Тема 3. Конституция - основной закон государства
Цель лекции: Необходимо раскрыть вопросы в полном объеме, так как конституционное право является главной отраслью национальной системы права Республики Казахстан.
Ключевые слова:Конституция, государство, управление.
1.Основы Конституционного строя в РК
2.Система органов в государственной власти Республики Казахстан
3.Конституционные основы местного государственного управления и местного самоуправления в РК
Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической силой, возглавляя систему нормативно-правовых актов в стране. Верховенство норм Конституции заключается в том, что ни один закон либо нормативный акт не должен противоречить нормам Конституции. Законные или иные нормативные акты, вступившие в противоречие с конституционными нормами, подлежат отмене в установленном законодательством порядке.
Прямое действие норм Конституции означает, что ее нормы действуют непосредственно при регулировании общественных отношений. Конституция является действующим нормативным актом, ее нормы применяются на всей территории Республики Казахстан. Прямое действие конституционных норм предполагает, что государственные органы и должностные лица обязаны в своей деятельности руководствоваться Конституцией. Граждане и их объединения при защите своих прав вправе ссылаться только на конституционные нормы.
Конституция, как основной закон характеризуется стабильностью, что обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Ст.91 п. 2 Конституции Республики Казахстан предусматривает, что базовые основополагающие установления не подлежат изменению. К таким положениям относится унитарность и территориальная целостность государства, а также форма правления Республики Казахстан. Эти изменения возможны только путем принятия новой Конституции. Поправки в Конституцию могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента Республики. Изменения и дополнения могут быть приняты Парламентом, если Президент решит передать их рассмотрение высшему представительному органу. Проект поправок в Конституцию рассматривается на совместном заседании обеих Палат Парламента. Изменения и дополнения считаются принятыми, если за них проголосовало не менее трех четвертей от общего числа штатов Парламента.
Конституция Республики Казахстан была принята всенародным голосованием путем республиканского референдума от 30 августа 1995 года. В связи с дальнейшим становлением государственности Республики Казахстан 7 октября 1998 года Конституционным законом, принятым Парламентом РК, были внесены изменения и дополнения в Конституцию. Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и девяти разделов. Преамбула отражает учредительный характер Конституции и указывает на особый субъект, который принял ее - это народ Казахстана. В первом разделе, именуемом "общие положения" определены основы государственного устройства Республики, закреплены основополагающие принципы деятельности Республики Казахстан.
Конституция утвердила Казахстан демократическим, светским социальным и правовым государством (ст.1). Республика Казахстан учреждается унитарным государством с президентской формой правления. Подчеркивается, что единственным источником власти является народ. Конституция провозглашает принцип разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Вместе с тем Конституция устанавливает сильную власть Президента. Конституционно закреплена президентская форма правления. В разделе втором, названном "Человек и гражданин" определены основы правового статуса личности, основы гражданства РК. В третьем разделе закреплен конституционный статус Президента. В этот период были приняты Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан". Вехой в конституционной эволюции стало приятие Конституции Республики Казахстан от 28 января 1993 года. Она явилась значительным шагом в демократизации казахстанского общества, возвела новое независимое государство в ранг цивилизованных конституционных государств. Конституция 1993 года не определила форму государственного правления в самом тексте, в тоже время из смысла конституционных установлений можно было со всей определенностью констатировать, что Республика Казахстан тяготела больше к парламентарной республике. Впервые в ранг конституционного возведен принцип разделения властей, закреплена система сдержек и противовесов в организации государственной власти, которая выражалась в следующих элементах: президентское вето и механизм его преодоления, отставка Президента и Вице-Президента, отставка Кабинета Министров и т.д.
Ныне действующая Конституция от 30 августа 1995 года закрепила президентскую форму правления в Казахстане, и тем самым стала провозвестником новейшего этапа конституционной эволюции Республики Казахстан.
Представления государственной власти. Причем граждане Республики Казахстан наделяются большим объемом политических прав и свобод, нежели иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Республики Казахстан. К наиболее значимым правам и свободам в данной сфере является право участвовать в выборах и республиканском референдуме (ст. 33 п.2), право на участие в управлении делами государства (ст. 33 п. 1), право на государственную службу (ст.33 п.4). Кроме того, предоставляется право на свободу слова и творчества, право на свободу объединений, право на мирные собрания, митинги, демонстрации. Правовой статус человека и гражданина невозможен без основных обязанностей, закрепленных Конституцией. Причем обязанности определены как доля всех лиц, находящихся на территории Казахстана (соблюдение Конституции и законов РК; уважение прав, свобод, чести и достоинства других лиц, уважение государственных символов РК и уплата налогов), остальные же относятся только к гражданам РК (защита Родины и несение воинской службы, забота о сохранении исторического и культурного наследия, охрана памятников истории и культуры и сохранение природы).
Гражданство Республики Казахстан. Правовой статус личности неотъемлем от гражданства. Гражданство определяется как устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их прав и обязанностей. Гражданство - это правовое, а не фактическое состояние. Гражданство приобретается по определенным основаниям. Законом "О гражданстве Республики Казахстан" от 20.12.1991 года с изменениями и дополнениями от 3 октября 1995г. выделяются следующие:
1. Приобретение гражданства по рождению, по принципу "права и крови" - если один из родителей является гражданином РК, то при отсутствии разногласий ребенок приобретает гражданство РК. По принципу "Права почвы" - если ребенок родился на территории Республики Казахстан от апатридов (лица без гражданства), либо если родители его не установлены, то он приобретает гражданство РК.
2. Прием в гражданство РК осуществляется по ходатайству гражданина другого государства либо лица без гражданства. Для приема в гражданство РК необходимы определенные условия. Решение о приеме в гражданство принимается Президентом Республики. Кроме того, гражданство приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами Республики Казахстан и по иным основаниям, предусмотренными Законом о гражданстве Республики Казахстан.
Прекращение гражданства РК наступает согласно законодательству в результате выхода либо утраты гражданства Pecпублики Казахстан. Выход из гражданства является добровольным и осуществляется на основании ходатайства лица. Утрата гражданства наступает в результате предусмотренных законодательством аспектам.
Основы избирательного права Республики Казахстан. В системе институтов непосредственной демократии важное место принадлежит выборам и референдуму. Конституция закрепила право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в представительные органы, на выборные государственные должности, а также право на участие в референдумах. Основу избирательного права и избирательной системы РК составляют гарантии избирательных прав граждан РК. Ядром этих гарантий является принцип участия граждан в выборах. Основными принципами избирательного права Республики Казахстан является всеобщность, равенство, тайность голосования, прямых и косвенных выборов, закрепленные в Конституции и конституционных законах.
В выборах и республиканском референдуме вправе участвовать все граждане РК, достигшие 18-летнего возраста, обладающие активным избирательным правом. В тоже время пассивное избирательное право ограничено определенными цензами. В частности, имеется возрастной ценз в отношении депутатов представительных органов и должности Президента. Образовательный ценз распространяется на депутатов Сената Парламента. Ценз оседлости применяется в отношении депутатов Сената Парламента и Президента РК.
Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих избирательною систему, статус избирателей, отношения, складывающиеся в ходе избирательного процесса.
В Республике Казахстан организацию и проведение выборов регулирует конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" от 28 сентября 1995 года с изменениями и дополнениями от 19 июня 1997 года, 8 мая 1999 года, 6 ноября 1998 года и 6 мая 1999 года, который характеризует избирательную систему и избирательный процесс в Казахстане.
Выборы в РК бывают прямые и косвенные. Путем прямого избирательного права выбираются Президент, депутаты Мажилиса Парламента, Маслихатов и члены местного самоуправления. Косвенное избирательное право осуществляется при выборах депутатов Сената Парламента.
В основе избирательной системы положена как пропорциональная, так и мажоритарная системы. В Республике Казахстан применяется как мажоритарная избирательная система абсолютного, так и относительного большинства. В частности в I туре выборов Президента используется мажоритарная система абсолютного большинства. Если же предстоит II тур голосования, то применяется мажоритарная система относительного большинства.
Пропорциональная избирательная система применяется при выборах депутатов Мажилиса Парламента. В соответствии с Конституцией 10 депутатов избирается на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.
Систему избирательных органов возглавляет центральная избирательная комиссия, избираемая Мажилисом Парламента по представлению Президента РК. К избирательным органам относятся участковые избирательные комиссии, территориальные и окружные избирательные комиссии.
Государство представляет собой организацию публичной власти, которая предполагает наличие системы органов государственной власти. Государственные органы призваны выполнять государственные задачи, и имеют общие характерные черты. Важной отличительной чертой государственного органа является наделение властными полномочиями, т.е. действия носят властный характер, а указания обязательный характер. Властные полномочия государственного органа реализуются в рамках его компетенции. Под компетенцией государственного органа понимается совокупность предметов его ведения, прав и обязанностей.
Основным принципом организации органов государственной власти является теория разделения властей. Другой важный принцип организации государственной власти представлен в виде наличия "системы сдержек и противовесов", сущность которой состоит в уравновешивании всех трех ветвей власти взаимными полномочиями, чтобы ни одна из них не смогла присвоить всю государственную власть целиком. Кроме того, одним из принципов организации государственной власти в Республике Казахстан является унитаризм. Принцип унитаризма полагает наличие одной системы высших органов государственной власти. Местные органы государственной власти входят в единую систему органов государственной власти и подчинены высшим органам государственной власти.
Принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви является конституционной основой функционирования государственной власти Республики Казахстан (ст. 3.4). Конкретное воплощение принцип разделения властей находит в разграничении компетенции между органами, относящимся к этим трем ветвям власти. Так, законодательная деятельность является прерогативой представительного органа - Парламента РК, осуществляющего законодательные функции. Исполнение законов, в целом исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти. Судебная власть в Республике Казахстан осуществляется независимыми судебными органами.
Высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции является Парламент Республики Казахстан. Парламент Республики Казахстан имеет двухпалатную структуру, он состоит из Сената и Мажилиса. Которые действуют на постоянной основе. В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию РК от 7 октября 1998 года, срок полномочий каждой из палат различные: Мажилис осуществляет свои полномочия в течение 5 лет. Сенат в течение 6 лет. Сенат образуют депутаты, избираемые по 2 человека от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании штатов всех представительных органов соответствующей области. Семь депутатов Сената Парламента назначаются Президентом на срок полномочия Сената.
Мажилис состоит из 77 депутатов, 67 депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам. 10 депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Основной компетенцией Парламента является разработка, рассмотрение и принятие законов. Деятельность Парламента кроме Конституции регламентируется Конституционным законом РК « О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов"' от 16 октября 1995г. с изменениями и дополнениями от 11 апреля 1997 г., 12 .марта 1999 г. от 6 .мая 1999г. Президент занимает особое место в системе органов Республики Казахстан. В организационном отношении он самостоятелен, и не включен ни в законодательную ни в судебную ни в исполнительную власть. Президент, прежде всего, является главой государства. Как глава государства он представляет Республику Казахстан в новые страны и в международных отношениях. Согласно ст. 40 Конституции и ст. 1 Конституционного закона «О Президенте».
Президент является высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики. Президентом может быть гражданин Республики Казахстан по рождению (ст.41), избираемый всенародным голосованием сроком на 7 лет. Это должен быть гражданин РК не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет. Президент наделен большими полномочиями, которые применяет самостоятельно. Президент гарантирует единство народа Казахстана, он выступает также гарантом прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает ответственность органов власти перед народом. Кроме того, он заботиться о согласованном функционировании всех трех ветвей государственной власти. Президент подписывает законы, принимаемые Парламентом, обладает правом отлагательного вето, а также он сам в определенных Конституцией случаях может принимать указы, имеющие силу закона. Президент может распустить Парламент и отправить Правительство в отставку в установленных конституцией случаях.
Высшим исполнительным органом Республики Казахстан является Правительство, которое возглавляет всю систему исполнительных органов. Правительство формируется Президентом Республики Казахстан: Премьер-министр, возглавлявший Правительство РК, назначается Президентом с согласия Парламента. Правительство ответственно перед Президентом во всей своей деятельности. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются Конституционным законом "О Правительстве Республики Казахстан" от 9 декабря 1995г. с изменениями и дополнениями от 24 февраля 1997г. и от 6 мая 1999г. Правительство-это орган высшей общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции Республики Казахстан законов, указов Президента нормативного характера. Правительство обладает правом законодательной инициативы, вносит в Мажилис проекты законов. Оно разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, обеспечивает общественный порядок. Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества: управление экономикой, реализацию социальной политики, обеспечение законности, прав и свобод граждан, реализацию внешней политики и др. К центральным исполнительным органам относятся министерства, агентства, комитеты. Это отраслевые или межотраслевые органы.
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется судом. Система судебных органов установлена Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона ''О судах и статусе судей Республики Казахстан"' от 20 декабря 1995г. с изменениями и дополнениями. Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом. Вес судьи Верховного суда избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего судебного Совета Республики. Система местных судебных органов состоит из областных, городских и районных судов. Судьи областных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации высшего Судебного Совета Республики, а судьи нижестоящих судов назначаются на должность Президентом Республики по представлению Министра юстиции, основанному на рекомендации квалификационной коллегии. Суды состоят из постоянных судей, которые избираются Сенатом Парламента или назначаются Президентом Республики Казахстан пожизненно.
Судьями могут быть граждане Республики Казахстан, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, не менее 2 лет профессионального стажа и сдавшие квалифицированный экзамен (ст. 79.3).
Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории (ст.85). Местные представительные органы - это маслихаты. Система маслихатов возглавляется областными маслихатами. Кроме них имеются городские и районные маслихаты. Маслихат - это собрание депутатов, избираемых непосредственно населением соответствующей административно-территориальной единицы. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший 20 лет. Маслихат выполняет волю населения соответствующих территорий и с учетом общегосударственных интересов определяет меры, необходимые для ее реализации, контролирует ее осуществление.
Местные исполнительные органы в Республике Казахстан возглавляются Акимом соответственной административно-территориальной единицы. Аким является представителем Президента и Правительства Республики. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом по представлению Премьер-министра. Акимы района и города назначаются Акимами областей по согласованию с Президентом Республики Казахстан. Аким района в городе назначается Акимом города по согласованию с Акимом области. Местные исполнительные органы для осуществления возложенных на них функций наделены широкой компетенцией. К ведению местных исполнительных органов относятся: разработка программ социально-экономического развития территории, управление коммунальной собственностью, решение местных кадровых вопросов, а также осуществление иных полномочий. В системе государственных органов важное место занимают органы прокуратуры, имеющие конституционный статус. Поскольку кроме судов в Республике Казахстан из систем правоохранительных органов только прокуратура относится к конституционным органам, чей статус закреплен ст. /ст. 83-84 Конституции РК. В единую систему органов Прокуратуры входят районные, городские и областные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры. Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики определяется Указом Президента Республики Казахстан "О прокуратуре Республики Казахстан» от 21.12 1995г. Органом, осуществляющим конституционный контроль, является Конституционный Совет Республики Казахстан. Конституционный Совет Республики Казахстан состоит из семи членов. Срок полномочий Конституционного и иного Совета шесть лет (ст.71). Председатель Конституционного Совета и два его члена назначаются Президентом Республики, два - Председателем Сената и два - Председателем Мажилиса. Каждые три года происходит ротация половины членов Конституционного Совета. Основной задачей Конституционного Совета является обеспечение верховенства Конституции и конституционной законности на территории Республики. Организация и деятельность Конституционного Совета регулируется Указом Президента, имеющим силу конституционного закона РК "О конституционном совете" от 28 декабря 1995г.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое Конституция?
2.Что такое органы местного государственного самоуправления?
3.Назовите основные этапы конституционного развития Республики Казахстан?
4. Что является основным принципом организации органов государственной власти?
Рекомендуемая литература:
1.Зиманов С.З. Конституция и Парламент Республики Казахстан. А., 1996.
2.Основы государства и права РК. Под ред. Сапаргалиева Г.С.- А., 1997.
3.Сагындыкова А.Н. Конституционное право Республики Казахстан. А., 1998.
4.Сапаргалиев Г.С. Конституционное право РК. – А., 1998.