Дефицит бюджета и пути его сокращения
Согласно Закону о бюджете Республики Беларусь на 2012 год и проекта бюджета на 2013 год достигнута сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета.
Когда объем расходов бюджета превышает доходы, образуется дефицит бюджета.В мировой практике ряда стран это явление имеет постоянный характер: государства вынуждены увеличивать объем расходов для удовлетворения возрастающих общегосударственных потребностей.
Экономисты развитых стран различают две формы бюджетного дефицита. Активный дефицит возникает в случае увеличения расходов на развитие экономики, ее модернизацию и в конечном счете – на подъем национальной экономики. Пассивный дефицит – результат увеличения расходов в связи с финансированием мероприятий, не отражающихся на росте ВВП (оборона страны, управленческие расходы и др.).
Как правило, дефицит бюджета отрицательно сказывается на стабильности денежной и финансовой систем, повышает уровень инфляции и тем самым ухудшает благосостояние населения. Правительства разных стран вынуждены устанавливать максимальную границу величины бюджетного дефицита в процентах к ВВП или к расходной части соответствующего бюджета.
Финансирование бюджетного дефицита республики осуществляется из следующих источников:
• внутренних – в виде привлеченных средств от банков, юридических и физических лиц;
• внешних – кредитов международных финансовых организаций, а также иностранных государств и других иностранных кредиторов;
• реализации государственного имущества.
Сокращение бюджетного дефицита достигается главным образом за счет увеличения объема доходов и уменьшения уровня расходов.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс – это регламентированная законодательными актами деятельность государственных органов, заключающаяся в разработке, рассмотрении и утверждении проекта бюджета, а также в исполнении бюджета. Соответственно бюджетный процесс можно разделить на три этапа. В общем виде содержание бюджетного процесса представлено в табл. 3.2.
Таблица 3.2– Этапы и содержание бюджетного процесса
Этап | Название | Краткое содержание |
I | Составление проекта бюджета | Обосновываются объем и структура доходов и расходов бюджета |
II | Рассмотрение и утверждение бюджета | Рассматривается Парламентом Республики Беларусь, утверждается Президентом Республики Беларусь |
III | Исполнение бюджета | Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов |
Последовательное решение задач, выполняемых на каждом из этапов, обеспечивает формирование, а затем использование централизованного фонда государства, отвечающего целям утвержденной социально-экономической программы развития.
Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы и местные финансовые органы составляют бюджетную роспись, в которой конкретизируются доходы бюджетов и их распределение в течение текущих года и квартала. Она является основным документом, определяющим объем всех предусмотренных поступлений и их направления по установленным объектам и мероприятиям.
Активное участие в обеспечении своевременной и полной мобилизации доходов бюджета принимают налоговые органы, которые занимаются сбором налоговых платежей, контролем за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты.
На кредитные учреждения и казначейскую систему возложены функции кассового исполнения бюджета. В Республике Беларусь применяется смешанная система исполнения бюджета. В данном случае банковская система занимается приемом денежных поступлений и их распределением по отдельным видам бюджетов. Казначейство организует исполнение бюджета по расходам (т.е. финансирует предусмотренные бюджетом мероприятия), регулирует отношения между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, реализует управление и обслуживание государственного долга.
Средства из республиканского бюджета перечисляются с Единого казначейского счета Министерства финансов в Национальном банке Республики Беларусь и счетов территориальных органов государственного казначейства в учреждениях ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» согласно платежным поручениям, предъявленным распорядителями средств, на счета поставщиков (подрядчиков) товаров (работ, услуг), оплачиваемых за счет средств бюджета.
Министерство финансов Республики Беларусь составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый (бюджетный) год, основываясь на отчетах об исполнении республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска и представляет его Правительству Республики Беларусь на рассмотрение и утверждение.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные функции бюджета, определяющие его сущность.
2. В чем сущность и роль государственного бюджета?
3. Как государственный бюджет может воздействовать на темпы экономического роста в стране?
4. Назовите основные принципы построения бюджетной системы.
5. По каким критериям классифицируются доходы бюджета?
6. Укажите основные факторы, влияющие на структуру бюджета.
7. Что такое бюджетный дефицит? Каковы социально-экономические последствия бюджетного дефицита?
8. Какие методы используются для покрытия бюджетного дефицита?
9. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы бюджетного процесса.
10.Назовите органы государственной власти, на которые возложены функции кассового исполнения бюджета.