Основные признаки, элементы и функции налогов
Основными признаками налогов являются:
- императивность, предполагающая отношения власти и подчинения;
- смена формы собственности субъектов в результате ее отчуждения в доход государства;
- безвозвратность и безвозмездность.
Налоги должны:
- охватывать всю совокупность производственных отношений (производство, распределение, обмен и потребление);
- взиматься во всех формах собственности;
- способствовать дальнейшей социализации личности, семьи и всех субъектов хозяйствования, выведению их потребностей на более высокий социальный уровень;
- отражать движение стоимости с последующим распределением и перераспределением произведенного национального дохода.
Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки.
Налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: субъект и объект налога; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления и сроки уплаты налога. В необходимых случаях законодательство предусматривает налоговые льготы.
Субъект налогообложения (налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, на которое возложена обязанность уплатить налог и (или) сбор в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет являться действительным носителем налога, или его конечным плательщиком.
Носитель налога — физическое или юридическое лицо, уплачивающее налоговый платеж субъекту налога, а не государству. Субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Классическим примером переложения налога является косвенный налог, например, НДС. Субъектом налога является производитель, продавец налога, а носителем налога - потребитель товара.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Объектами налогообложения могут быть: реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации.
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется налоговая ставка.
Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства имеет значение метод формирования налоговой базы.
Существуют два основных метода: кассовый и метод начисления. При использовании кассового метода (учет выручки для целей налогообложения ведется по мере оплаты) доходом являются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде.
При использовании метода начисления доходы и расходы признаются не тогда, когда они оплачены деньгами, а когда начислены. Например, реализация товаров считается свершившимся фактом, когда право собственности на товар перешло к покупателю, а не тогда, когда за товар получены деньги. Таким образом, доходом признаются суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности.
Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговую ставку называют нормой налогового обложения.
В зависимости от предмета (объекта) налогообложения ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме (в рублях) на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельным налогом, налогами на имущество, в обложении акцизным налогом.
Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными, регрессивными.
В зависимости от характера ставок различают прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. При прогрессивных налогах процент изъятия налогов возрастает с увеличением дохода. При регрессивных налогах процент изъятия налога уменьшается с возрастанием дохода (единый социальный налог). При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые налоговые ставки - в одинаковом проценте к объекту налогообложения (налог на прибыль, добавленную стоимость).
Налоговый период – это календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате. Особенности определения налогового периода отражены в статье 55 НК РФ. В течение налогового периода Налоговым кодексом РФ могут быть предусмотрены предварительные платежи по налогу – авансовые платежи.
Налоговая льгота – преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Порядок исчисления налога предусмотрен статьей 52 НК РФ, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Порядок уплаты налогов - это способ внесения налогоплательщиком, налоговым агентом суммы налога и (или) сбора в соответствующий бюджет (фонд). Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу и сбору.
Существуют следующие способы взимания налогов:
кадастровый (от слова «кадастр» — таблица, справочник) - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники, таблицы. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Этот метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта, а только от того, к какой категории относится объект;
на основе декларации (декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога на него) - отличительной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход (налог на прибыль);
у источника - налог вносится лицом, выплачивающим доход. Оплата налога в этом случае производится до получения дохода и получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Если расчет налоговой базы производился налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Если уплата налогов и сборов осуществлена в более поздние сроки по сравнению с законодательством, налогоплательщик помимо налогов и сборов уплачивает пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Срок уплаты налога может быть изменен налоговыми органами (ст.61п.8 НКРФ). В соответствии со статьей 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению министра финансов РФ, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена при наличии хотя бы одного из следующих оснований (ст.64 п.2):
1) причинения налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;
3) угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ, услуг лицом носит сезонный характер.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может предоставляться по одному или нескольким налогам.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации (при наличии оснований) предоставляется возможность в течение определенного срока (от года до пяти лет) и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Решение об изменении срока уплаты налога принимают следующие уполномоченные органы:
1) по федеральным налогам и сборам – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) по региональным и местным налогам и сборам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований;
3) по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - федеральный орган исполнительной власти или уполномоченные им таможенные органы;
4) по государственной пошлине – органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;
5) по единому социальному налогу – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога согласовываются с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора, либо досрочно при условии уплаты всей суммы налога и соответствующих процентов.
Функции налогов
Практика применения налогообложения позволяет выделить основные функции налогов:
- фискальную;
- регулирующую (со стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной подфункциями);
- распределительную;
- контрольную.
Фискальная функция - это изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и непроизводственной сферы. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, которые необходимы для его деятельности.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
а) регулирование рыночных, товарно-денежных отношений, которое состоит в разработке государственными органами (рыночными институтами) определенных законов, постановлений, инструкций, устанавливающих взаимоотношения действующих на рынке лиц: предпринимателей, работодателей и наемных рабочих;
б) финансово-экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью придания их деятельности нужного, выгодного обществу направления. Регулирование путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных заказов и закупок и осуществления народно-хозяйственных программ.
Регулирующая функция налогов занимает среди экономических методов государственного регулирования центральное место. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Регулирующая функция состоит в следующем:
- установление и изменение системы налогообложения;
- определение налоговых ставок и их дифференциация;
- предоставление налоговых льгот.
Данная регулирующая функция имеет следующие основные подфункции:
Стимулирующая подфункция предполагает использование различных видов налоговых льгот: необлагаемый налогами минимум доходов; налоговые скидки; исключение из обложения определенных видов доходов; вычеты из сумм налога; возврат ранее уплаченных налогов (налоговые амнистии); полное освобождение от уплаты некоторых налогов. Пример необлагаемого минимума доходов - налоговые вычеты из доходов физических лиц при исчислении подоходного налога. Он представлен в виде доходов, освобождаемых от обложения налогом (государственные пособия, пенсии, стипендии), и в виде налоговых вычетов (представительские расходы, суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам). Согласно статьям 219-221 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Распределительная или, вернее, перераспределительная подфункция - посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых комплексных целевых программ (научно-технических, экономических и др.). Эта подфункция предполагает также систему льгот и освобождений для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях.
Дестимулирующая подфункция позволяет с помощью повышения ставок налогов ограничить развитие отдельных направлений деятельности, например, игорного бизнеса.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходы граждан, вкладывая их в развитие производственной и социальной инфраструктуры, в инвестиции: в добывающие отрасли, сельское хозяйство, строительство железных дорог, автострад и др.
Перераспределительная функция имеет ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды.
Контрольная функция - контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и граждан, а также контроль источников доходов и расходов.
Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налогов, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
По характеру установления и способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и зависят от величины доходов и размера имущества. К прямым налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий, налог на прибыль предприятий, земельный налог, транспортный налог.
Косвенные налоги не зависят от величины дохода или размера имущества. Они включаются в цену товаров, работ, услуг, которые оплачиваются потребителем. Косвенным налогом облагается оборот или операции по реализации. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы.
По целевой направленности введения налогов (или по отношению к бюджету) различают:
общие (бюджетные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом, используются для общегосударственных целей (налог на прибыль, НДС, акцизы и пр.);
специальные (целевые) налоги и сборы, имеющие строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. Так, единый социальный налог предназначен для формирования внебюджетных фондов.
В зависимости от субъекта налогоплательщика выделяют:
налоги, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц);
налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на имущество организаций);
смешанные налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица (земельный налог, транспортный налог).
По уровню бюджета, в который зачисляется налог, выделяют: закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд (единый социальный налог);
регулирующие налоги - разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
В зависимости от источников уплаты различают:
- налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, работ, услуг, (НДС, акцизы);
- налоги, относимые на себестоимость продукции, работ, услуг (транспортный налог, земельный налог);
- налоги, относимые на финансовый результат и уплачиваемые за счет прибыли, до налогообложения прибыли (налог на имущество организаций);
- налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль) организаций;
- налоги, уплачиваемые за счет дохода (налог на доходы физических лиц).