Обращение за назначением пенсии
1. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении"<*> заявление о назначении трудовой пенсии гражданам, работающим у работодателей - юридических лиц, и членам их семей (в случае потери кормильца) подается через работодателя по месту последней работы.
(пункт 1 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87)
------------------------------
<*> - В дальнейшем именуется Закон.
<**> Исключено. - Постановление Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87.
Представитель работодателя за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией. Заинтересованность в своевременном оформлении выхода на пенсию должна быть обоюдной, т.е. со стороны как работодателя, так и работника (поскольку рассмотрение вопроса о назначении пенсии осуществляется при наличии письменного волеизъявления (заявления) гражданина о назначении пенсии).
Работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. При обращении за назначением пенсии заявитель (работник) предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство. Для граждан Республики Беларусь таким документом является паспорт Республики Беларусь, для иностранных граждан и лиц без гражданства - национальный паспорт и (или) вид на жительство, удостоверение беженца.
2. Заявление о назначении трудовой пенсии неработающим гражданам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, творческим работникам, не работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашним работникам, работникам религиозных организаций, лицам, обучающимся в учреждениях образования, и другим, и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства заявителя.
В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства.
Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).
Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы, подается в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.
Назначение (перерасчет) пенсии производится районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите. Однако по требованию лица, обратившегося за назначением или перерасчетом пенсии, работодателя и других заинтересованных лиц (в том числе при несогласии с решением районного (городского) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите) вопрос о назначении (перерасчете) пенсии решается комиссией по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и распорядительным органом.
Заявление о назначении пенсии и необходимые для назначения пенсии документы могут быть поданы доверенным лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной на представление этим лицом документов для назначения пенсии в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите, сбор недостающих для назначения пенсии документов и получение пенсионного удостоверения.
Решение об отказе в назначении пенсии по мотивам несоответствия условиям, предусмотренным Законом, во всех случаях принимается только комиссией по назначению пенсий. О дате заседания комиссии предварительно извещается работодатель или заявитель.
Районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения выдает или посылает работодателю или заявителю извещение об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы.
Решение органа, осуществляющего назначение (перерасчет) пенсий, может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите (комитет по труду, занятости и социальной защите соответствующего облисполкома или Минского горисполкома). Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, работодатель и другие заинтересованные лица не согласны с принятым этим органом решением, спор разрешается в судебном порядке.
Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом работодателем в письменной форме с указанием причины отказа.
3. Заявление о переводе с одного вида пенсии на другой, о перерасчете пенсии, о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства заявителя (законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).
Лица, находящиеся в местах лишения свободы, подают указанное заявление в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.
(пункт 3 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87)
4. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Заявление о назначении пенсии заполняется заявителем по установленной форме и регистрируется представителем работодателя в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий. В случае увольнения работника после подачи заявления о назначении пенсии оно подлежит рассмотрению работодателем в установленном порядке независимо от факта увольнения. Заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца принимается представителем работодателя по месту последней работы кормильца независимо от времени, прошедшего после его смерти.
Обращающийся за пенсией (независимо от вида) в обязательном порядке должен предъявить документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство:
- гражданин Республики Беларусь - паспорт гражданина Республики Беларусь;
- иностранный гражданин или лицо без гражданства - национальный паспорт и (или) вид на жительство;
- несовершеннолетние лица, не достигшие 16 лет, - свидетельство о рождении или паспорт.
Представитель работодателя в течение 10 дней со дня приема заявления оформляет необходимые документы о стаже, заработке и другие, а также свое представление, знакомит с ним работника (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы передаются в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. Если собраны не все необходимые документы, передаются имеющиеся с указанием причины отсутствия недостающих. Впоследствии недостающие документы представляются в установленные законодательством сроки.
5. Днем обращения за пенсией считается день приема районным (городским) управлением (отделом) по труду и социальной защите заявления (представления) со всеми документами, необходимыми для определения права на пенсию и ее размера.
Если заявление (представление) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами пересылается почтовой связью, днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления. (часть 1 пункта 5 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87)
В тех случаях, когда к заявлению (представлению) о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите сообщает работодателю или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения уведомления о необходимости представления недостающих документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления (представления). (часть 2 пункта 5 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87)
В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для оформления недостающих назначается месячный срок. Если документы будут представлены в этот срок, то днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления о назначении пенсии.
Если недостающие документы будут представлены в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите позднее месячного срока, то днем обращения за пенсией считается день приема последнего документа, необходимого для назначения пенсии.
(часть 3 пункта 5 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87)
6. Днем обращения за перерасчетом пенсии, возобновлением ее выплаты, переводом с одного вида пенсии на другой считается день приема районным (городским) управлением (отделом) по труду и социальной защите заявления со всеми необходимыми документами, если их нет в пенсионном деле (при пересылке заявления со всеми необходимыми документами почтовой связью - дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления).
(пункт 6 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 13.07.2004 N 87)
Необходимо знать, что специалисты органов, занимающихся назначением и выплатой пенсий, обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов (например, получение документов о стаже работы и заработке из-за границы).
Они вправе требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения Списка N 1 и Списка N 2.
Заявление о назначении пенсии рассматривается органом, назначающим пенсии, не позднее 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления недостающих документов для назначения пенсии.
Рассмотрим один пример
Иван Николаевич, Витебск: