Статья 10. Критерии неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер
Критерии неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
Статья 11. Ответственность должника и иных лиц в деле об экономической несостоятельности (банкротстве)
Если в хозяйственный суд подано заявление должника при наличии у лица, от имени которого подано это заявление, возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, то лицо, от имени которого подано заявление, несет перед кредиторами ответственность за реальный ущерб, причиненный этим действием.
Если экономическая несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
При неподаче должником заявления должника в случаях и срок, установленных частями второй и шестой статьи 9 настоящего Закона, руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) и (или) иные виновные в этом лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником - юридическим лицом, в том числе принимать решение о подаче заявления должника, солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Иски о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, предъявляются после открытия ликвидационного производства в хозяйственный суд в случае выявления недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. В период рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) такие иски подаются в хозяйственный суд, рассматривающий это дело.
Иски управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности предъявляются на сумму неудовлетворенных требований кредиторов и рассматриваются хозяйственным судом до вынесения определения о завершении ликвидационного производства.
Кредитор (кредиторы) или его (их) правопреемники, государственные органы, прокурор, контролирующие органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в случаях, указанных в части второй настоящей статьи, в течение десяти лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в хозяйственный суд, рассматривавший это дело.
Субсидиарная ответственность возлагается на лиц, указанных в части второй настоящей статьи, и в случаях прекращения права собственности на имущество должника, выбытия из состава участников (учредителей) должника, прекращения трудовых отношений с должником, а также прекращения права давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия в течение срока, предусмотренного частью шестой настоящей статьи.
Статья 12. Основания для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом)
Правом на подачу заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (далее - заявление кредитора) обладают кредиторы (за исключением физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью или по компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, и физических лиц, которым должник обязан осуществить выплату выходных пособий, вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, и сумм по внесению (взысканию) задолженности по заработной плате, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия), представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.
К налоговым и другим государственным органам применяются положения настоящего Закона о кредиторах. При этом налоговые и другие государственные органы подают в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, юридических лиц, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в управлении государственных органов или в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, только в случае принятия должником, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, государственными органами решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.
Основаниями для подачи заявления кредитора, если иное не установлено настоящим Законом, являются в совокупности:
наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере ста и более базовых величин, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в управлении государственных органов или хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы, - в размере двух тысяч пятисот и более базовых величин.
Статья 13. Процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства):
защитный период;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - индивидуального предпринимателя могут применяться следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства):
защитный период - в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
конкурсное производство;
мировое соглашение.
Конкурсное производство включает следующие процедуры:
завершение подготовки дела к судебному разбирательству;
санацию;
ликвидационное производство.
Статья 14. Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) в пределах своей компетенции:
проводит государственную политику по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также обеспечивает условия для реализации процедур экономической несостоятельности (банкротства);
принимает участие в организации системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства);
согласовывает разработанные в установленном порядке программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки управляющих;
устанавливает порядок определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам;
устанавливает профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к управляющим;
проводит в установленном порядке аттестацию физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, используя при определении их профессиональной пригодности результаты психофизиологического тестирования;
осуществляет контроль за соблюдением управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) непосредственно либо через образуемые им территориальные органы;
ведет учет и проводит анализ платежеспособности государственных организаций;
представляет в хозяйственный суд предварительное заключение о платежеспособности должников - государственных организаций или в иных случаях на основании запроса хозяйственного суда;
осуществляет мониторинг деятельности управляющих, в том числе ежемесячно анализирует и обобщает информацию, представляемую управляющими в соответствии с абзацем семнадцатым части первой статьи 77 настоящего Закона;
представляет по запросам государственных органов заключения по кандидатурам управляющих, назначаемых в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы;
вправе подавать в хозяйственный суд в защиту государственных интересов заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций;
вправе заявлять в хозяйственный суд ходатайства о приостановлении на срок, установленный абзацем четвертым части третьей статьи 121 настоящего Закона, реализации имущества, части имущества должников - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, для выработки предложений о восстановлении платежеспособности этих должников;
принимает (издает) нормативные правовые акты в пределах своей компетенции;
осуществляет иные функции, предоставленные ему настоящим Законом и иными актами законодательства.
Государственные органы, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по запросу органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) безвозмездно представлять документы и иную информацию, необходимые для осуществления этим органом его функций, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства, с учетом требований законодательных актов, определяющих порядок и условия представления документов и иной информации.
Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) образует в порядке, установленном законодательством, территориальные органы, полномочия которых устанавливаются законодательством.
Статья 15. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров для обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства)
Государственные органы и иные государственные организации содействуют созданию и развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства) в виде:
подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в установленном порядке через сеть учреждений образования и реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;
проведения обучающих тематических семинаров, курсов, конференций по вопросам экономической несостоятельности (банкротства).
Статья 16. Комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)
При государственных органах создаются и действуют комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (далее - комиссия) в целях:
разработки и внесения в государственный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению (наряду с лицами, которые в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) обязаны принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства));
подбора, организации подготовки (наряду с органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)), а также аккредитации лиц на осуществление деятельности управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в случае, предусмотренном частью седьмой статьи 62 настоящего Закона;
подготовки предложений по проектам мировых соглашений, планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде или планов санации и планов ликвидации должников - юридических лиц, прекращения деятельности должников - индивидуальных предпринимателей;
проведения анализа эффективности досудебного оздоровления, выполнения планов санации и планов ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей и подготовки предложений по результатам проведения этого анализа.
Предложения комиссии по вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, рассматриваются государственным органом, после чего он не позднее пятнадцати дней со дня проведения заседания комиссии, на котором были разработаны предложения, выносит соответствующее решение.
В состав комиссии включаются представители государственных органов, органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), иных организаций, имеющие высшее преимущественно юридическое и (или) экономическое образование. На период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) в состав комиссии включаются также собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридических лиц либо их представители, индивидуальные предприниматели, в отношении которых принято решение о проведении досудебного оздоровления.
Членами комиссии не могут быть лица, имеющие судимость. Кандидатуры, представленные к включению в состав комиссии, подлежат обязательной проверке правоохранительными и другими органами в соответствии с законодательством.
Финансирование обеспечения деятельности комиссии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на содержание государственных органов.
КонсультантПлюс: примечание.
Ответственность за необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), установленных в отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо представление не соответствующего действительности обоснования отказа в принятии таких мер, а также умышленное принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), предусмотрена ч. 1 ст. 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Статья 17. Меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)
КонсультантПлюс: примечание.
Комплекс мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и проведению процедур экономической несостоятельности (банкротства) утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2013 N 785.
Руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).
Для проведения досудебного оздоровления лица, указанные в части первой настоящей статьи, осуществляют меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях в соответствии с законодательством такие лица могут:
изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;
взыскивать дебиторскую задолженность;
привлекать инвестиции;
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 104-З)
содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;
реорганизовывать юридические лица;
принимать меры по:
выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;
погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
изменению установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пени и иных обязательных платежей путем предоставления отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм указанных платежей в период действия налогового кредита;
предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;
принимать иные меры, не противоречащие законодательству.
Государственные органы и иные организации, физические лица, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, обязаны обеспечить их необходимую защиту при рассмотрении вопросов о применении мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и осуществлению процедур экономической несостоятельности (банкротства).
Кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником также могут принимать меры, направленные на улучшение финансового состояния должника.