Организация наличных и безналичных денежных расчетов между предприятиями
Вся система расчетов между предприятиями включает следующие основные элементы:
· наличные расчеты, порядок ведения кассовых операций;
· безналичные расчеты и принципы их организации;
· порядок открытия счетов в банках для осуществления расчетов;
· заключение договора банковского счета между банком и предприятием;
· формы безналичных расчетов.
Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории РФ платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность основных форм безналичных расчетов.
Наличное денежное обращение в РФ законодательно регулируется:
· ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002г.;
· Положением Банка России «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» № 14-П от 05.01.1998 г.;
· Положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» № 199-П от 09.10.2002 г.
Основы организации налично-денежного обращения:
- Эмиссию и изъятие наличных денег из обращения осуществляет Банк России;
- Регулирование налично-денежного обращения в РФ осуществляет Банк России;
- Денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичном порядке. Расчет наличными разрешен в пределах законодательно установленного лимита для одной сделки (100 000 руб.);
- Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в коммерческих банках на соответствующих счетах на договорных условиях;
- Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей;
- Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими банками каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков;
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
- для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
- для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков, - на следующий день;
- для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
7. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их банками по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банками ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в банк расчет по установленной форме («Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу»). При наличии у предприятия нескольких счетов в различных банках предприятие по своему усмотрению обращается в один из обслуживающих его банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие банки, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
8. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков.
9. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
10. В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств банки ежегодно составляют (по усмотрению руководителя банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.
11. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня и осуществляют контроль за его соблюдением.
12. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.
13. Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
14. Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег:
ПРИХОД
Поступления торговой выручки от продажи потребительских
товаров независимо от каналов их реализации 02
Поступления выручки пассажирского транспорта 05
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей 08
Поступления выручки зрелищных предприятий 09
Поступления выручки от предприятий, оказывающих прочие
услуги 11
Поступления налогов и сборов 12
Поступления от реализации недвижимости 15
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме
Сберегательного банка Российской Федерации) 16
Поступления от предприятий Государственного комитета
Российской Федерации по связи и информатизации 17
Поступления от учреждений Сберегательного банка
Российской Федерации 18
Поступления на счета граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица 19
Поступления наличных денег от реализации государственных
и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка
Российской Федерации) 20
Возврат заработной платы и других приравненных к ней
выплат 28
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций
от валютно - обменных операций с физическими лицами 30
Прочие поступления 32
------------------------------------------------------------------
Итого по приходу - символы 02 - 32
РАСХОД
Выдачи на заработную плату 40
Выдачи на стипендии 41
Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной
платы и выплатам социального характера 42
Выдачи на выплаты социального характера 44
Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов 46
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений 50
Выдачи на другие цели 53
Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам и денег на операции
ломбардов (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) 54
Выдачи со счетов по вкладам граждан (кроме
Сберегательного банка Российской Федерации) 55
Выдачи кредитными организациями наличных денег
физическим лицам при совершении валютно - обменных операций 57
Выдачи со счетов граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица 58
Выдачи подкреплений предприятиям Государственного
комитета Российской Федерации по связи и информатизации 59
Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и
покупку государственных и других ценных бумаг (кроме
Сберегательного банка Российской Федерации) 60
Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка
Российской Федерации 61
------------------------------------------------------------------
Итого по расходу - символы 40 - 61
Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег.
Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых оборотов по приходу и расходу сообщаются расчетно-кассовому центру, в котором открыт корреспондентский (субкорреспондентский) счет кредитной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.
Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.
Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются расчетно-кассовыми центрами при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы. Территориальные учреждения Банка России могут собирать прогнозы кассовых оборотов непосредственно от кредитных организаций, минуя расчетно-кассовые центры.
Для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте и потребности предприятий в денежной наличности территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также полученных от расчетно-кассовых центров или кредитных организаций сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.
Прогнозируемые на предстоящий квартал обороты в целом по региону по приходу наличных денег в кассы учреждений банков и их выдачам, эмиссионному результату сообщаются территориальными учреждениями Банка России для сведения Департаменту регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации за 3 дня до начала прогнозируемого квартала.
Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.
Территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Объектом анализа являются:
· складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;
· источники поступлений наличных денег в кассы банков и направления их выдач из касс банков;
· скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков;
· происходящие изменения и тенденции в экономике;
· изменение индекса потребительских цен;
· состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;
· уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка;
· территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятия денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;
· неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;
· результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;
· происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;
· состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера;
· причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии.
Результаты анализа состояния наличного денежного оборота используются территориальными учреждениями Банка России при составлении прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с банками практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии в городах и районах. При необходимости соответствующие предложения по этим вопросам вносятся на рассмотрение представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Особенности современного налично-денежного обращения в России:
· Большой удельный вес наличных денег в объеме денежной массы (около 35%);
· Значительный объем расчетов наличными («теневая» экономика), что позволяет уходить от налогов;
· Слабый контроль за кассовой дисциплиной предприятий (в т. ч. со стороны обслуживающих банков);
· Долларизация наличного оборота.
Организация безналичных денежных расчетов между предприятиями. Безналичное денежное обращение в РФ законодательно регулируется:
· ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ;
· ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ;
· Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» от 03.10.2002. № 2-П.
Основы организации безналичного денежного обращения:
1. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета).
2. Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:
1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
3) счетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
3 Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца (или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и клиентом) на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного платежного документа:
- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
4. Формы безналичных расчетов:
а) расчеты платежными поручениями (расчетный документ ‑ платежное поручение);
б) расчеты по аккредитиву (аккредитив);
в) расчеты чеками (чек);
г) расчеты по инкассо (инкассовое поручение и платежное требование).
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Форматы расчетных документов приведены в Приложении 1.
Реквизитырасчетных документов(с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
в) вид платежа;
г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
Платежное поручение ‑ распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:
а) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
г) в других целях.
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
· покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
· отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом.
В случае изменения условий или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива.
Условия безотзывного аккредитива считаются измененными или безотзывный аккредитив считается отмененным с момента получения исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.
Чек ‑ это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Тема 13. Финансирование инновационной деятельности экономических субъектов
Понятие инновационной деятельности экономических субъектов. Характеристика возможных источников финансирования инновационной деятельности.
Венчурное финансирование инноваций. Классификация венчурных инвесторов: частные инвесторы (бизнес-ангелы), венчурные фонды, корпоративные инвесторы. Примеры удачных венчурных ивестиций.
Проблемы развития венчурного бизнеса в РФ.
Тема 14. Финансовые рынки
Экономическое содержание и функции финансового рынка. Роль и функции государства на финансовых рынках. Основные сегменты финансового рынка: кредитный, фондовый, валютный, страховой, ипотечный. Законодательное регулирование, финансовые инструменты и организация функционирования основных сегментов финансового рынка.