Бюджетный процесс сверху вниз или снизу вверх
Многие компании традиционно привержены бюджетному процессу сверху вниз,
опирающемуся на бюрократические подходы к контролю (см. гл. 19), когда менеджеры среднего звена и первой линии просто информируются о распределении средств в соответствии с решениями высшего руководства. Бюджетирование сверху вниз обладает определенными преимуществами: менеджеры высшего звена обладают информацией о всех аспектах деятельности компании и внешней среде, о финансовых целях и прогнозах, располагают достоверными данными о доступных в будущем периоде ресурсах. Следовательно, бюджетный процесс сверху вниз позволяет менеджерам установить целевые бюджетные задания для каждого отдела таким образом, чтобы они в полной мере удовлетворяли потребности в доходах и расходах компании в целом.
Проблема бюджетного процесса сверху вниз состоит в том, что менеджеры более низкого уровня, как правило, не ощущают личной ответственности за выполнение целевых бюджетных заданий, так как они никак не участвуют в бюджетировании, исключены из процесса принятия относительно распределения ресурсов.
С целью устранения такого рода негативных аспектов многие организации приняли на вооружение бюджетный процесс снизу верх, который находится в одном ряду с децентрализованным подходом к контролю. В соответствии с ним менеджеры более низких уровней организации формулируют ресурсные потребности своих отделов и передают свои предложения вверх по иерархии. Очевидно, что бюджетирование снизу вверх позволяет более точно учесть ресурсные потребности организации, так как менеджеры среднего и низших звеньев обладают более достоверными данными об эффективности и возможностях своих сфер деятельности, повышается их мотивация к выполнению бюджетных заданий, поскольку участие в процессе принятия решений означает принятие ими ответственности за бюджетный план.
Но для бюджетирования снизу вверх в свою очередь характерен ряд недостатков. Так как производственные результаты отделов оцениваются в сравнении с бюджетом, среднее и низшие звенья управления не заинтересованы в напряженных планах. Еще одна проблема заключается в том, что оценки будущих расходов могут не учитывать реальные экономические перспективы отрасли, либо расходиться с финансовыми прогнозами и целями компании. Бухгалтерский факультет какого-нибудь университета может запланировать рост численности профессорско-преподавательского состава на 20 %, в то время как университет планирует увеличить прием студентов на обучение профессии бухгалтера только на 10 %.
В стремлении оптимизировать соотношение преимуществ и недостатков многие компании используют комбинированный бюджетный процесс. Руководство компании и главный бухгалтер определяют экономические перспективы и финансовые Цели, делают прогнозы, а затем информируют менеджеров более низких уровней о предполагаемой доступности ресурсов. Как только общие целевые задания (напри-
Часть 6. Контроль
Глава 20. Системы управленческого контроля
мер, увеличение потребления некоего ресурса на 3 %) определены, менеджеры отделов получают возможность разрабатывать собственные бюджеты. Каждый отдел вправе воспользоваться преимуществами владения специальной информацией, знаниями благоприятных возможностей на своем уровне. Далее бюджет передается вверх и руководство компании устраняет несоответствия между бюджетами отделов.
Комбинация бюджетных процессов представлена на рис. 20.7. Цикл бюджетирования начинается с высшего менеджмента. Он же и завершает его, принимая бюджеты всех отделов и служб. Бюджеты отделов остаются в рамках заданных руководством целевых ориентиров, а бюджет компании в целом отражает специфические знания, потребности и возможности каждого подразделения.