанных стратегических целей в форму конкретных финансовых показателей;
2) обеспечении фин-выми ресурсами заложенных в фин плане эк-ких пропорций развития;
3) предоставлении возможности опредния жизнесп-сти проекта пред-тия в усл-х конкуренции.
Фин планир-е служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Цель фин планир-я — определить возможные объемы фин ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины фин показателей. Основные задачи фин планирования:
- обеспечение необх-ми фин ресурсами производственной, инвестиционной и фин деятельности;
- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рац-го его использования;
- выявление внутрихоз-ных резервов увеличения прибыли за счет рац-го использования ден средств;
- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; контроль над фин состоянием, платежесп-стью и кредитоспособностью пред-тия.
Методы финансового планирования.
1. Метод эк-го анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов предприятия.
2. Нормативный метод — на основе заранее устан-ных норм и технико-эк-ких нормативов рассч-ся потребность хозяйствующего субъекта в фин ресурсах и их источниках. Нормативы могут устан-ся: гос-вом или самим пред-тием для регулирования производственно-хозяйственной деят-ти.
3. Метод балансовых расчетов осн-ся на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на опред-ую дату в перспективе для определения буд. потребности в фин-вых средствах.
4. Метод денежных потоков яв-ся универсаль-ным при составлении фин планов и основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.
5. Метод многовариантных расчетов состоит в разработке альтерн-ных вариантов плановых расче-тов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Методы экономико-матем-кого моделирования поз-воляют колич-нно выразить взаимосвязь между фин показ-лями и основ. факторами, их определяющими.
Фин планирование в зависимости от содержания назначения и задач можно классифицировать на:
- перспективное планирование, кот. исп-ся для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, яв-ся гл. формой реализации целей пред-тия. Охватывает период времени от одного года до трех лет;
- текущее планирование рассм-ся как составная часть перспективного плана и пред-ляет собой конкретизацию его показ-лей. Составляется на 1 год;
- оперативное планирование необходимо для контроля за поступлением фактич. выручки на рас-четный счет и расходов-ем наличных фин ресурсов.