Финансовые гарантии в сфере туризма

Размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма будет сокращен с 1 млн рублей до 500 тысяч рублей. Таким образом, теперь (то есть с 1 июня 2008 года) размер финансовой гарантии составит: для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, - 10 млн рублей; для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, - 500 тысяч рублей; для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма, - 10 млн рублей. Частью нового механизма, по словам эксперта, также является включение туроператора в единый реестр Федерального агентства по туризму, которое имеет заявительный характер. Туроператор получает свидетельство о включении в реестр, что подтверждает его надежность. Законопроект предусматривает также особые меры ответственности турагентов. Последние должны предоставлять клиентам полную и достоверную информацию о туроператоре, также как и информацию о финансовых гарантиях (адрес и реквизиты банка, страховой компании).статья 17.1.Требования к предоставляемому финансовому обеспечению.Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

Гарантом по банковской гарантии может быть банк, иная кредитная организация либо страховая организация, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»Статья 17.3.Срок действия финансового обеспеченияСрок действия финансового обеспечения указывается в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее одного года. Финансовое обеспечение на новый срок должно быть получено туроператором не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения.

Статья 17.4.Основания для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии.Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.Статья 17.5.Порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии В требовании туриста и (или) иного заказчика указываются:- фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком);- дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;- номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;- наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение;- наименование турагента (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени);- информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта;- ссылка на обстоятельства, предусмотренные статьей 17.4 настоящего Федерального закона, послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту;- размер денежных средств, подлежащих уплате туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации;- в случае, если требование об уплате денежной суммы предъявляется по банковской гарантии гаранту, - реквизиты документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, и (или) номер и дата вступившего в законную силу судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба.

К требованию турист и (или) иной заказчик прилагают следующие документы:- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);- копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала);- документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта.

24. Понятие «туристский продукт» и его структура.

Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием "туристский пакет" - основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер.

Туристский продукт - совокупность вещественных (предметы потребления), не вещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия. Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.

При составлении туристского продукта, также, необходимо учитывать страхование. Так как страхование является, практически, неотъемлемой частью туристского продукта.

25 Технологическое формирование турпродуктаФормирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).

Технология формирования:1. Поиск, сбор, первичная обработка и анализ информации по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран и др.2. Разработка концепции и программы тура.

3. Заключение договоров с контрагентами:

а) организации гостиничной сферы и иные организации, оказывающие услуги по размещению и проживанию туристов; б) организации-перевозчики, иных организации, оказывающие услуги по транспортному обслуживанию, в частности, организаторы чартерных программ; в) организации общественного питания и иные организации, оказывающие услуги по питанию туристов; г) экскурсионные бюро и иные организации, оказывающие услуги по экскурсионному обслуживанию (в частности, организаторов круизов, сафари, горовосхождений и т.п); д) медицинские учреждения и организации, санатории, профилактории и иные организации, оказывающие услуги по медицинскому обслуживанию;е) организации культуры, спорта и иные организации, оказывающие услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера; ж) страховые организации, оказывающие услуги по страхованию туристов в период турпоездки, в т.ч. по страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию в период турпоездки; з) организации или физические лица, оказывающие услуги гидов-переводчиков, сопровождающих; и) организации, оказывающие иные услуги, используемые при производстве туристского продукта; к) туроператоры по приему туристов, обеспечивающие предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

4. Изучение требований к визовому оформлению и разработка схемы визового обслуживания туристов по конкретному туру.5. Прием заказов отдельных туристов или лиц, уполномоченных представлять группу туристов, на формирование турпродукта и оформляение его в установленном порядке.6. Определение стоимости и цены турпакета (расчёт стоимости услуг, включенных в состав тура, собственные расходы, пр.).7. Рекламные кампании, выставки, презентации, представление информации о туре в подразделения маркетинга и рекламы, для разработки рекламных материалов, каталогов, брошюр, др. и выработки концепции продвижения турпродукта.8. Подготовка специализированной туристской информации, обеспечение ее полноты и достоверности (наличие существенных условий договора), разработка стандартов и процедур ее предоставления клиентам.

28 Классификация предприятий питания в туризме.К туриндустрии питания относятся рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные.

Классификация предприятий общественного питания осуществляется по многим признакам. По признаку связанности управления различают предприятия питания, объединенные в цепи, и работающие самостоятельно. В зависимости от ассортимента различают комплексные, универсальные, специализированные. В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия питания могут работать с постоянным контингентом (при гостинице, санатории), с переменным контингентом (городской ресторан). В зависимости от метода обслуживания различаютпредприятия питания, в которых потребители обслуживаются официантами, самообслуживания, смешанного обслуживания. Предприятия питания различаются также по полноте технологического цикла, объему и характеру услуг, виду питания, режиму работы, времени функционирования и другим признакам.

По аналогии со средствами размещения туристов предприятия питания классифицируются в зависимости от культуры и качества обслуживания, а также кухни и ассортимента предлагаемых блюд, числа посадочных мест, режима работы, формы обслуживания посетителей. Наибольшей популярностью пользуются рестораны. Они подразделяются на две большие группы: классические и быстрого обслуживания. Ресторан занимается изготовлением, реализацией и организацией потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного приготовления всех основных групп из различных продуктов и вино-водочных изделий; услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга. Бар включает изготовление и реализацию широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создает условия для их потребления у барной стойки или в зале. Кафе занимается изготовлением и реализацией разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создает условия для их потребления.Столовая включает изготовление кулинарной продукции разнообразной по дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента; созданиет условия для их потребления. Закусочная занимается изготовлением ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья; создает условия для ее реализации и потребления. Классификация туристских предприятий питания: по типу предприятия (рестораны, кафе, бары, столовые, буфеты и т.д.); по виду собственности (собственные и арендованные); по месту расположения (в составе ТГК, в составе гостиниц, автономные и др.); по форме обслуживания (самообслуживание, обслуживание с помощью официантов); по категории (звёздам); по ассортименту (комплексные блюда, блюда широкого выбора, национальные кухни, экзотические блюда); по режиму обслуживания (шведский стол, полный пансион, полупансион, специальное питание, детское питание и др

26 Классификационная хар-ка средств размещенияВ международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства размещения делятся на 2 категории: коллективные и индивидуальные.

Коллективное средство размещения – это любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум, определяемый каждой страной самостоятельно (например: в России – 10 номеров, в Италии –7). Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единому руководству, быть сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. К коллективным средствам размещения относятся:-гостиницы и аналогичные средства размещения;-специализированные заведения;-прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками: 1. состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство; 2. предоставляют различные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; 3. сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны; 4. не входят в категорию специализированных заведений.

Аналогичные заведения включают пансионаты и меблированные комнаты, туристские общежития и другие средства размещения, которые состоят из номеров и предоставляют ограниченные гостиничные услуги, включая ежедневную заправку постелей, уборку номера и санузла.

Специализированные заведения - помимо предоставления услуг размещения, выполняет еще какую-либо другую специализированную функцию. Это оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, конгресс-центры и т.д. Прочие коллективные средства размещения предоставляют ограниченные гостиничные услуги, исключая ежедневную заправку постелей и уборку жилых помещений. Они могут состоять не из номеров, а представлять собой единицы типа «жилища», «площадки для кемпинга» или коллективные спальные помещения (общежития).

Индивидуальные средства размещения – это собственные жилища (квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами, в том числе и апартаменты таймшера, комнаты арендуемые у частных лиц или агентств, помещения предоставляемые бесплатно родственниками или знакомыми).Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны.Среди других классификационных признаков можно выделить класс-цию по месту рассп-ния: - гостиницы в центре города- придорожные(малоэтажные с открытыми автостоянками) - гостиницы в окрестностях городов и в аэролпортах - плавучие отели (Флотель, «курорт на воде»)

Также выделяют гостиницы по уровню, ассортименту и стоимости услуг: - дешевые отели- отели люкс (100-400 номеров) - отели высокого класса (400-2000 номеров) - отели среднего уровня - отель эконом-класса (10-150 номеров) - мотель (для путешествующих на автотранспорте, 150-400 номеров) - курортная гостиница (100-150 номеров, в живописной местности, полный набор услуг, инфраструктура) - time-shear (номер квартирного типа, проданы индивид.владельцам на опред.срок, но полная собственность у компании-управляющего)

При классификации гостиниц в разных странах используются различные системы, которых сейчас существует более 30. Введению единой классификации гостиниц в мире препятствует ряд факторов: культурно-историческое развитие страны, национальные особенности, различия в критериях оценки качества обслуживания. Самые распространенные классификации:

- система звезд * - это французская национальная классификация (Россия, Австралия, Венгрия, Италия)- система букв, используется в Греции- система «корон»/ «ключей», используется в Англии- система разрядов (Испания, Италия, Израиль)- система баллов

Все греческие гостиницы делят на 4 категории: А,В,С,Д.Гостиницы категории «А» – это 4*; «В» – 3*; «С» - 2*, а гостиницам высшего класса нередко присуждается категория «де люкс».

Классификация англ. гостиниц достаточно сложна. Чтобы перевести категорию гостиницы с «языка корон» на звездный, необходимо от общего числа корон отнять 1.

30. Экскурсионный объект.Критерии и оценки

Показ экскурсионных объектов занимает главное положение в экскурсии. 150 тысяч памятников архитектуры, культуры и т.д. находятся на государственном учёте РФ. В качестве объектов могут быть:

Памятные места, связанные с историческими событиями. Здания и сооружения, мемориальные памятники (1200 Гвардейцам).Памятники архитектуры. Природные объекты (Ладушкино – дуб с толстым стволом), заповедники, заказники, национальные парки. Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, выставок. Памятники археологии, городища, древние стоянки, курганы. Памятники искусства, скульптуры, садово-парковое искусство. Критерии экскурсионных объектов:

По содержанию: одноплановые и многоплановые. По функциональному назначению: основные (раскрытие темы) и дополнительные (во время переездов). По степени сохранности: полностью, частично сохранившиеся, утраченные.

Оценка объекта. Задача – отбор из множества объектов самых интересных. Познавательная ценность – связь объекта с историческим объектом. Известность, популярность среди населения. Экзотичность. Выразительность. Сохранность: оценка состояния объекта на данный момент. Местонахождение: должны учитываться расстояние, удобство подъезда к объекту. Временное ограничение показа (сутки, сезоны).

Оптимальная продолжительность городской экскурсии – 2-4 академических часа. Турист воспринимает не более 15 – 20 объектов. Набор объектов зависит от темы, содержания, состава группы.

27 Классификация номеров в гостиницах по категориям

Комфортность г-цы имеет классификацию.Самойраспр.явл. класс-я по *****.Она принята в большинстве стран,участвующих в междунар.тур.обмене.Тж существует система букв(Греция) 4*-А 3*-В 2*-С На фасадах гостиниц –звезды,а в Англии короны.Чтобы перевести категорию на звезды,надо от числа корон отнять 1.Однако наиб.распр. явл.класс-я по *,предложенная ассоциацией британских турагентств.

1*-бюдж.гостиницы с миним.удобств, 2*-наличие бара и ресторана, 3*-высок.ур-ньобслуж-я, 4*-высок.ур-ньобслуж-я и кач-ва проживания, 5*-ур-ньобслуж-я и проживания экстра-класса

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСТ-Ц

1.по комфортности2.по местоположению,видам услуг-центральные-курортные-казино-аэровокзальные-автострадные3.по ценам:

-1фешенебельные(изысканные,отвечающие высоким треб-ям вкуса и моды) –2апартаменты(пент-хаус)-для длительного проживания,квартирного типа с кухней.Чем дольше живешь,тем меньше платишь. -3первоклассные(полносервисные) 4экономические-сосредотачивается внимание на ночлеге людей,а не на их питании.В некоторых из них нет помещений для питания.Пункт пит-я д.находится на расстоянии не бол. 500м от гост-цы или устраивается континент завтрак в холле.

4.по типу сервиса,оказанного гостям: 1-полносервисные(по ур-ню комфорта и удобства делятся на фешенебельные и первоклассные,имеют ресторан,банк.зал,спорт.комплекс,анимация,чил-аут,бизнес-центр,конференц-зал,технич.обеспеч-е). 2-экономические(простор.комнаты с достат.мебелировкой,безфурнитур.излишеств,бизнес-центр со всей атрибутикой,помещения для отдыха,завтрак) 3-апартаментные(для командировочных людей,условия приближены к домашним)

В гост-цахур-нь комфорта д.соответствоватьцене,акач-во обсл-я д.б.однородно.

Номера бизнес-класса предназначены для размещения лиц, пребывающих в деловых поездках и командировках. В этом случае помимо стандартной обстановки в номерах должны быть созданы условия для работы (рабочий стол, телефон, факс, компьютер).

Положением о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения в РФ установлены следующие категории номеров:

сюит — номер в средстве размещения площадью не менее 75 кв. м, со -стоящий из трех и более жилых комнат (гостиной или столовой, кабинета и спальни) с нестандартной широкой двухспальной кроватью (200 х 200 см) и дополнительным гостевым туалетом;

апартамент — номер в средстве размещения площадью не менее 40 кв. м, состоящий из двух и более жилых комнат (гостиной или столовой, спальни), имеющий кухонное оборудование;

люкс — номер в средстве размещения площадью не менее 35 кв. м, состоящий из двух жилых комнат (гостиной и спальни); рассчитан на проживание одного-двух человек;

студия — однокомнатный номер площадью не менее 25 кв. м, с планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной, столовой или кабинета; рассчитан на проживание одного-двух человек;номер первой категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной-двумя кроватями, с полным санузлом (ванна или душ, умывальник, унитаз); рассчитан на проживание одного-двух человек;

номер второй категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной-двумя кроватями, с неполным санузлом (умывальник, унитаз) либо одним полным санузлом в блоке из двух номеров; рассчитан на проживание одного-двух человек;

номер третьей категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с неполным санузлом (умывальник, унитаз) либо одним полным санузлом в блоке из двух номеров; рассчитан на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: а) 6 кв. м в здании круглогодичного функционирования; б) 4,5 кв. м в зданиях сезонного функционирования;

номер четвертой категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с умывальником; рассчитан на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: а) 6 кв. м в здании круглогодичного функционирования; б) 4,5 кв. м в зданиях сезонного функционирования;

номер пятой категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, без умывальника (умывальник в коридоре); рассчитан на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: а) 6 кв. м в здании круглогодичного функционирования; б) 4,5 кв. м в зданиях сезонного функционирования.

Наши рекомендации