Маркетинг в сфере культуры
1. Стимулирующий (спрос) маркетинг. Традиционный маркетинг поощрения ясно выраженного спроса.
2. Развивающий маркетинг. Применим в случаях нечетко оформленного спроса. Например, в работе с родителями, желающими всестороннего развития детей, но не знающими, как конкретно можно этого добиться в местных условиях; с посетителями, ищущими интересного досуга, и т. д. В этом случае речь может идти о развитии их спроса с переходом к стимулирующей стратегии.
3. Ремаркетинг связан с обновлением интереса к товарам и услугам. Иногда в сфере культуры для этого достаточно сменить наименование, жанр, набор сопутствующих услуг, просто ввести новый режим работы.
4. Синхромаркетинг заключается в выравнивании коммерческих результатов за счет балансирования цен в зависимости от колебания объемов продаж различных товаров.
5. Поддерживающий маркетинг — фактическая разновидность защитной стратегии, заключающаяся в поддержании достигнутого уровня и объема работы.
6. Демаркетинг — подавление чрезвычайно большого спроса, с которым данная фирма не может справиться. Продолжение деятельности в условиях неудовлетворенного спроса может иметь негативные последствия для статуса фирмы. Поэтому, например, завышение цен на этот вид услуг способствует оптимизации спроса.
7. Противодействующий маркетинг достаточно распространен в сфере культуры. Он направлен на подавление иррационального и антисоциального спроса, ведущего к негативному отклоняющемуся поведению.
По своей методологической направленности также обычно различаются три основных типа стратегий: II стратегии недифференцированные — обычно практикуемые большими фирмами-монополистами в условиях отсутствия конкуренции, когда фирма предлагает унифицированную модель товара (услуги) потребителю «вообще»; II стратегии дифференцированные (прежде всего по товарам), предлагающие различным группам потребителей специфицированные по их потребностям модификации товаров и услуг, такие стратегии связаны обычно с углублением и закреплением позиций фирмы на рынке («углубление в рынок»);
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
II стратегии концентрированные — обычно это стратегии выхода на рынок, требующие концентрации средств и усилий вокруг конкретного вида товара, рассчитанного на очень конкретную (узкую) группу клиентов, такие стратегии традиционно принимаются на не очень длительный период времени и составляют удел преимущественно малых фирм.
Особенности последних трех типов стратегий проиллюстрируем с помощью «кривой Портера» (рис. 17), демонстрирующей финансовую эффективность стратегий при определенных позициях (доли) фирмы на рынке.
Кривая эта имеет не аналитический, а только иллюстративный характер. Она демонстрирует, что успеха можно добиться и при небольшой доле рынка, но за счет конкретной («точечной») работы с потребителем, или при большой доле рынка — пользуясь дифференцированной стратегией. Зато даже довольно удачные позиции на рынке особого успеха не принесут фирме, если она будет придерживаться недифференцированной стратегии. Хотя и здесь возможны исключения. Так, «Бродвейская модель» театрального маркетинга реализует именно недифференцированную стратегию.
Еще более конкретна и специфична стратегия фирмы в зависимости от способа действий и отношения к конкуренции, принимаемых фирмой.
Прежде всего это наступательные стратегии. Такие стратегии могут применяться к старому рынку: выход на него с новым товаром, модификацией старого или просто активное вытеснение с него конкурентов традиционным товаром. Могут они применяться и к новым рынкам: перенос традиционного товара на новые рынки или выход с новым товаром на новых для фирмы клиентов.
Необходимость в наступательной стратегии может быть обусловлена насыщением рынка, конкурентной борьбой,
.. Концентри- | Дифферен- | |
рованная | цированная / | |
л | \стратегия | стратегия / |
С | ||
Ж | ||
а. | ||
п | ||
К' | ||
си | ||
ct | ||
О | ||
О. | ||
С | ||
■ о | Недиферен- / | |
Ч | цированная / У стратегия у \-------S юо% --------------------------------у |
Доля рынка (% объема продаж
товара фирмой от общего объема
продаж товара)
Рис. 17 Кривая Портера
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
открывшимися новыми возможностями технологии, просто необходимостью увеличить объем продаж.
Наступательная стратегия — это не обязательно прямая атака на конкурентов, лобовой штурм их позиций. Концентрированные наступательные стратегии могут предполагать сосредоточение усилий на главном направлении деятельности, например, с отдельной узкой группой потребителей, но могут и осуществляться шаг за шагом, сегмент за сегментом рынка; сначала атакуется один сегмент, после успешного результата фирма концентрирует усилия на следующем сегменте. Концентрированно могут также захватываться пространственные плацдармы. Например, фирма, осуществив первоначально прорыв в областном или районном центре, закрепившись на этом рынке, с этого удобного плацдарма начинает распространять свою деятельность на другие населенные пункты. На рынке культуры в больших городах очень многое зависит от удачно выбранного плацдарма, каковым обычно оказывается место в центре информационных, транспортных и т. п. потоков.
Наступательная дифференцированная стратегия также может иметь различные модификации. Например, стратегия «тисков» (окружения конкурентов), когда фирма уклоняется от прямой конкурентной борьбы, оставляя за конкурентами их традиционную клиентуру, но обкладывая их со всех сторон, закрепляясь на работе с другими группами потребителей на этом рынке, не допуская активных действий конкурентов в этих сегментах. Или стратегия «грабли», когда фирма выходит на рынки конкурентов, но, в отличие от них, более тонко и глубоко дифференцирует товары и услуги по потребителям и, как старую траву или листья, «сгребает» клиентуру конкурентов.
Наступательная недифференцированная стратегия практически невозможна из-за повышенного риска. Вообще наступательные стратегии обладают большей риско-ванностью по сравнению с другими.
По статистическим данным, неудачи настигают до 40% нововведений на рынке ширпотреба, до 20 — на рынке промышленных товаров и до 18 — на рынке услуг. Поэтому большие фирмы стараются обычно уклониться от чисто наступательных действий. Наступательная страте-