Коллективные меры борьбы с легализацией «грязных» денег и финансированием терроризма
Впервые проблема противодействия отмыванию «грязных» денег была обозначена в Рекомендациях Совета Европы от 27 июня 1980 г. После того, как входящие в него страны отменили валютные ограничения, банковские технологии перевода средств существенно усовершенствовались, и международным преступникам стало легче отмывать деньги, нажитые нечестным путем. Странам — членам Совета Европы было рекомендовано предпринимать меры для определения капиталов криминального происхождения.
Следующим важным шагом следует считать Конвенцию против незаконного распространения наркотиков и психотропных средств, принятую 20 декабря 1988 г. в Вене. Конвенция подписана 106 государствами — членами ООН (включая СССР). Признано, что главным источни-
ком «грязных» денег является торговля наркотиками. Конвенция обязывает присоединившиеся к ней государства «вести борьбу против отмывания "грязных" денег». В Конвенции особо отмечено, что «банковская тайна не может служить препятствием для организации такой борьбы».
В декабре 1988 г. Комитет по правилам и методам контроля за банковскими операциями (Базельский комитет) принял Декларацию о предотвращении использования банковской системы в целях отмывания денег, полученных преступным путем. Согласно Декларации финансовые учреждения обязаны: а) устанавливать личность своих клиентов при осуществлении банковских операций и б) сотрудничать с национальными властями на основе соответствующего законодательства (иными словами, банки должны предоставлять известные им сведения о незаконном происхождении капиталов).
8 ноября 1990 г. была принята Страсбургская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Конвенция заключена между государствами — членами Совета Европы и открыта для присоединения для других государств. Целями Конвенции являются интенсификация международного сотрудничества в сфере выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности, построение эффективной системы взаимодействия между государствами и осуществление общей уголовной политики, направленной на защиту общества от преступности, в том числе и путем лишения средств, полученных преступным путем. Основными задачами Конвенции являются создание условий и норм международного права для формирования унифицированного национального законодательства в сфере борьбы с отмыванием доходов, полученных от преступной деятельности, а также создание правовых основ международного сотрудничества в сфере выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности. В документе регулируются вопросы международного сотрудничества (обязательство оказывать помощь, конфискация, удовлетворение запросов, вручение документов, защита прав третьих лиц, прямые контакты и др.) прежде всего по вопросам противодействия легализации «грязных» денег и финансированию терроризма.
Рекомендации ФАТФ по борьбе с отмыванием «грязных» денег и финансированием терроризма сгруппированы в два блока: 40 рекомендаций по противодействию отмыванию «грязных» денег и 9 специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма.
Рекомендации первого блока сгруппированы в четыре раздела: Раздел 1 «Общие сведения» (рекомендации с № 1 по № 3); Раздел 2 «Роль внутренних правовых систем в борьбе против отмывания денег» (рекомендации с № 4 по № 29); Раздел 3 «Укрепление международного сотрудничества» (рекомендации с № 30 по № 32); Раздел 4 «Иные фор-
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2001 г.
822 Раздел VI. Международные финансы
Глава 25. Международное противодействие легализации «грязных» денег...
мы сотрудничества» (рекомендации с № 33 по № 40). В рекомендациях первого раздела приведены наиболее общие предложения по организации борьбы с отмыванием «грязных» денег. Определяется понятие «грязных» денег, обосновывается необходимость борьбы с отмыванием (легализацией) «грязных» денег. Второй раздел акцентирует внимание на ответственности за преступления по отмыванию денег, при этом особо отмечается, что отмывание грязных денег должно классифицироваться как уголовное преступление; также указывается на возможность конфискации имущества, явившегося объектом отмывания денег. Согласно статьям раздела 2 рекомендации ФАТФ относятся не только к банкам, но и к небанковским финансовым учреждениям. Рекомендации запрещают открытие «номерных» счетов, обязывают проведение внутреннего контроля и информирование компетентных органов, определяют их полномочия. Устанавливается порядок отношения с государствами, в которых отсутствуют или недостаточно эффективны меры противодействия отмыванию денег, а также с лицами, зарегистрированными или имеющими бизнес в странах из «черного» списка ФАТФ. Рразделы 3 и 4 посвящены формам международного сотрудничества, в частности, порядку обмена информацией, сотрудничеству в отношении конфискации имущества, оказанию правовой помощи и выдачи преступников, сосредоточению коллективных международных усилий и взаимопомощи по вопросам отмывания денег.
Общими принципами борьбы с отмыванием «грязных» денег, изложенными в упомянутых рекомендациях ФАТФ, являются: а) закрепление в законодательном порядке процедур отмывания «грязных» денег как уголовного преступления; б) введение ответственности не только за отмывание, но и за использование отмытых денег; в) создание государственного органа, осуществляющего мероприятия по борьбе с отмыванием «грязных» денег; г) обязательность изучения банками и другими финансовыми компаниями своих клиентов; д) создание стройной и полной системы отчетности по подозрительным операциям (отклонения от стандартной практики проведения операций с наличными деньгами, операций по банковским счетам (вкладам), при получении и предоставлении займов в денежной форме, сделках с ценными бумагами); е) осуществление тесного международного сотрудничества; ж) организация сотрудничества законодательных, правоохранительных и финансовых органов внутри страны; з) налаживание учета всех возможных источников «грязных» денег.
Признавая исключительную необходимость действий по борьбе с финансированием терроризма, ФАТФ приняла дополнительно девять специальных рекомендаций, которые вместе с сорока рекомендациями по борьбе с отмыванием денег создают основы обнаружения, предотвращения и пресечения финансирования терроризма и террористических актов. Суть рекомендаций второго блока такова.
Рекомендация «Ратификация и внедрение нормативных актов
ООН». Каждой стране следует предпринять немедленные и скорейшие шаги по полному внедрению положений Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. Также странам следует немедленно внедрить положения резолюций ООН по предотвращению и пресечению финансирования терроризма, особенно положения резолюции Совета Безопасности ООН № 1373.
Рекомендация «Признание преступного характера финансирования терроризма и связанного с ним отмывания денег». Каждая страна должна законодательно установить преступный характер финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций. Страны должны также предусмотреть при уголовном преследовании таких деяний их статус как основного правонарушения для дальнейшего преследования за отмывание денег.
Рекомендация «Замораживание и конфискация активов террористов». Каждая страна должна внедрить меры по созданию механизма незамедлительного замораживания средств и прочих активов террористов, лиц, финансирующих терроризм и террористические организации, в соответствии с резолюциями ООН по предотвращению и пресечению финансирования терроризма.
Рекомендация «Отчеты о подозрительных операциях, относящихся к финансированию терроризма». Если финансовые учреждения и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами, подозревают или имеют достаточные причины подозревать, что средства связаны или имеют отношение, либо предназначены для терроризма, террористических актов и террористических организаций, они обязаны незамедлительно сообщить о своих подозрениях уполномоченным органам.
Рекомендация «Международное сотрудничество». Каждая страна должна представлять другой стране на основе договора, соглашения или иного механизма взаимной правовой помощи и обмена информацией исчерпывающую помощь в уголовном и гражданском производстве, административных расследованиях, запросах и процедурах, относящихся к терроризму, террористическим актам и террористическим организациям. Страны должны принять все возможные меры для предотвращения на своей территории возможности убежищ для лиц, обвиненных в финансировании терроризма, террористических актов и террористических организаций, и установить процедуры по экстрадиции по возможности таких лиц.
Рекомендация «Альтернативные системы денежных переводов». Каждая страна должна принять меры по обеспечению соответствия всех физических и юридических лиц, включая агентов, занимающихся переводами денег или ценностей, включая неформальные сети или системы перевода денег или ценностей, нормативам ФАТФ для кредитных организаций. Каждая страна должна принять меры по адми-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 25. Международное противодействие легализации «грязных» денег... 825
нистративному, гражданскому либо уголовному преследованию физических и юридических лиц, незаконно занимающихся такими денежными переводами.
Рекомендация «Денежные переводы». Страны должны принять меры по обеспечению предоставления финансовыми учреждениями, включая организации, занимающиеся денежными переводами, полной и достоверной информации об осуществляющем перевод лице (имя, адрес, номер счета) и сопроводительном послании, и такая информация должна сохраняться вместе с переводом или сопроводительным посланием на всех этапах совершаемого перевода. Страны должны принять меры по обеспечению финансовыми учреждениями, включая организации, занимающиеся денежными переводами, пристального внимания и мониторинга подозрительных переводов средств, не содержащих полной информации о лице, осуществляющем перевод (имя, адрес, номер счета).
Рекомендация «Некоммерческие организации». Страны должны проанализировать адекватность законодательства и нормативных актов, относящихся к учреждениям, которые могут быть использованы для финансирования терроризма. Особенно следует обратить внимание на некоммерческие организации, необходимо обеспечить невозможность использования их в преступных целях: террористическими организациями, замаскированными под легальные учреждения; в качестве прикрытия для финансирования терроризма, включая попытки избежать замораживания счетов; сокрыть преднамеренное отвлечение средств, предназначенных для финансирования законной деятельности, на финансирование террористических организаций.
Рекомендация «Перемещение наличности». Страна должна отслеживать физическое перемещение денег (негоциируемых инструментов), например с помощью системы декларирования, а ее компетентные органы должны иметь достаточно полномочий, чтобы препятствовать перемещению денег, которые могут относиться к финансированию терроризма или отмыванию денег. Санкции в отношении лиц, которые проводят подобные операции, должны быть достаточно эффективными, а деньги, относимые к финансированию терроризма или отмыванию, должны конфисковываться.
Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе («Вольфсбергские принципы»).Этот документ был принят 30 октября 2000 г. одиннадцатью ведущими банками мира (Societe Generale, Deutsche Bank AG, ABN AMRO Bank N.V., Banco Santander Central Hispano S.A, Credit Suisse Group, UBS AG, HSBC, Barclays Bank, The Chase Manhattan Private Bank, Citibank N.A, J.P. Morgan). Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем.
Политика банка должна быть нацелена на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей. Банк должен стремиться иметь дело только с теми клиентами, разумная проверка источника благосостояния и средств которых подтвердит их законность. Основная ответственность за это лежит на служащем банка, отвечающем за работу с этим клиентом. Простое соблюдение внутренних процедур проверки не освобождает банковского служащего от основной ответственности. Клиенты и бенефициары, источниками средств которых является деятельность, связанная с рисками отмывания денег, должны проверяться с особой тщательностью. Банковский служащий несет ответственность за обновление информации о клиентах по определенной схеме и(или) при серьезных изменениях в положении клиента. Контрольные органы банка или независимые аудиторы должны регулярно анализировать определенный объем информации о клиенте, чтобы информация была достоверной и полной. Частота проверок зависит от объема, сложности и рискованности работы с клиентом.
Банк должен применять специальную программу мониторинга операций. Основная ответственность за осуществление мониторинга за движением средств по счетам клиентов лежит на персонале банка. Контроль должен осуществляться на основании документа, определяющего стандартные меры, предпринимаемые на различных «уровнях контроля» (служащий банка, независимое подразделение банка, служба комп-лаенс-контроля, служба внутреннего аудита). Документ должен указывать временные рамки, степень контроля, вопросы, требующие контроля, распределение обязанностей, порядок анализа и т. д. Должен быть установлен регулярный порядок информирования руководства по вопросам отмывания денег (например, количество сообщений, направленных в соответствующие государственные органы, способы мониторинга, изменения в законодательной и нормативной базе, количество и тематика учебных мероприятий для служащих банка).
Банк должен составить программу по обучению персонала, работающего с клиентами, и комплаенс-контролеров методам определения и предотвращения отмывания денег. Должны проводиться регулярные (например, раз в год) учебные мероприятия, в том числе по вопросам выявления и дальнейших действий в случае необычной или подозрительной деятельности. Сотрудников банка необходимо также информировать об изменениях в законодательной и нормативной базе, регулирующей вопросы противодействия отмыванию денег. Должны быть определены стандарты по хранению документов, касающихся противодействия отмыванию денег (хранение как минимум в течение пяти лет).
Банк должен установить исключения и случаи отклонения от обычной практики, которые требуют дополнительной оценки рисков и заключения независимого подразделения. Должно быть создано и соответствующим образом укомплектовано независимое подразделение,
Раздел VI. Международные финансы
Глава 25. Международное противодействие легализации «грязных» денег... 827
отвечающее за предотвращение отмывания денег (например, служба комплаенс-контроля, независимый контрольный департамент, юридическая служба). Необходима разработка документа о выявлении и действиях при обнаружении необычной или подозрительной деятельности клиента (в документе должно быть определено, что считается необычной или подозрительной деятельностью, и приведены конкретные примеры). В частности, необычная или подозрительная деятельность может включать: движение средств по счету, не соответствующее деятельности клиента, операции с использованием средств свыше определенных пороговых значений, использование счета в качестве транзитного, частые переводы средств по счету. Необычная или подозрительная деятельность может быть выявлена путем: осуществления мониторинга операций, анализа контактов клиента (встречи, беседы, поездки по странам и т. д.), анализа информации из независимых источников (например, средств массовой информации, Интернета и т. д.), анализа собственной (внутрибанковской) информации об окружении клиента (например, политической ситуации в стране клиента). Действия в случае выявления необычной или подозрительной деятельности — служащий банка, руководство банка и(или) служба контроля должны осуществлять анализ обстоятельств любых необычных или подозрительных действий. В случае если рационального объяснения найти не удастся, могут быть приняты следующие решения: продолжать отношения с клиентом, обеспечив повышенный контроль, прекратить отношения с клиентом, информировать власти о данном случае.
В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергски-ми принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка.
Опыт России
В Российской Федерации система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма создавалась с учетом требований рассмотренных выше рекомендаций ФАТФ. Она имеет в своей основе принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Эксперты ФАТФ исходят из того, что именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов.
В России в 2001 г. Государственной думой РФ был принят закон, регламентирующий механизм защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства1. В соответствии с установленным порядком контроль в целях противодействия отмывания «грязных» денег и финансирования терроризма проводится всеми организациями, осуществляющими операции с денежными средствами. В число таких организаций входят: 1) кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации); 2) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 3) страховые организации и лизинговые компании; 4) организации федеральной почтовой связи; 5) ломбарды; 6) организации, осуществляющие куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней; 7) организации, содержащие тотализаторы, букмекерские конторы, организующие лотереи; 8) организации, осуществляющие управление инвестиционными или негосударственными пенсионными фондами; 9) агентства недвижимости; 10) адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимостью, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принимающим меры и координирующим в стране деятельность по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Этот орган часто называют «финансовой разведкой».
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: процедуры внутреннего контроля, обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах.
Внутренний контроль — это деятельность организации по выявлению сделок, .которые могут быть связаны с отмыванием «грязных» денег и финансированием терроризма. Основным принципом внутреннего контроля в целях противодействия преступной деятельности является участие в контроле всех сотрудников независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции. Для координации системы контроля назначается ответственное лицо (специальный сотрудник) с предоставлением ему соответствующих полномочий. Единоличная ответственность за деятельность организации (банка) в области противодействия отмыванию возлагается на ее руководителя. Организа-
1 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями от 28 июля 2004 г.).
Раздел VI. Международные финансы
Глава 25. Международное противодействие легализации «грязных» денег...
ции, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны: идентифицировать лицо, находящееся у них на обслуживании; систематически обновлять информацию о клиентах; осуществлять обязательный контроль.
В коммерческом банке разрабатываются специальные правила внутреннего контроля в целях предотвращения отмывания денег. Они разрабатываются с учетом того, что необходимо сохранять конфиденциальность сведений о проводимом контроле, соблюдать банковскую тайну, а также исключить участие служащих в легализации «грязных» денег и финансировании терроризма. Эти правила включают порядок документального фиксирования информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, критерии выявления и признаки необычных сделок, программы контроля («Идентификация клиентов», «Выявление операций, подлежащих обязательному контролю», «Проверка информации о клиенте», «Документальное фиксирование информации», «Хранение информации и документов», «Подготовка и обучение кадров», «Порядок отказа от заключения договоров банковского счета и отказа в выполнении распоряжения об осуществлении операции», «Порядок приостановление операций», «Организации работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Коммерческим банкам запрещается: 1) открывать счета на анонимных владельцев, т. е. без представления документов, необходимых для идентификации; 2) открывать счета личного присутствия лица, открывающего счет, либо его представителя; 3) устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления. Банки обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.
Кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случаях: а) отсутствия по своему местонахождению юридического лица его постоянно действующего органа управления; б) непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих достоверность сведений, либо представления недостоверных документов; в) наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности. Нарушение банками данных правил может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии.
Обязательный контроль — это совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами. В Российской Федерации подобному контролю подлежат некоторые операции.
Прежде всего это операции, проводимые по поручению лиц, в отношении которых есть сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности, или организациями, прямо или косвенно учрежденными такими лицами. Операции приостанавливаются на 2 дня, а сведения о них направляются в Росфинмониторинг. Если по истечении двух дней не принято решение, ограничивающее осуществление данной операции, и не получены указания о дальнейших действиях, то операция проводится в соответствии с распоряжением клиента в соответствии с данными первоначальными поручениями. Обязательному контролю также подлежат сделки с недвижимым имуществом, если их сумма превышает 3 млн руб., а также прочие операции на сумму свыше 600 тыс. руб., если они относятся к операциям, имеющим повышенный риск быть связанными с отмыванием «грязных» денег1. Сведения о подобных операциях направляются в Росфинмониторинг.
Отдельные виды сделок подлежат документальному фиксированию с последующим дополнительным расследованием. К ним относятся: а) сделки, носящие запутанный или необычный характер; б) сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; в) сделки, не соответствующие целям деятельности организации, установленным учредительными документами; г) выявленные неоднократные операции, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, или в отношении которых имеются иные сведения, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Если у работников организации (банка) возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, сведения о подобных операциях передаются в Росфинмониторинг.
Сведения в Росфинмониторинг направляются не позднее следующего рабочего дня, при этом указываются причина направления сообщения (операция, подлежащая обязательному контролю или необычная сделка), а также содержание операции (сумма и валюта, сведения
К ним относятся: а) банковские операции с денежными средствами в наличной форме (за исключением операций физических лиц по внесению и снятию денег со сво-то счета); б) операции по банковским счетам на предъявителя или анонимного владельца; в) переводы, осуществляемые некредитными организациями по поручению "~иента; г) предоставление и получение займов от некредитных организаций; д) скупка драгоценностей; е) помещение ценностей в ломбард; ж) операции по накопительному страхованию; з) лизинговые операции; и) получение выигрыша в лотерее, тотализаторе.
Раздел VI. Международные финансы
о лицах, совершающих сделку, используемый счет). При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы.
Материалы для самостоятельной работы
Дайте определение следующим ключевым понятиям:«грязные» деньги, легализация «грязных» денег, финансирование терроризма, внутренний контроль за операциями, связанными с отмыванием преступных доходов, система обязательного контроля.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Почему одной из проблем развития мировой валютной системы является использование ее для легализации «грязных» денег и финансирования терроризма?
2. Охарактеризуйте международные организации ФАТФ, ЭГМОНТ, МАНИВЭЛ.
3. Что входит в понятие «грязных» денег?
4. Что называется легализацией «грязных» денег?
5. Объясните основные идеи сорока рекомендаций ФАТФ.
6. Для чего ФАТФ разработала девять специальных рекомендаций?
7. В чем принципиальное отличие Вольфсбергских принципов от рекомендаций ФАТФ?
8. Какие меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, применяются в РФ?
9. Какие сделки подлежат «обязательному контролю», а какие — «фиксированию информации»?
Глава 26