Система экономической информации
План лекции:
1. Понятие, виды, источники информации;
2. Требования, предъявляемые к эконмической информации;
3. Особенности формирования информации для экономического анализа.
Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону деятельности предприятия. Экономическая информация является объектом хранения, передачи и преобразования информации.
Система экономической информации занимает промежуточное место между производственно- хозяйственной деятельностью предприятия (управляемая система) и процессом управления на нем (управляющая система, где информация перерабатывается и используется для эффективной деятельности предприятия).
Информация, которая используется в производственно-хозяйственной деятельности подразделяется на следующие виды:
§ Деловая информация– это информация о внутренней и внешней среде. Необходима для принятия УР и оценки финансового состояния предприятия.
Деловая информация, в свою очередь, подразделяется на:
Ø Итоговую информацию;
Ø Обзорную информацию;
Ø Оперативную информацию.
§ Релевантная информация–это данные, собираемые под конкретную задачу, лицо, цель, период времени.
§ Текущая информация–информация о событиях, происходящих одновременно с событиями бизнеса.
§ Она, в свою очередь, делится на:
Ø Частную информацию, доступную только их владельцу, т.е. руководству;
Ø Сигнальную информацию, предназначенную для предварительного оповещения и указывающую источники, из которых могут быть получены более подробные сведения. Сигнальная информация может стать основой для деловой и релевантной информации.
В свою очередь деловая и релевантная информация делится на:
o бизнес-информацию, состоящую из данных об изготовителе, продавце товаров, о фирмах-конкурентах, товарах, работах, услугах;
o Отраслевую информацию.
С другой стороны все многообразие информации можно представить следующим образом:
Кредитору очень важно знать точное поступление денежных средств. Экономическая суть краткосрочной дебиторской задолженности:результат реализации продукции – выручка, т.е. это недополученная выручка.
Неучтенная информация очень важна для кредитора. Этоинформация,касающаяся имиджа данного предприятия.
Лекция 7
Неучетные источники информации:
К неучетным источникам информации относят: материалы, акты, заключения внутреннего и внешнего аудита, внутриведомственных и вневедомственных ревизий, проверок налоговой службы, проверок кредитными учреждениями, территориальными агентствами по финансовому оздоровлению, информация региональных отделов статистики, личных контактов с исполнителями, техническая и технологическая документация, докладные записки, переписка с контрагентами, реклама.
Другие виды информации:официальные документы и нормативно-плановые источники – законы, указы президента, постановления правительства и местных органов, приказы вышестоящих организаций, хозяйственно-правовые документы (договоры, решения арбитража и т.д.), решения собраний акционеров, прейскуранты, ценники, справочники, производственные и финансовые планы и сметы.
Из этих источников для ЭА в первую очередь наиболее интересна нормативно-справочная информация. Состав этой информации определяется типом производства, номенклатурой и сложностью выпускаемой продукции, технологией, организацией производства, внутрипроизводственным разделением труда, уровнем развития внутрихозяйственных связей. Эти признаки являются основополагающими для учета производства, методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Примеры норм и нормативов: нормы – расхода материала (материальных затрат), норма труда. Нормативы – оборотных средств, прибыли.