Стадии и структура разработки инновационного проекта

Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии: 1. Предынвестиционная. Поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи. Научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования. 2. Инвестиционная. Вложение денег и материальное воплощение проекта.

1. Поскольку выведение на рынок инновационных продуктов, как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком. Разработка инновационного проекта начинается с поиска идеи. Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: - на основе последних научных разработок и исследований, - анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей). Поиск идеи для инновационного проекта - творческая задача, часто для этих целей используется ТРИЗ. Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов: - уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов; - наличие научных разработок и исследований по данному проекту; - наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте; - наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка; - соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта; - наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита; - масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений; - маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта; - уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта; - юридическая защищенность проекта - соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот); В результате анализа всех указанных факторов делается предварительное решение об инвестировании. После этого начинается разработка документации - научные изыскания и технико-экономическое обоснование, их согласование и утверждение. Логическим завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.

2. Вторая фаза - реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.

Создание и реализация проекта включает следующие этапы (рис.1.1): формирование инвестиционного замысла (идеи), исследование инвестиционных возможностей, подготовка контрактной документации, подготовка проектной документации, строительно-монтажные работы, эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей [7, c.153].

Стадии и структура разработки инновационного проекта - student2.ru

Рисунок 1.1 - Схема фаз инновационного проекта

Примечание - Источник: [7, c. 153]

Каждая фаза содержит контрольную точку для обзора, переосмысления и оценки прогресса. Стадию «завершения» можно назвать «подведение итогов». Её задача: определение источников принятых решений, создание базы для улучшения рассмотрения результатов на различных стадиях, возможность учесть моральный климат в команде, получить источники будущих идей.

Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями. Инновационный процесс состоит из нескольких этапов:

1) Фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.

2) Прикладные исследования. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

3) Опытно- конструкторские разработки. Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:

- разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;

- формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;

- изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;

- подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;

- создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;

- изготовление, испытание, доводка опытного образца.

4) Освоение производства нового изделия. Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

5) Понятие, виды и результат инновационной деятельности. Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на созданий и внедрение новшества [5, с. 197].

Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование. Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.

Стратегическое планирование опирается на тща­тельный анализ внешней и внутренней среды фирмы. Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономи­ка, политика, рынок, технология, конкуренция. Осо­бенно важным фактором является конкуренция. По­этому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конку­рентов и сравнение их результатов с собственными пока­зателями позволят лучше продумать стратегию конкурент­ной борьбы.

Основная цель планирования инновационной политики- объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды.

Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:

– Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;

– Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;

– Продукт, его характеристика;

– Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;

– Стратегия маркетинга инновационного продукта;

– Организация производственного процесса;

– Организация управления;

– Риски и их страхование;

– Стратегия финансирования.

Оценка эффективности реальных инвестиций должна осуществляться на основе сопоставления объема инвестиционных затрат, с одной стороны, и сумм и сроков возврата инвестированного капитала, с другой. Это общий принцип формирования системы оценочных показателей эффективности, в соответствии с которым результаты любой деятельности должны быть сопоставлены с затратами (примененными ресурсами) на ее осуществление [16, с. 147].

Рассмотрим методы оценки эффективности реальных инвестиций на основе различных показателей. Система этих показателей приведена на рис. 1.2.

Основные показатели оценки эффективности реальных инвестиций
Внутренняя ставка доходности
Период окупаемости
Индекс доходности
Индекс рентабельности
Чистый приведенный доход

Рисунок 1.2 – Система основных показателей, используемых в процессе оценки

Наши рекомендации