Урок 4. Международные организации, влияющие на развитие бухгалтерского дела
Интернационализация рынков капитала, создание и функционирование транснациональных корпораций, развитие систем корпоративного управления обусловливают необходимость унификации национальных систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности в разных странах. Бухгалтерское дело постепенно становится международным, а его результаты должны быть понятны широкому кругу компетентных пользователей. В организации соответствующей работы и координации усилий в этом направлении участвуют:
Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC);
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee — IASC);
Международный центр реформ системы бухгалтерского учета (International Center for Accounting Reform — (CAR).
Важную роль в развитии бухгалтерского учета в направлении унификации его систем в разных государствах играют Организация Объединенных Наций, Всемирный банк, Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).
Международная федерация бухгалтеров создана в 1977 г. В настоящее время она представляет собой организацию, объединяющую национальные бухгалтерские и аудиторские общественные организации более ста стран мира. Наша страна представлена в ней институтом профессиональных бухгалтеров России. Право на вступление в Федерацию имеет любая профессиональная организация, союз или объединение бухгалтеров и аудиторов, чья общенациональная значимость признана законодательством или общественным мнением соответствующих стран.
Основной задачей Международной федерации бухгалтеров (МФБ) является развитие бухгалтерской профессии и обеспечение соответствия национальных стандартов бухгалтерской и аудиторской деятельности общественным интересам не только своей страны, но и мирового сообщества. Ее выполнение достигается разработкой и распространением профессиональных, технических и этических рекомендаций, руководств и публикаций для использования бухгалтерами и аудиторами в различных сферах деятельности. Кроме того, она призвана помогать своим членам в решении возникающих у них вопросов, способствовать созданию и развитию национальных профессиональных объединений специалистов по учету и аудиту. Федерация активно сотрудничает с международными и национальными бухгалтерскими организациями, организует международные съезды бухгалтеров и аудиторов.
Широко известна МФБ разработкой и утверждением международных стандартов аудиторской деятельности. В ее функционирующих органах имеются комитеты по международной аудиторской практике, по учетному образованию, профессиональной этике, финансовому и управленческому учету. Для решения актуальных для данного времени вопросов МФБ создает рабочие группы, например по учету и отчетности в малом и среднем бизнесе, по борьбе с отмыванием денег и др.
В состав совета Международной федерации бухгалтеров входит по одному представителю от каждой организации — члена МФБ. Правление Федерации состоит из представителей 15 стран, избираемых на трехлетний срок. Оперативное руководство деятельностью осуществляет секретариат со штаб-квартирой в Нью-Йорке.
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) был создан в 1973 г. представителями профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций Австралии, Канады, Германии, Франции, Нидерландов, Великобритании, Ирландии, Японии, Мексики и США. До реорганизации комитета в 2000 г. его членами были 153 бухгалтерских и аудиторских сообщества из 112 стран. В 2001 г. было принято решение о нецелесообразности индивидуального членства организаций в Комитете, главным образом, чтобы исключить возможность влияния корпоративных интересов отдельных участников и государств на решения Комитета.
Сейчас 14 членов правления КМСФО представляют Австралию и Новую Зеландию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду, США, Южную Африку и Японию. Россия участвует в Консультативном совете по стандартам при правлении Комитета вместе с другими 28 странами и пятью международными организациями, такими как Международный валютный фонд. Всемирный банк и др. Штаб-квартира КМСФО находится в Лондоне.
Основной задачей КМСФО является разработка и публикация стандартов, необходимых для составления и представления финансовой отчетности, содействие их международному применению и соблюдению. Вначале это были общие несложные правила, своего рода свод рекомендаций по содержанию, составлению и оценке статей баланса и других форм финансовой отчетности.
Эти правила постепенно детализировались и усложнялись, к моменту реорганизации КМСФО они насчитывали 34 стандарта и более 30 разъяснений (интерпретаций) к ним. Стандарты стали развернутыми, содержащими более сложные профессиональные требования к ведению учета, составлению финансовой отчетности, классификации, методологии формирования показателей и оценки ее статей. В настоящее время опубликован 41 стандарт; наряду с разработкой
новых стандартов и разъяснений планируется переработка и обновление ранее опубликованных.
В мае 2000 г. принят новый устав КМСФО, согласно которому он представляет собой независимую юридически самостоятельную организацию, целями которой являются:
• разработка в общественных интересах единого комплекса высококачественных, доступных для понимания и применимых на практике глобальных бухгалтерских стандартов, предусматривающих формирование качественной прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности с целью оказания помощи участникам мировых рынков капитала и другим пользователям информации в принятии экономических решений;
• широкое распространение международных стандартов и обеспечение их единообразной интерпретации и соблюдения;
• активная работа с органами, устанавливающими национальные стандарты, для достижения конвергенции этих стандартов с МСФО в интересах оптимального и высококачественного решения учетных задач.
Цели и задачи деятельности КМСФО за последнее время существенно видоизменились и расширились. Если в первые годы существования Комитета они заключались главным образом в обеспечении разработки единой системы унифицированных стандартов учета и отчетности, гармонизации на этой основе учетных принципов и систем различных стран — членов КМСФО, то в настоящее время наряду с совершенствованием прежних стандартов и разработкой новых деятельность Комитета ориентируется на интенсивное распространение стандартов МСФО и их применение на практике, на конвергенцию международных стандартов с национальными системами бухгалтерского учета.
Различия между прежним и нынешним подходом КМСФО к интернационализации учетных систем разных стран сводится к развитию в понятиях гармонизации и конвергенции. Гармонизация в данном контексте представляет собой, скорее, приемлемое сочетание правил национальных систем учета и МСФО при сохранении самостоятельности тех и других. Соответственно деятельность Комитета была ориентирована на поиск качественных решений учетных задач и проблем, которые затем могли вписаться в национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Таким способом предполагалось постепенно унифицировать национальные системы учета, сделать их во многом одинаковыми или похожими друг на друга.
Конвергенция означает максимальное проникновение, встраивание МСФО в национальные системы учета. При этом международные стандарты становятся основой национальных систем и стандартов бухгалтерского учета и отчетности. В то же время конвергенция не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения международных и национальных стандартов, предусматривающими привлечение к процессу разработки и совершенствования МСФО специалистов из различных стран, достижение ими единых подходов к решению актуальных задач финансового учета и отчетности. Осуществлению целей конвергенции способствует и более широкое, чем раньше, обсуждение проектов нормативных документов КМСФО с организациями и ведомствами, устанавливающими национальные стандарты учета и отчетности в своих государствах.
Таким образом, конвергенция представляет собой процесс, в ходе которого Комитет по международным стандартам финансовой отчетности и национальные органы, регулирующие учет в соответствующих странах, совместно вырабатывают согласованные решения учетных задач, обеспечивающие наиболее эффективное и качественное формирование и представление информации в финансовой отчетности. Конвергенция обеспечивается координацией планов работы и регулярными встречами правления МСФО с национальными регулирующими органами, согласованием процессов обсуждения и принятия стандартов, созданием совместных рабочих групп для этого.
Значительно больше внимания за последние годы КМСФО уделяет странам с развивающимся рынком и потому нуждающимся в привлечении инвестиций. Именно для них международные стандарты представляют особый интерес, обеспечивая необходимую для инвесторов понятность и прозрачность данных отчетности. В первую очередь для таких стран был разработан проект по первому применению МСФО, и в настоящее время обсуждаются вопросы финансовой отчетности в организациях малого и среднего бизнеса, преобладающих в странах, переходящих на рыночные условия хозяйствования.
Комитет создан и функционирует на демократических началах. В составе его правления 19 доверенных лиц (попечителей). Проекты стандартов и других документов обсуждаются с широким участием научной общественности и практических работников разных стран. В рамках КМСФО образован специальный Консультативный комитет, осуществляющий эти функции.
В целом структура КМСФО достаточно сложна и многофункциональна. Высшим органом Комитета является попечительский совет, который назначает подотчетное ему правление. Кроме Консультативного комитета по стандартам в состав организации входит Комитет по разъяснениям, основной задачей которого является составление комментариев о порядке применения МСФО и подготовке своего рода инструкций по составлению финансовой отчетности в соответствии с их принципами. Штатный персонал КМСФО включает технического и коммерческого директоров, директора по научным исследованиям, менеджеров проектов, специалистов-исследователей и административно-технический персонал.
Доверительные управляющие — члены попечительского совета — представляют Европу (6 чел.). Северную Америку (6 чел.), Азиатско-Тихоокеанский регион (4 чел.) и другие географические регионы (3 чел.). Обычный срок назначения попечителей — три года. Каждый из них может однократно назначаться на повторный срок работы. Из своего состава попечители избирают председателя совета. Решения по вопросам уставной деятельности принимаются большинством голосов членов совета. Если обсуждаются изменения в уставе КМСФО или решается вопрос о досрочном прекращении полномочий кого-то из попечителей, решение принимается большинством в три четверти голосов.
К вопросам, относящимся к сфере деятельности попечительского совета, относятся:
- назначение членов правления КМСФО, Комитета по разъяснениям и Консультативного совета по международным стандартам;
- рассмотрение вопросов и принятие общей стратегии деятельности КМСФО, пропаганда деятельности Комитета;
- обеспечение финансирования деятельности КМСФО и утверждение его бюджета на предстоящий год;
- принятие изменений процедур и общего порядка работы правления, Комитета по разъяснениям и Консультативного совета по стандартам, одобрение изменений устава КМСФО;
- осуществление иных полномочий, кроме относящихся к исключительной компетенции правления и комитетов.
Ответственность за подготовку и издание МСФО, разработку и организацию обсуждения их проектов возложена на правление Комитета. Оно же выносит окончательное решение относительно разъяснений к международным стандартам и другой нормативной документации.
Согласно уставу из 14 членов правления как минимум пятеро должны иметь опыт практической работы аудиторами, трое — специалистами по финансовому учету и отчетности, трое — быть ее пользователями и один — научным работником в области бухгалтерского учета и аудита. Семеро членов правления отвечают за связи с национальными регулирующими органами — партнерами КМСФО. Все члены правления могут исполнять свои обязанности в течение 5 лет с возможностью однократного повторного назначения.
Заседания правления КМСФО являются открытыми и могут проводиться в разных городах и странах. Решения о публикации проектов и окончательных текстов международных стандартов, а также разъяснений и комментариев к ним считаются принятыми, если за них проголосовали 8 из 14 членов правления. По остальным вопросам достаточно простого большинства голосов присутствующих членов. Как и для попечительского совета, кворум для принятия решений установлен 60%, причем допускается заочное голосование с использованием средств телекоммуникаций. Важную роль в КМСФО играет Консультативный совет по стандартам. Он обеспечивает участие в работе Комитета широкого круга специалистов и профессиональных организаций, непосредственно участвующих в создании и развитии международной системы финансовой отчетности. Совет определяет основные направления и приоритеты деятельности Комитета, разрабатывает предложения по программе его работы, информирует правление о существующих мнениях по содержанию проектов международных стандартов, о результатах их обсуждения на различных форумах. По поручению попечителей совет анализирует эффективность применения тех или иных стандартов, изучает предложения по их совершенствованию, рекомендации специалистов по разработке новых документов, регламентирующих содержание и методику составления финансовой отчетности. Члены совета назначаются на три года и представляют различные географические регионы мира.
Среди не менее чем 30 членов совета есть представитель Российской Федерации.
Возглавляет Консультативный комитет по стандартам председатель правления. Он же одновременно руководит рабочим аппаратом КМСФО, назначает по согласованию с попечителями технического директора, руководителя научных исследований и коммерческого директора. Они возглавляют и организуют работу штатных сотрудников комитета, включающих менеджеров проектов, специалистов-исследователей и административно-технический персонал. Штатные сотрудники КМСФО, как правило, не дают консультаций по содержанию и изменению международных стандартов учета и отчетности.
Порядок разработки международных стандартов и разъяснений к ним определен уставом Комитета. Прежде всего правление поручает аппарату КМСФО определить и рассмотреть нерешенные или спорные вопросы финансовой отчетности, которые могли бы стать предметом разработки нового стандарта или улучшения действующих документов. Затем изучается практический опыт решения этих вопросов в разных странах, точки зрения разных авторов — специалистов в данной области, проводится обмен мнениями с национальными органами, изучающими правила составления финансовой отчетности в своих государствах. Одновременно проводятся консультации со специалистами Консультативного совета по стандартам по поводу целесообразности включения данных вопросов в программу работы Комитета.
При положительном решении о включении предлагаемого проекта в рабочий план создается группа специалистов, которая должна оказывать консультативную помощь в ходе этой работы. Разработка самих проектов поручается группам специалистов-исследователей под руководством менеджеров проектов. Обычно в ходе разработки рассматривается несколько вариантов возможного решения проблемы, чтобы была возможность выбора лучшего из них.
Разработанный проект стандарта, разъяснений к нему и других аналогичных документов рассматривается на заседании правления и публикуется для обсуждения. Вместе с проектом до сведения учетной общественности доводят и особые мнения отдельных членов правления КМСФО, если они имели место. Все замечания и предложения, полученные во время обсуждения проекта стандарта или комментария, обсуждаются специалистами, непосредственно участвовавшими в его разработке, а затем — на заседании правления. При необходимости организуется их публичное обсуждение и опытное тестирование. На заключительной стадии принимается решение об одобрении разработанных документов. Одновременно решается вопрос о включении в окончательный текст международных стандартов особого мнения членов правления Комитета. Вместе со стандартом публикуются основания для выводов и оценки правлением комментариев, высказанных в ходе его публичного обсуждения. Решения по опубликованию проектов разъяснений к стандартам и его окончательному одобрению принимается Комитетом по разъяснениям.
На всех этапах разработки, обсуждения и принятия МСФО и комментариев к ним предполагается активное участие широкого круга заинтересованных специалистов, бухгалтерских и аудиторских организаций. К нему привлекаются профессиональные бухгалтеры и аттестованные аудиторы, финансовые аналитики, представители бизнеса, фондовых бирж, правовых и регулирующих органов, ведущие профессора и другие научные работники различных стран и континентов.
В целом КМСФО выполняет весь комплекс работ, связанных с созданием международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и обеспечением их высокого качества. Ранее считалось, что проблемы внедрения этих стандартов в действующую практику не входят в круг обязанностей Комитета. Сейчас практическим аспектам использования МСФО уделяется много внимания. Комитет имеет хорошо организованную информационную службу, выпускает большое количество печатных изданий.
Широко известны периодические информационные бюллетени КМСФО, в том числе «IASB Update», печатающий принятые Комитетом решения сразу после очередного заседания правления, бюллетень «IFRIC News», публикуемый Комитетом по разъяснениям, квартальный бюллетень «IASB Insight». Кроме того, ежегодно публикуется обзор деятельности КМСФО и его структурных единиц. Подробную информацию об этом можно найти на web-сайте в Интернете по адресу: www.iasb.org.uk.
Представители и руководство КМСФО участвуют в заседаниях мировых и европейских конгрессов по бухгалтерскому учету и аудиту, выступают на них с докладами и информационными сообщениями.
Больше, чем раньше, уделяется внимания практическому применению МСФО. В числе первых документов в этом направлении следует выделить изданные в виде вопросов и ответов разъяснения к МСФО «Финансовые инструменты: признаки и оценка». Кроме того, Комитетом подготовлено руководство по первому применению Международных стандартов финансовой отчетности.
Важной задачей КМСФО в настоящее время является обеспечение контроля за соблюдением всех основополагающих принципов при их использовании. Сейчас вряд ли найдется страна или ее регулирующий орган, которые будут отрицать необходимость и полезность международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности. Однако далеко не все из них, в том числе и Россия, согласны целиком и полностью перестроить свои системы учета и бухгалтерской отчетности в соответствии с принципами МСФО, ссылаясь на объективные причины: отсутствие соответствующего законодательства, неподготовленность кадров и др. Почти повсеместно приняты решения о поэтапном переходе к использованию международных стандартов путем применения их принципов в национальных стандартах бухгалтерского учета и отчетности.
В этих условиях контроль за соответствием национальных правил существующим МСФО, признание их отвечающим требованиям международных стандартов становятся настоятельно необходимыми. . Для осуществления такого контроля КМСФО проводит специальные исследования по выявлению различий между национальными стандартами (правилами) отчетности и МСФО в части отражения определенных операций и содержания статей. Исследованию подверглись, например, различия в учетном отражении стоимости гудвила, вознаграждений работников за счет разных источников.
Усиление направленности деятельности КМСФО на практическое применение стандартов и разъяснений к ним во многом обусловлено принятой Европарламентом инициативой о переходе к 2005 г. всех европейских компаний, чьи акции и другие ценные бумаги обращаются на биржах, к составлению и представлению консолидированной отчетности по МСФО. Число таких компаний превышает семь тысяч. Укреплению авторитета международных стандартов финансовой отчетности способствовала рекомендация Международной организации комиссий по ценным бумагам по их применению для листинга на финансовых биржах. Не остается в стороне от этого процесса и Российская Федерация. Согласно плану мероприятий по развитию бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу (2004—2010 гг.) разработка и утверждение новых, уточнение действующих положений по бухгалтерскому учету, обеспечивающих возможность ведения бухгалтерского учета в полном соответствии с принципами, содержащимися в Международных стандартах финансовой отчетности, является основным направлением таких мероприятий. Российские специалисты но учету и аудиту не только с большим уважением относятся к деятельности КМСФО, но и принимают участие в его работе, пропагандируют идеи международных стандартов, перестраивают обучение и повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов в соответствии с этими стандартами.
Существуют также региональные международные союзы и конфедерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Старейшей из них является Межамериканская ассоциация бухгалтеров (Assisiasion Interamericana De Contabibidad — AIC), основанная в 1949 г. В настоящее время она объединяет 27 бухгалтерских организаций из 21 страны Северной и Южной Америки. Ассоциация занимается теоретическими исследованиями проблем финансового и управленческого учета, контроля, внешнего и внутреннего аудита. Особое внимание уделяется стандартизации методов ревизии финансовой деятельности компаний, разработке стандартов учета в государственном секторе, программам обучения бухгалтеров и аудиторов, обобщению опыта профессиональной практики в области учета и аудита.
Межамериканская ассоциация рекомендует придерживаться правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, в основу которых положены две концепции:
- потребности управления компанией, ориентированные на эффективный менеджмент для достижения ее целей;
- необходимость определения величины и динамики активов, обязательств, капитала и результатов деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. ориентация на собственников этого бизнеса.
Американская ассоциация известна своей активной издательской деятельностью, приверженностью и защитой приоритетов GAAP.
В 1951 г. был образован Европейский союз экспертов по экономическому и финансовому учету, на базе которого в 1986 г. создана Европейская федерация бухгалтеров (Federation des Большое внимание Европейская федерация бухгалтеров уделяет юридическим аспектам бухгалтерского учета, принципам, лежащим в основе национального счетоводства, взаимосвязи показателей учета на микро- и макроуровнях экономики, совершенствованию МСФО, их повсеместному распространению в странах ЕС. Переход большинства этих государств на единую валюту — евро существенно расширяет возможности интеграции учета и его европейской стандартизации. Федерация готовится к обсуждению проектов унификации бухгалтерского учета не только коммерческих, но и бюджетных, профсоюзных, церковных и других общественных организаций. В Федерации хорошо поставлена научно-исследовательская работа, обмен информацией, ежегодно проводятся конгрессы профессиональных бухгалтеров.
Бухгалтерские союзы и аналогичные им организации имеются также в Азии и Африке. В Куала Лумпуре (Малайзия) находится штаб-квартира Конфедерации бухгалтеров стран Азии и Тихого океана, объ-единяющей31 профессиональнуюорганизаииюиз21 страны. В Лагосе (Нигерия) учреждена Ассоциация бухгалтеров Западной Африки. Кроме того, здесь создана межправительственная организация — Африканский совет по учету. Соглашение об этом подписали представители правительств 23 стран Африканского континента.
Цели и задачи азиатских и африканских объединений профессиональных бухгалтеров аналогичны европейским и американским.
Experts Comptables Europeens — FEE) со штаб-квартирой в Брюсселе, В настоящее время эта организация получила статус консультативного органа Европейского Сообщества (ЕС). В Федерацию входит 38 профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций 26 стран Европы, представляющих более чем 400 тысяч специалистов. В связи с увеличением количества стран в ЕС число входящих в FEE организаций увеличится.