Построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз».

Бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх», предусматривают сбор и постепенную передачу информации от исполнителей к менеджерам нижнего уровня и далее к руководству компании. Основным недостатком таких бюджетов является то, что много сил и времени, как правило, уходит на их согласование. Причем часто показатели необоснованно изменяются, что искажает информацию и может вызвать негативную реакцию менеджеров нижнего уровня. Бюджеты, построенные по принципу «сверху вниз», построены по обратному принципу и требуют от руководства компании четкого понимания работы компании в целом. Как правило, на практике применяются смешанные варианты, содержащие в себе черты обоих типов.

Долгосрочные и краткосрочные.

В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года. К сожалению, сейчас в России «горизонт прогнозирования» составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, в российских условиях представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года. Часто долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования.

Непрерывные (скользящие).

По мере того как заканчивается месяц (квартал), к старому бюджету добавляется новый. Этот вид бюджета целесообразно использовать в российских условиях в связи с высокой степенью неопределенности. Бюджетирование можно построить так: на первый квартал планового года построить максимально подробный бюджет, далее бюджеты могут быть уже более приблизительными и уточняться по мере исполнения.

Постатейный.

Предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Например, если вы запланировали потратить на маркетинговые исследования не более 10 000 дол., больше вы потратить не сможете.

С временным периодом.

Этот термин означает систему бюджетирования, в которой не израсходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Недостатком такого метода является неравномерность расходования средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остатки неоптимальным образом, опасаясь, что в случае «недорасхода» руководство сократит бюджет на следующий период.

Статичные и гибкие.

В статичном типе бюджета цифры не зависят от объемов производства, в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра (как правило, объема производства или продаж).

С нулевым уровнем и преемственные.

Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». В противоположность ему у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения. Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он может привести к тому, что в процессе бюджетирования будут повторяться одни и те же ошибки, которых можно было бы избежать при составлении бюджета «с нуля».

Генеральные и частные.

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным (общим). Его цель - объединить и суммировать сметы и планы разных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах:

• единства бюджетной системы;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетнойсистемы;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

• сбалансированности бюджета;

• бездефитцитности бюджета;

• эффективности и экономности использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;• достоверности бюджета.

Принцип единства бюджетной системы означает единство:

• регламентирующей нормативной базы;

• форм бюджетной документации;

• санкций и стимулов;

• методологии формирования и использования бюджетных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между отдельными бюджетами означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими субъектами управления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

• право отдельных субъектов управления самостоятельно осуществ-лять бюджетный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждогосубъекта управления, определяемых в соответствии с методологией формирования бюджета предприятия;

• право субъектов управления самостоятельно в соответствии с дей-ствующей методологией определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных входе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов;

• недопустимость компенсации за счет других бюджетов потерь вдоходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы субъекта управления подлежат отражению в его бюджете.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета необходимо исходить из принципа минимизации размера его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюдже-

тов соответствующие субъекты управления должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные расходы всех ЦФО должна покрываться общей суммой доходов предприятия.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития предприятия в целом и отдельных субъектов управления, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Обычно выделяют два подхода к планированию: планирование с нуля и планирование от достигнутого (основанное на трендовом анализе).

Главный (общий) бюджет включает в себя оперативный и финансовый бюджеты.

В целом составляют бюджеты следующих видов:

• бюджет продаж (по товарам и регионам в натуральном и стоимос-тном выражении);

• бюджет производства (по видам товаров);

• бюджет прямых материальных затрат (по видам затрат);

• бюджет расходов на оплату труда (по подразделениям);

• бюджет накладных расходов (по видам расходов);

• бюджет себестоимости;

• бюджет денежных средств (в помесячном разрезе);

• бюджет капитальных вложений;

• бюджет прибылей и убытков (соответствует отчетной форме);

• бюджет активов и пассивов.

Такая последовательность бюджетов обусловлена тем, что для составления каждого последующего необходимо предварительно наличие предыдущего вида бюджета. Поэтому такая последовательность тесно связана с проведением комплексного анализа предприятия. Так, для составления прогнозного баланса необходимо прежде всего спрогнозировать объем продаж, на основе чего заложить в смету объем производства, сметную себестоимость, денежный поток и прогноз прибылей и убытков. При составлении бюджета себестоимости составляются сметы производства, прямых материальных затрат, затрат на оплату труда и общепроизводственных (накладных) расходов.

Последовательность формирования основного бюджета можно представить в виде блок-схемы (рис. 10.1). Данная блок-схема не отражает

всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.

Построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз». - student2.ru

Бюджет
производственных запасов
Бюджет прямых затрат
на оплату труда
Инвестиционный бюджет
Отчет
о прибылях и убытках
Балансовый отчет
Основные бюджетные
документы
Бюджет денежных средств
Бюджет продаж
Бюджет общепроизводствен-
ных накладных расходов
Производственная себестоимость
реализованной продукции
Бюджет коммерческих расходов
Бюджет управленческих расходов
Бюджет прямых затрат
на материалы
Бюджет производства

Рис. 10.1. Блок-схема формирования основного бюджета

Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж.

Бюджет продаж - операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т. д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.

Закономерно, что в процессе бюджетирования и принятия решений важное место принадлежит прогнозу спроса.

Он должен составляться с учетом двух видов издержек:

• стоимости подготовки прогноза (включая затраты на сбор и попол-нение данных);

• расходов, которые могут появиться в результате использованиянеправильного прогноза.

В зависимости от степени неопределенности исходных данных эксперт может:

• дать одну оптимальную оценку вероятного спроса;

• предложить широкий прогноз с учетом наиболее важных неопре-деленностей;

• или же разработать серию различных сценариев, отражающих воз-можные будущие ситуации.

При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:

• какую продукцию выпускать;

• в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определен-ные промежутки времени);

• какую установить цену продукции;

• какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой вследующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.

В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.

На объем реализации продукции влияют следующие факторы:

• макроэкономические показатели текущего и перспективного состо-яния страны (средний уровень заработной платы, темп роста про-

изводства продукции по отраслям, уровень безработицы и т. д.);

• долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;

• ценовая политика, качество продукции, сервис;

• конкуренция;

• сезонные колебания;

• объем продаж предшествующих периодов;

• производственные мощности предприятия;

• относительная прибыльность продукции;

• масштаб рекламной кампании.

Выбор наиболее приемлемой из возможных ее вариантов стратегии осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния компании.

Прогноз спроса следует периодически корректировать как в ходе подготовки проекта, так и во время начального периода его эксплуатации. Это позволяет уменьшить разрыв между прогнозируемой и реальной ситуацией.

Основными методами прогнозирования объема продаж являются:

• метод экстраполяции (тренда);

• метод уровня потребления;

• корреляционно-регрессионные модели;

• оценочные суждения;

• экспериментирование на рынке.

Метод экстраполяции основан на анализе временных рядов, распространяет информацию на будущее, соотносит объем продаж с фактором времени, а не с причинно-следственными взаимосвязями.

Метод экстраполяции осуществляется по следующим этапам:

1) определяются формы тренда; 2) оцениваются его параметры.

При этом берутся наблюдения за 5 лет, производят сглаживание нетипичных колебаний (применяют метод скользящей средней).

При использовании метода уровня потребления оценивается уровень потребления на основе стандартных коэффициентов; метод применяется только для продукции конечного потребления (спрос на автомобили в расчете на семью, на 100 человек и т. д.).

Корреляционно-регрессионные модели - это прогноз, строящийся на основе изучения причинно-следственных взаимосвязей между спросом и различными факторами, действующими на него. Проблемы, с которыми сталкиваются при таком методе прогнозирования спроса, следующие:

1) корректное определение факторов;

2) получение информации за несколько периодов.

Метод оценочных суждений - метод экспертных оценок, при котором применяются: интервью, анкетирование, опросы потребителей, а затем на основе полученной агрегированной информации оцениваются факторы и спрос.

Метод экспериментирования на рынке предполагает наблюдение за поведением потребителя на уже существующем рынке.

Вся реализованная продукция может быть оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа товара в кредит, т. е. с временной отсрочкой платежа. Наилучшим вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу опыта компании, сортировке всех существующих контрактов по признаку срока оплаты

продукции, оценке степени выполнения покупателями своих обязательств.

В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

• бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квар-тальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;

• бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, с учетом гео-графии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;

• бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж,который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;

• в процессе прогнозирования денежных потоков от продаж необ-ходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлятьбюджет коммерческих расходов, хотя на блок-схеме составления основного бюджета он находится ближе к отчету о прибылях и убытках. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.

Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:

• расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемомпродаж;

• не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно пла-нируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;

• большинство затрат на сбыт планируется в процентном отноше-нии к объему реализации; величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;

• коммерческие расходы могут группироваться по многим критери-ям в зависимости от сегментации рынка;

• значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продви-жение товара - это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;

• в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению,страхованию и складированию продукции.

Бюджет производства - это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в

бюджетном периоде (в натуральных показателях). Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.

Необходимый объем выпуска продукции определяется как планируемый объем продаж, плюс желаемый запас продукции на конец периода, минус запасы готовой продукции на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны, деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах к продажам следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.

Одновременно с бюджетом производства следует составлятьбюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Бюджет прямых затрат на материалы - это количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов.

Методика его составления исходит из следующего:

• все затраты подразделяются на прямые и косвенные;

• прямые затраты на сырье и материалы - затраты на сырье и мате-риалы, из которых производится конечный продукт;

• бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе про-изводственного бюджета и бюджета продаж;

• объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем ис-пользования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;

• бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сро-ков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.

В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда - это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.

При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

• • бюджет производства, данные о производительности труда и став-ках оплаты труда основного производственного персонала;

• фиксированную и сдельную части оплаты труда.

Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или существует вероятность того, что оно не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляется график погашения задолженности по заработной плате. Этот график составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных сырья и материалов.

Бюджет общепроизводственных расходов - это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материа-

лы и оплату труда.

Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и г. д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

Бюджет управленческих расходов - плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела АСУ, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т. д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная их часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем про-

данных товаров (в натуральном или денежном выражении).

Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формированию основного финансового бюджета, которое начинается с подготовки прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках - это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете последних.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, расходах и величине налога на прибыль.

Наиболее ответственным этапом здесь является оценка себестоимости. Для того чтобы сделать процесс оценки себестоимости адекватным процессу оперативного финансового планирования, необходимо построить модель себестоимости, с помощью которой происходит автоматический пересчет себестоимости в зависимости от изменения факторов потребления ресурсов и цен. Вся совокупность потребляемых предприятием ресурсов представляется в виде стандартного набора, который может расширяться в зависимости от планов освоения предприятием новых видов продукции. Для каждого вида ресурса устанавливается расходный коэффициент, который определяет потребление данного вида ресурсов каждым продуктом. Помимо этого, определяется цена каждого ресурса.

Модель оценки себестоимости зависит от избранного метода ее калькулирования. При составлении бюджета себестоимости многое зависит от варианта калькулирования себестоимости и существующей на данном предприятии системы управленческого учета.

Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.

Следующим шагом - одним из самых важных и сложных в бюджетировании - является составление бюджета денежных средств.

Бюджет денежных средств - плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются

менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств.

Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной.

Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.

Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.

Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.

На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс.

Прогнозный баланс - форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.

Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве средства контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период - действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен «сойтись», т. е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала.

Помимо этого выделяют бюджеты текущих и капитальных затрат. Последние предусматривают как расчет потребности в оборотных, так и в основных средствах.

Сметное планирование лежит в основе оценки потребности в оборотных средствах для целей эффективного управления финансами предприятия и финансовыми потоками, а также снижения потенциальных налоговых издержек.

При сметном планировании потребности в оборотных средствах используются следующие методы: • нормативный;

• расчетно-аналитический;

• балансовый;

• метод оптимизации;• метод моделирования.

Сущностью нормативного метода оценки потребности в оборотных средствах является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализации, выпуска продукции, объема

услуг).

Сущность расчетно-аналитического метода оценки потребности в оборотных средствах заключается в расчете объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.

Сущность балансового метода оценки потребности в оборотных средствах - это увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов). Балансовый метод используется обычно на стабильно работающих предприятиях. Согласно данному методу

Потребность в элементе оборотных средств = Выручка х Доля этого элемента оборотных средств в выручке х Соотношение между индексным изменением этого элемента оборотных средств и индексным изменением выручки.

Для стабильно работающих предприятий возможно также применение опытно-статистического метода оценки потребности в оборотных средствах, который позволяет проанализировать имеющийся оборотный капитал, исключив ненужные элементы и добавив недостающие.

Сущностью методов оптимизации при оценке потребностей в оборотном капитале является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).

Сущность метода моделирования основана на факторном анализе функциональных связей между различными элементами процесса производства - например, моделирование зависимости оборотных средств от объемов реализации продукции.

При определении потребности в оборотных средствах на основе трендового анализа, т. е. выявления тенденции прошлого, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей периода, устанавливают требуемые для данного предприятия периоды оборачиваемости

разных элементов оборотных средств на основе показателей частного оборота, а затем осуществляют нормирование.

При нормировании потребности в производственных запасах материалов как одного из элементов оборотных средств руководствуются следующим вариантом вышеприведенной формулы:

Потребность в производственных запасах материалов = Расход производственных запасов материалов за нормируемый период х Норма производственных

запасов материалов в днях / Продолжительность планового периода в днях.

Норма по всем материалам в днях рассчитывается как средневзвешенная величина. Норма по каждому материалу включает в себя время пребывания материала в пути, время на его разгрузку и сортировку, на подготовку к производству, пребывание в виде гарантийного запаса.

При нормировании потребности в заделах незавершенного производства как одного из элементов оборотных средств руководствуются следующим вариантом вышеприведенной формулы:

Потребность в заделах незавершенного производства = (Единовременные затраты при запуске изделия + Последующие затраты при его изготовлении за

нормируемый период) х Норма по заделам незавершенного производства в днях / Продолжительность планового периода в днях.

Норма по заделам незавершенного производства в днях = Коэффициент нарастания затрат х Средневзвешенная продолжительность производственного цикла в днях по всем изделиям.

По каждому изделию продолжительность производственного цикла в днях складывается из времени непосредственного процесса обработки, времени транспортировки и ее ожидания, времени пребывания изделия между операциями и цехами из-за различных ритмов работы обо-

рудования и времени пребывания изделия в виде гарантийного запаса.

Коэффициент нарастания затрат при их равномерном нарастании =

= (Единовременные затраты при запуске изделия + 0,5 х Последующие затраты при изготовлении изделия за нормируемый период)/

(Единовременные затраты при запуске изделия + Последующие затраты при его изготовлении за нормируемый период).

При нормировании потребности в запасах готовой продукции как одного из элементов оборотных средств руководствуются следующим вариантом вышеприведенной формулы:

Потребность в запасах готовой продукции = Выпуск готовой продукции за нормируемый период х Средневзвешенная норма по всем изделиям в днях / Продолжительность планового периода в днях.

Причем норма по каждому изделию в днях определяется как сумма дней, необходимых на подбор отдельных видов и марок изделия, комплектование транспортных партий, упаковку, погрузку, транспортировку, на пребывание изделия в виде страхового запаса.

Оценка исполнения бюджетов строится на анализе отклонений, или

«план-факт»-анализе, при котором учитываются не только отклонения в общем по всему бюджету и отдельным его вилам, но и по факторам, ставшим причинами отклонений по каждому отдельному подразделению в рамках разных видов бюджетов, особенно в части бюджетов расходов. В таком случае анализ отклонений фактических показателей от бюджетных проводится в полном соответствии с методами факторного анализа.

При оценке исполнения бюджетов производят расчет отклонения фактических показателей от показателей, предусмотренных разными видами бюджетов. Затем изучают факторы, повлекшие эти отклонения, то есть их причины, и находят виновников негативных отклонений. Схе-

ма простого анализа отклонений представлена на рис.10.2.

Построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз». - student2.ru

Построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз». - student2.ru Рис. 10.2. Схема простого анализа отклонений, ориентированного на корректировку последующих планов

Простой анализ отклонений производится в соответствии со схемой.

Суть подхода состоит в том, что система контролирует состояние выполнения бюджета путем сопоставления бюджетных показателей и их фактических значений. Если отклонение носит существенный характер, то финансовый менеджер принимает решение о необходимости вносить соответствующие коррективы в бюджет последующего периода. В противном случае никакие корректирующие действия не производятся.

В этой связи важным становится вопрос о существенности издержек. Представляется, что в качестве критерия для определения значительности издержек следует использовать конечные итоговые бюджетные показатели, например величину суммарного денежного потока. Имея соответствующую компьютерную программу, финансовый менеджер рассчитывает последствия конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на величину суммарного денежного потока. На основании отклонения фактического суммарного денежного потока от планового значения делается вывод о необходимости производить корректировку плана следующего периода.

Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на денежный поток. По существу, производится декомпозиция влияния всех вместе взятых отклонений на величину итогового денежного потока. Технология проведения такого контроля выглядит следующим образом.

Шаг 1. Установление всех факторов, которые влияют на величину денежного потока.

Шаг 2. Определение суммарного отклонения денежного потока от бюджетного значения.

Шаг 3. Определение отклонения годового денежного потока в результате отклонения каждого отдельного фактора.

Шаг 4. Составление таблицы приоритетов влияния, которая располагает все факторы по порядку начиная с более значимых.

Шаг 5. Формулирование окончательных выводов и рекомендаций в части управленческих решений, направленных на выполнение бюджета.

Анализ отклонений в условиях неопределенности рассматривает несколько другую схему принятия решений в отношении существенности отклонений. Согласно этой схеме все параметры бизнеса (цены, объемы, расходные коэффициенты и т. д.) признаются по своей сути неопределенными значениями и задаются не в виде отдельных чисел, а в виде интервалов неопределенности.

Неопределенность в отношении параметров бизнеса порождает неопределенность результирующего годового денежного потока и/или прибыли, если последняя также является предметом анализа. Оценить неопределенность денежного потока можно с помощью имитационного моделирования. Для этого следует воспользоваться какой-либо стандартной программой, например Crystal Ball. Данная программа позволяет производить многократное статистическое моделирование всего множества неопределенных параметров бизнеса (в соответствии с заданными

интервалами неопределенности) и построить интервал неопределенности для годового денежного потока или прибыли.

Построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз». - student2.ru При оценке исполнения бюджетов необходимы такие понятия, как жесткие и гибкие бюджеты (с целью элиминирования влияния фактора изменения объемов деятельности предприятия, то есть объемов производства и продаж). Системы бюджетов, рассчитанные на разные объемы продаж, называются гибкими бюджетами. Ориентировочно гибкие бюджеты составляют через каждые 5% увеличения или уменьшения объема продаж. Считается, что бю

Наши рекомендации