Оценка рисков
Прибыль не может возникнуть сама по себе: с целью ее получения предприятие осуществляет различные виды операций, каждая из которых сопровождается определенным риском. При планировании деятельности нашей кофейни также необходимо большое внимание уделить рискам, с которыми наше предприятие может столкнуться в будущем, оценить эти риски и найти способы их минимизации.
Риски – это возможность возникновения непредсказуемых имущественных или финансовых потерь в ситуации неопределенности условий финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В общем, деятельность хозяйствующих субъектов сопровождается появлением таких рисков:
1. Риск случайного уничтожения имущества. Данный риск связан с возможной потерей активов вследствие стихийного бедствия, несоблюдения оптимальных условий сохранения материальных активов.
Для минимизации этого риска в нашей кофейни будут полностью соблюдаться правила пожарной безопасности и правила хранения материальных активов. В случае необходимости имущество нашей кофейни можно застраховать от несчастного случая и от посягательства третьей стороны (кражи).
2. Коммерческий риск. Определяется недобросовестностью коммерческих партнеров.
3. Экономический риск. Определяется невыполнением утвержденных планов объемов реализации товаров вследствие инфляционных процессов, конкуренции, снижения платежеспособности покупателей.
4. Ценовой риск. Это один из наиболее опасных рисков в деятельности предприятий, способный влиять на возможность потери доходов, а значит, и прибыли.
5. Процентный риск. Проявляется в непредсказуемом изменении процентных ставок на финансовом рынке.
6. Налоговый риск. Характеризуется возможностью новых налоговых платежей, возможностью увеличения уровня ставок действующих налогов, сменой действующих налоговых льгот, нестабильностью налогового законодательства.
7. Инфляционный риск. Возможность обесценивания реальной стоимости капитала предприятий, а также созданных в денежных формах отдельных его финансовых фондов.
8. Инвестиционный риск. Характеризуется возможностью возникновения непредсказуемых финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности.
9. Риск неплатежеспособности. Причиной его возникновения является низкий уровень ликвидности оборотных активов.
10. Риск потери финансовой стойкости. Этот вид риска характеризуется несовершенной структурой капитала хозяйствующего субъекта.
11. Другие виды рисков. Например, риск подделки финансовых документов.
При анализе возможных рисков, характерных для нашей кофейни большее внимание было уделено ценовым, экономическим и налоговым рискам. Эти риски являются наиболее актуальными, так как с ними наша кофейня может столкнуться даже на первых порах своего существования. Среди класса данных рисков было выделено 9 основных рисков и определено их отрицательное влияние на прибыль (таблица 9.1).
Таблица 9.1 – Риски и их отрицательное влияние на прибыль
№ | Риски | Отрицательное влияние на прибыль |
Неустойчивость спроса | падение спроса с ростом цен | |
Появление альтернативного продукта | снижение спроса | |
Снижение цен конкурентов | снижение цен | |
Увеличение производства у конкурентов | падение продаж или снижение цен | |
Рост налогов | уменьшение чистой прибыли | |
Неплатежеспособность потребителей | падение продаж или снижение цен | |
Рост цен на сырье, материалы, перевозки | снижение прибыли из-за роста цен | |
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы | снижение прибыли из-за роста цен | |
Недостаток оборотных средств | увеличение кредитов |
Для оценки данных рисков и выявления наиболее опасных для деятельности нашей кофейни была проведена экспертиза с участием 10 экспертов. В роле экспертов выступили 10 опытных частных предпринимателей, предприятия которых расположены в центре города Макеевка, они не являются нашими потенциальными конкурентами. Экспертиза проводилась в один этап в виде анкетирования. Экспертам предложили оценить каждый из 9 рисков в 100-бальной системе, где 100 - наивысшая оценка, которая характеризует самую высокую опасность и актуальность риска. После проведения экспертизы, для удобства дальнейшего анализа, все ответы экспертов были сгруппированы в одну таблицу (таблица 9.2).
Для того чтобы определить, были ли мнения экспертов согласованы, то есть, можно ли на основе данных сделать конкретные выводы, необходимо посчитать коэффициент конкордации (Ккон).
Коэффициент конкордации изменяется в пределах от 0 до 1.
Если Ккон = 0, то мнения экспертов полностью не согласованы, если же Ккон = 1, то наблюдается полное единодушие во мнениях экспертов.
Таблица 9.2 – Данные, полученные путем экспертизы
№ | Риски | 1 эксперт | 2 эксперт | 3 эксперт | 4 эксперт | 5 эксперт | 6 эксперт | 7 эксперт | 8 эксперт | 9 эксперт | 10 эксперт |
Неустойчивость спроса | |||||||||||
Появление альтернативного продукта | |||||||||||
Снижение цен конкурентов | |||||||||||
Увеличение производства у конкурентов | |||||||||||
Рост налогов | |||||||||||
Платежеспособность потребителей | |||||||||||
Рост цен на сырье, материалы, перевозки | |||||||||||
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы | |||||||||||
Недостаток оборотных средств |
Ккон вычисляется по формуле:
;
;
,
где i – номер направления (риска);
j – номер эксперта;
m – количество экспертов;
n – количество направлений (рисков);
Sj – сумма рангов;
L – количество групп связанных рангов;
tli – количество одинаковых рангов в каждой группе.
После подсчета коэффициента конкордации необходимо проверить его на статистическую значимость с помощью критерия Пирсона (критерия ):
;
.
Если расчетное значение критерия Пирсона больше критического, значит, коэффициент конкордации – статистически значим.
Процесс вычисления коэффициента конкордации представлен в таблице 9.3.
Ккон = 0,78, это означает, что мнение экспертов согласованы. Расчетное значение коэффициента Пирсона превышает критическое, что свидетельствует о том, что в данном случае коэффициент конкордации статистически значим.
На основе всего выше изложенного можно продолжать дальнейший анализ данных, полученных при проведении экспертизы. Для того чтобы определить, какой же риск, по мнению экспертов, является наиболее опасным, а каким риском можно временно пренебречь, можно воспользоваться методом групповой экспертной оценки. Данный метод заключается в том, что несколько экспертных оценок (в нашем случае 10) каждого фактора (риска) сводятся к получению единой групповой экспертной оценки.
Данная задача была решена с помощью прикладного программного пакета MathCad. Процесс решения представлен в приложении В.
Проанализируем результат, полученный в процессе решения поставленной задачи с помощью метода групповой экспертной оценки, а именно полученный вектор чисел:
По мнению экспертов, риск, которому нам следует уделить больше внимание и который несет в себе большую опасность для нашей кофейни – это рост цен на сырье и материалы. Увеличение цен на сырье и материалы приведет к росту себестоимости нашей пиццы и существенно сократит доход нашего предприятия. Чтобы минимизировать данный риск нам нужно иметь налаженные отношения с большим количеством поставщиков, то есть иметь альтернативу: при повышении цен на сырье у одного поставщика, мы сможем купить аналогичную продукцию у другого поставщика, только по более умеренной цене.
На втором месте, по мнению экспертов, стоят риск уменьшения спроса и риск появления аналогичного продукта. Для того чтобы минимизировать первый риск нашей кофейни надо всячески стимулировать спрос на свою продукцию путем гибкой ценовой политики, обеспечения высокого качества реализуемой продукции, обеспечения высокого уровня сервиса и так далее. Что касается второго риска, то наше предприятие не в силах его минимизировать, так как, не исключено, что в будущем в Макеевке захотят открыть пиццерию и другие фирмы и потеснить наши позиции на рынке. Однако, самое важное для нашей кофейни – до появления конкуренции завоевать любовь клиентов и обеспечить себя постоянной клиентурой.
Остальные риски, по мнению экспертов, не являются особенно опасными для нашей кофейни. Риск зависимости от поставщика мало реален, потому что, в Макеевке имеется около 10 продовольственных баз, где можно заказать качественную продукцию, что касается налогового риска, то мы сможем минимизировать его, перейдя на уплату единого налога.
Но следует учесть, что такие риски, как снижение цен конкурентов и увеличение производства у конкурентов, на данном этапе не опасны для нашей кофейни лишь потому, что у нас пока нет конкурентов на рынке Макеевки. Однако значимость этих рисков возрастет при появлении на рынке первого конкурента. Тогда появится объективная необходимость пересмотра значимости данных рисков.
Таблица 9.3 – Процесс вычисления коэффициента конкордации
№ | Ранги | Sj | dj | dj2 | Ti | Kkon | |||||||||||
2,5 | 1,5 | 1,5 | 19,5 | -30,5 | 930,25 | 0,781 | 62,312 | 15,507 | |||||||||
2,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | -30 | |||||||||||||
5,5 | 6,5 | 6,5 | 7,5 | 5,5 | 4,5 | 4,5 | 64,5 | 14,5 | 210,25 | ||||||||
5,5 | 7,5 | 6,5 | 6,5 | 5,5 | 68,5 | 18,5 | 342,25 | ||||||||||
5,5 | 7,5 | 8,5 | 8,5 | 6,5 | 8,5 | ||||||||||||
5,5 | 3,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 45,5 | -4,5 | 20,25 | ||||||||||
3,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | -29 | |||||||||||||
8,5 | 8,5 | 7,5 | 5,5 | 6,5 | 8,5 | ||||||||||||
5,5 | 5,5 | 5,5 | 4,5 | ||||||||||||||
Финансовый план
Для перехода к расчету основных финансовых показателей необходимо подробно остановиться на расчете валовых издержек за планируемый период (таблица 10.1).
Из данных таблицы видно, что значительный вес в структуре производственно-сбытовых затрат занимают переменные издержки (47,5%). Сюда включаются затраты на сырье и компоненты, затраты на энергоносители. Рост данных затрат обусловлен ростом объемов производства.
Постоянная часть себестоимости формируется за счет заработной платы руководителей и обслуживающего персонала, расходов коммунального характера, арендных платежей, расходов на рекламу и прочих затрат (канцтовары, телефон и т.д.).
Таблица 10.1 – Расчет затрат на производственно-сбытовую деятельность предприятия
Показатели | ед. изм | 1-й год | ||
в сутки | за месяц | за год | ||
Объем реализации | шт | 343,0575 | 10291,725 | 123500,70 |
Выручка от реализации | руб | 21357,86 | 640735,875 | 7688830,50 |
Средняя цена единицы изделия | руб/шт | 62,26 | 62,26 | 62,26 |
Валовые издержки | руб | 17283,56 | 518506,765 | 6222081,18 |
в т.ч. переменная часть | руб | 8211,04 | 246331,165 | 2955973,98 |
постоянная часть | руб | 9072,52 | 272175,6 | 3266107,20 |
Средние переменные издержки | руб/шт | 10,64 | 10,64 | 10,64 |
Безубыточный объем производства | шт | 288,96 | 8668,68 | 104024,16 |
Валовая прибыль | руб | 17709,35 | 531280,38 | 6375364,50 |
Прибыль до уплаты налогов | руб | 4074,30 | 122229,11 | 1466749,32 |
Единый налог | руб | 1281,47 | 38444,15 | 461329,83 |
Возврат кредита | руб | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Чистая прибыль | руб | 2792,83 | 83784,96 | 1005419,49 |
Рентабельность продукции | % | 16,15889 | 16,1588938 | 16,16 |
Финансовый план отражает механизм возврата кредита за счет поступления денежных средств от основной деятельности производственно-торгового предприятия.
Для начала любой деятельности необходимы первоначальные денежные вложения в данный бизнес. Первоначальные затраты на открытие нашей кофейни представлены в таблице 10.2.
Таблица 10.2 – Расчет первоначальных затрат
Наименование затрат | Сумма, руб |
Покупка оборудования | 294 000 |
Покупка сырья | 163 614 |
Аренда помещения | 90 000 |
Реклама | |
Охрана | |
Расходы на связь | |
День открытых дверей | |
Итого: | 560 000 |
Таким образом, для открытия кофейни потребуются денежные вложения в размере 500 тысяч рублей.
Прогноз прибылей и убытков кофейни на 2015 год представлен в таблице 10.3. Предприятие работает на уровне безубыточности в течение всего года. Общий объем чистой прибыли за 2015 год составляет 1050655 рублей.
Сводные показатели финансового плана рассчитаны в таблице 10.4. Уровень рентабельности продукции предприятия в 2015 году составит 16,2%.
Таблица 10.3 – Прогноз прибылей и убытков на 2015 год
код | Статья | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Итого |
Выручка от продаж | 440550,00 | 550687,50 | 572715,00 | 581526,00 | 616770,00 | 748935,00 | 925155,00 | 837045,00 | 660825,00 | 572715,00 | 528660,00 | 616770,00 | 7652353,50 | |
Затраты на производство и реализацию продукции (переменные расходы) | ||||||||||||||
Сырье, материалы | 163614,00 | 204517,50 | 212698,20 | 215970,48 | 229059,60 | 278143,80 | 343589,40 | 310866,60 | 245421,00 | 212698,20 | 196336,80 | 229059,60 | 2841975,18 | |
Зарплата персонала | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Начисления на з/п | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Затраты на энергонисители | 6000,00 | 6000,00 | 6000,00 | 5000,00 | 5500,00 | 5500,00 | 8000,00 | 8500,00 | 6000,00 | 5000,00 | 6000,00 | 6000,00 | 73500,00 | |
Затраты на воду | 3500,00 | 4375,00 | 4550,00 | 4620,00 | 4900,00 | 5950,00 | 7350,00 | 6650,00 | 5250,00 | 4550,00 | 4200,00 | 4900,00 | 60795,00 | |
........... | ||||||||||||||
Всего перем. издержки | 173114,00 | 214892,50 | 223248,20 | 225590,48 | 239459,60 | 289593,80 | 358939,40 | 326016,60 | 256671,00 | 222248,20 | 206536,80 | 239959,60 | 2976270,18 | |
Валовая прибыль | 267436,00 | 335795,00 | 349466,80 | 355935,52 | 377310,40 | 459341,20 | 566215,60 | 511028,40 | 404154,00 | 350466,80 | 322123,20 | 376810,40 | 4676083,32 | |
Постоянные издержки | ||||||||||||||
Реклама и продвижение | 4405,50 | 16520,63 | 17181,45 | 17445,78 | 18503,10 | 22468,05 | 27754,65 | 25111,35 | 19824,75 | 17181,45 | 15859,80 | 18503,10 | 220759,61 | |
Транспортные расходы | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Командировки | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Зарплата персонала (пост. часть) | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 135600,00 | 1627200,00 | |
Начисления на з/п | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 27120,00 | 325440,00 | |
Аренда оборудования | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Аренда помещения | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 90000,00 | 1080000,00 | |
Коммунальные услуги | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Амортизация | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 12250,00 | 147000,00 | |
Канц. товары | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 800,00 | 9600,00 | |
Телефон | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 12000,00 | |
Юридические услуги | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Охранная сигнализация | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 1000,00 | 12000,00 | |
Страхование | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Банковские услуги | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Проценты за кредит | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
.................. | ||||||||||||||
Всего постоянн. изд-ки | 272175,50 | 284290,63 | 284951,45 | 285215,78 | 286273,10 | 290238,05 | 295524,65 | 292881,35 | 287594,75 | 284951,45 | 283629,80 | 286273,10 | 3433999,61 | |
Прибыль до уплаты налогов | -4739,50 | 51504,38 | 64515,35 | 70719,74 | 91037,30 | 169103,15 | 270690,95 | 218147,05 | 116559,25 | 65515,35 | 38493,40 | 90537,30 | 1242083,72 | |
Выплата кредита | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Единый налог | 4405,50 | 7725,66 | 9677,30 | 10607,96 | 13655,60 | 25365,47 | 40603,64 | 32722,06 | 17483,89 | 9827,30 | 5774,01 | 13580,60 | 765235,35 | |
Прибыль | -9145,00 | 43778,72 | 54838,05 | 60111,78 | 77381,71 | 143737,68 | 230087,31 | 185424,99 | 99075,36 | 55688,05 | 32719,39 | 76956,71 | 1050654,73 |
Таблица 10.4 – Сводные показатели финансового плана предприятия на 2015 год
Показатели | ед. изм | 1-й год | ||
в сутки | за месяц | за год | ||
Объем реализации | шт | 343,0575 | 10291,725 | 123500,70 |
Выручка от реализации | грн | 21357,86 | 640735,875 | 7688830,50 |
Средняя цена единицы изделия | грн/шт | 62,26 | 62,26 | 62,26 |
Валовые издержки | грн | 17283,56 | 518506,765 | 6222081,18 |
в т.ч. постоянная часть | грн | 8211,04 | 246331,165 | 2955973,98 |
переменная часть | грн | 9072,52 | 272175,6 | 3266107,20 |
Средние переменные издержки | грн/шт | 26,45 | 26,45 | 26,45 |
Безубыточный объем производства | шт | 265,07 | 7952,10 | 95425,24 |
Валовая прибыль | грн | 12285,34 | 368560,28 | 4422723,30 |
Прибыль до уплаты налогов | грн | 4074,30 | 122229,11 | 1466749,32 |
Единый налог | грн | 1281,47 | 38444,15 | 461329,83 |
Возврат кредита | грн | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Чистая прибыль | грн | 2792,83 | 83784,96 | 1005419,49 |
Рентабельность продукции | % | 16,15889 | 16,1588938 | 16,16 |