По организации самостоятельной работы

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает

- изучение материала установочных занятий;

- работу с рекомендованной литературой и дополнительными источниками информации;

- выполнение контрольной работы;

- подготовку к сдаче экзамена.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения рабочей программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами.

Конкретные вопросы, вынесенные из содержания темы для самостоятельного изучения, представлены в Таблице 4.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом.

Затем необходимо ознакомиться с правовыми и нормативными документами. При этом целесообразно использовать материалы информационно-справочных систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс» и т.д., что позволит избежать ссылок на устаревшие нормативные документы и принятия неверных решений.

Рекомендуется дополнить конспект лекций по результатам работы с источниками.

В ходе решения задач следует указывать конкретную норму законодательства о налогах и сборах, на основании которой принимается какое-либо решение.

Подготовка к экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных ранее вопросов, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Подготовка к экзамену – сложная и трудоемкая работа. Её следует начинать с выполнения следующих действий:

- уточнить особенности методики приема итогового государственного междисциплинарного экзамена (билеты, разрешенный вспомогательный материал и др.).

- уточнить список вопросов (проблем), которые выносятся на экзамен.

- выяснить возможные дополнительные вопросы в рамках каждой из тем, выносимых на экзамен.

- провести идентификацию каждого вопроса с какой-либо частью конспекта лекции или самостоятельно отработанного материала учебника, учебного пособия и др.

Изучение вопросов (проблем) целесообразно начать с изучения базовой рекомендованной литературы по дисциплине. Как правило, базовые учебники (учебные пособия) дают представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания (нормативные документы), которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого вопроса (проблемы), глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт. Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных вопросов (проблем), а значит, уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, экономические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

На экзамене по дисциплине студент должен четко и ясно формулировать ответ на вопрос билета; уметь обосновать выбор ответа на тестовый вопрос, а также объяснить ход решения предложенной в билете задачи.

ГЛОССАРИЙ

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ - процесс определения стратегически важных элементов внешней и внутренней среды, способных оказать влияние на достижение предприятием своих целей.
АССОТРТИМЕНТ (АССОРТИМЕНТНАЯ ГРУППА, ТОВАРНАЯ ЛИНИЯ) - группа товаров в некоторой товарной категории, обычно с одним наименованием для облегчения идентификации.
БАЛАНС ПРЕДПРИЯТИЯ (франц. balance — весы) — 1) количественное соотношение, состоящее из двух частей, которые должны быть равны друг другу, так как представляют поступление и расходование одного и того же количества денег, товара. Например, при равенстве экспорта и импорта товаров и сохранении его запасов наблюдается баланс его производства и потребления в течение определенного периода времени. Балансы отражают давно известный закон сохранения — "где сколько убудет — столько и прибудет". Балансы составляются в натуральной форме (в физическом измерении) и в денежной форме (в стоимостном измерении). Самые разнообразные балансы используются в целях анализа, учета, планирования хозяйства всей страны (бюджетный баланс, платежный баланс, межотраслевой баланс), хозяйства, фирмы (бухгалтерский баланс, баланс основных средств, финансовый баланс), домашнего хозяйства (баланс доходов и расходов семьи, потребительский бюджет). Баланс называют дефицитным, если поступления отстают от платежей; 2) документ, в котором представлен балансовый отчет фирмы.
БИЗНЕС-ПЛАН - структурированный плановый документ, описывающий направления движения бизнеса; - удобная форма ознакомления потенциальных кредиторов (инвесторов) с проектом, в котором им предлагается принять участие.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ -составление плана деятельности стратегической хозяйственной единицы.
БЮДЖЕТ - сформулированный в стоимостных показателях план фирмы на определенный период, который характеризует: доходы и расходы фирмы; движение денежных средств; источники финансирования текущей и инвестиционной деятельности фирмы; инвестиции (капитальные и финансовые вложения).
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ - технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов фирмы, которая позволяет анализировать фактические и прогнозировать будущие финансовые показатели для принятия управленческих решений.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья – назад; направление к потребителям – вперёд).
ВИДЕНИЕ - прогнозируемый и желаемый образ фирмы и внешней среды в среднесрочной (долгосрочной) перспективе (куда движемся?).
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы.
ВЫРУЧКА - денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг; различают выручку от реализации продукции, выручку от реализации основных средств, торговую выручку.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними "по горизонтали", с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.
ДОХОД - в широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью. Доход компании можно характеризовать как увеличение ее активов или уменьшение обязательств, приводящие к увеличению собственного капитала.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА - период времени с момента запуска материалов на первую операцию до момента выхода готовой продукции.
ИНАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ - фирма течет по течению (инертность), существующие внешние и внутренние условия воспринимаются как приемлемые (минимум изменений, приспособление к настоящим условиям).
ИНТЕРАКТИВНЫЙ (АДАПТИВНЫЙ) ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ - предполагает, что будущее можно контролировать и на него можно воздействовать, а главной целью планирования ставится проектирование будущего.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - обеспечение синхронной работы взаимодействующих участков для надежного функционирования всего экономического объекта (цеха, предприятия) в целом.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА - способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА - экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
КАЛЕНДАРНО-ПЛАНОВЫЕ НОРМАТИВЫ - совокупность показателей, определяющих организацию производственного процесса во времени и пространстве.
КОМПЛЕКСНЫЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ - децентрализованные системы планирования, в которых по тем или иным признакам формируется комплект деталей, узлов, блоков и т. д.
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ - способы осуществления планирования, то есть способы реализации плановой идеи.
НОРМА - научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.
НОРМАТИВ - расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятия.
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - планирование, направленное на обеспечение выполнения заданий и показателей, определенных на этапе тактического планирования.
ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ - затраты, величина которых зависит от объема оказанных услуг.
ПЛАН МАРКЕТИНГА - письменный документ, в котором сформулирован план действий фирмы на рынке, направленный на достижение поставленных целей.
ПЛАН ФИРМЫ - система взаимосвязанных решений, нацеленных на создание желаемого будущего фирмы.
ПЛАНИРОВАНИЕ - важнейшая функция менеджмента, связанная с определением целей фирмы, результатов ее деятельности, путей и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей; - система волевых, сознательно принимаемых управленческих решений, которые заменяют механизмы во внутренней деятельности фирмы; - процесс, направленный на создание одного или нескольких будущих состояний фирмы. Которые желательны и которые не появляются сами собой без определенных усилий.
ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ - подразделение фирмы которое организует процесс текущего планирования и осуществляет комплексный экономический анализ и контроль деятельности фирмы и ее подразделений.
ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ – затраты, относительно стабильные при колебании объемов услуг.
ПРЕАКТИВНЫЙ (УПРЕЖДАЮЩИЙ) ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ - ориентирован на будущие изменения на поиск оптимальных решений в условиях изменений.
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ - определяют характер и содержание плановой работы и экономической организации (принцип единства, принцип участия, принцип непрерывности, принцип гибкости, принцип точности)
ПРОДУКТОВАЯ ПРОГРАММА ФИРМЫ (ОСНОВНОЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА) - годовой план производства продукции и использования ресурсов, который устанавливает объем и сроки поставки продукции по всему ассортименту.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ – максимально возможный годовой объем производства при данных организационно-технических условиях.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ - период пребывания предметов труда (сырья и материалов) в производственном процессе с начала изготовления до выпуска готового продукта.
РЕАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ - план ориентируется на прошлое, то есть предполагается, что прошлые тенденции сохранятся.
РЕГУЛЯРНО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ПЛАНЫ - руководство по выполнению постоянно повторяющихся видов деятельности, которое дополняется политикой, операционными процедурами и правилами и в комплексе формируют основной блок внутрифирменных планов.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - показатель эффективности использования основных средств предприятия, производственных ресурсов. Общая рентабельность предприятия определяется как отношение прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств.
СИСТЕМА ОПЕРАТИВНО-КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ -методика и техника плановой работы, она направляет правила движения производства (его логистику) и характеризуется следующими признаками: степенью централизации плановой работы; выбранной планово-учетной единицей планирования, контроля и анализа; составом и точностью календарно-плановых нормативов.
СТРАТЕГИЯ - управляемый процесс разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленных стратегических целей (как будут достигнуты конечные результаты?). Она задает направления развития бизнеса.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ БИЗНЕС-ЕДИНИЦА (СБЕ) - внутрифирменное организационное подразделение, наделенное определенными правами и ответственное за всю деятельность фирмы в определенном бизнес-сегменте (сегментах).
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - процесс выявления стратегических факторов и проблем, которые могут представлять угрозу или открывать новые возможности для фирмы.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН - заявление, отражающее корпоративные цели (стратегические ориентиры) фирмы, направления ее развития, а также ее стратегию.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ - управленческие решения, направленные на достижение целей, которые не могут быть реализованы в рамках протекающего процесса и состояния внешней среды.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ - желаемое взаимодействие фирмы с внешней средой (что должно быть сделано и в какое время?).
ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН - совокупность увязанных между собой функциональных планов и проектов, направленных на достижение стратегических целей фирмы.
ТАКТ ПОТОЧНОЙ ЛИНИИ - промежуток времени между выпуском двух очередных изделий на каждом рабочем месте.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ - определенный алгоритм подготовки плановых решений, который регламентирует порядок и сроки составления различных разделов плана, определяет необходимые процедуры планирования и их последовательность, регулирует механизмы взаимодействия производственно-функциональных подразделений и плановых служб фирмы.
ТИП ПРОИЗВОДСТВА - совокупность взаимосвязанных факторов, характеризующих степень специализации фирмы, масштабы производства, номенклатуру выпускаемых изделий, размеры и повторяемость их выпуска.
ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА - совокупность всех ассортиментных групп товаров и отдельных товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом.
ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ - минимальный уровень производства или другого вида экономической деятельности, при котором величина выручки от реализации произведенного продукта, услуг равна издержкам производства и обращения этого продукта. Чтобы получать прибыль, фирма, предприниматель должны производить количество продукта, иметь объем деятельности, превышающие величину, соответствующую точке безубыточности. Если же объем ниже соответствующего этой точке, деятельность становится убыточной.
ФИРМА - основная хозяйственная единица современной экономической системы, зарегистрированная в соответствующей организационно-правовой форме.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН - заключительный раздел плана предприятия (долговременного, текущего, бизнес-плана), представляющий собой баланс его доходов и расходов.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН - комплекс решений по реализации заданной функции в рамках общей стратегии фирмы.

Наши рекомендации