D) Четвертаяособенность эквивалентной формы: фетишизм товарной формы разительнее вэквивалентной форме, чем в относительной форме стоимости
То, что продукты труда,— такие полезные вещи, как сюртук, холст, пшеница,железо ит. д., — представляют собой стоимости, определенные величиныстоимости и вообще товары, суть, конечно, такие свойства,которые они обретают
ФОРМА СТОИМОСТИ
только в нашем общении, а не от природы, каковыми являются, например, свойства быть тяжелым, удерживать тепло или питать. Но в сфере нашего общения эти вещи относятся друг к другу как товары. Они суть стоимости, они измеримы как величины стоимости, и общее им свойство быть стоимостью ставит их в стоимостное отношение друг к другу. Равенство, например, «20 аршин холста = 1 сюртуку», или: «20 аршин холста стоят 1 сюртука» выражает только следующее: 1) различные виды труда, необходимые для производства этих вещей, признаются равными как человеческий труд вообще, 2) затраченное на их производство количество труда измеряется по определенным общественным законам и 3) портной и ткач вступают в определенное общественное производственное отношение. Именно в рамках определенного общественного отношения производителей они приравнивают друг к другу свои различные полезные виды труда как человеческий труд вообще. И точно так же именно в рамках определенного общественного отношения производителей они измеряют величину своего труда продолжительностью расходования человеческой рабочей силы. Но в сфере нашего общения эти общественные характеристики их собственного труда представляются им как общественные природные свойства, как предметные определения самих продуктов труда; равенство различных видов человеческого труда представляется им как стоимостное свойство продуктов труда; мера труда, определяемая общественно необходимым рабочим временем, представляется им как величина стоимости продуктов труда; и, наконец, общественное отношение производителей благодаря их работам представляется им как стоимостное отношение или общественное отношение этих вещей, продуктов труда. Именно поэтому продукты труда выступают перед ними как товары, как чувственно-сверхчувственные или общественные вещи. Так световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза. Но при зрительных восприятиях свет действительно отбрасывается одной вещью, внешним предметом, на другую вещь, глаз. Это — физическое отношение между физическими вещами. Между тем, товарная форма и стоимостное отношение продуктов труда не имеют решительно ничего общего с их физической природой и вытекающими из нее отношениями вещей. Только определенное общественное отношение самих людей принимает здесь для них фантастическую форму отношения вещей. Поэтому, чтобы найти аналогию, нам пришлось бы забраться в туманные области религиозного
К. МАРКС
мира. Здесь продукты человеческой головы представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью и находящимися в определенных отношениях друг с другом и с людьми. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом, который присущ продуктам труда, коль скоро они производятся как товары, и который, следовательно, неотделим от товарного производства.
Этот фетишистский характер резче проявляется на эквивалентной форме, чем на относительной форме стоимости. Относительная форма стоимости товара есть нечто опосредствованное, а именно, она опосредствована отношением данного товара к другому товару. Посредством этой формы стоимости стоимость товара выражена как нечто совершенно отличное от его собственного чувственного бытия. Здесь вместе с тем заложено указание на то, что стоимостное бытие вещи есть отношение, чуждое самой вещи, и что поэтому ее стоимостное отношение к другой вещи может быть только формой проявления некоторого скрытого в них общественного отношения. Обратное имеет место в эквивалентной форме. Она именно в том и состоит, что телесная или натуральная форма какого-нибудь одного товара служит непосредственно общественной формой, формой стоимости для другого товара. Следовательно, в сфере нашего общения в качестве общественного природного свойства вещи, в качестве свойства, присущего ей от природы, выступает то, что она обладает эквивалентной формой и потому в том виде, в каком она существует чувственно, может непосредственно обмениваться на другие вещи. А так как в пределах выражения стоимости товара А эквивалентная форма присуща товару В от природы, то и вне этого отношения кажется, что она принадлежит товару В от природы. Отсюда проистекает, например, загадочный характер золота, которое, наряду со своими другими природными свойствами — наряду со своим цветом, удельным весом, неокисляемостью в воздухе и т. д., — как будто от природы обладает еще эквивалентной формой, или общественным качеством быть непосредственно обмениваемым на все другие товары.
§ 4. КОГДА СТОИМОСТЬ ВЫСТУПАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ИМЕЕТ ФОРМУ МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ
Выражение стоимости имеет два полюса: относительную форму стоимости и эквивалентную форму. Прежде всего, что касается товара, функционирующего как эквивалент, то для
ФОРМА СТОИМОСТИ
другого товара он имеет значение воплощения стоимости, тела в непосредственно обмениваемой форме — меновой стоимости. Что же касается товара, стоимость которого выражена относительно, то он обладает формой меновой стоимости, 1) потому, что его стоимостное бытие обнаруживается способностью другого товара обмениваться на него, 2) потому, что величина его стоимости выражена пропорцией, в какой на него обменивается другой товар.
Меновая стоимость есть, следовательно, вообще самостоятельная форма проявления стоимости товаров.
§ 5. ПРОСТАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ ТОВАРА
ЕСТЬ ПРОСТАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТОВАРЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ:
ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ И МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ
В стоимостном отношении холста к сюртуку натуральная форма холста имеет значение только как воплощение потребительной стоимости, а натуральная форма сюртука имеет значение только как форма стоимости, или воплощение меновой стоимости. Следовательно, содержащаяся в товаре внутренняя противоположность потребительной стоимости и стоимости находит свое выражение во внешней противоположности, то есть в отношении двух товаров, из которых один непосредственно имеет значение только потребительной стоимости, а другой — непосредственно только меновой стоимости, или где два противоположные определения, потребительная стоимость и меновая стоимость, полярно распределены между товарами.
Если я говорю: как товар холст есть потребительная стоимость и меновая стоимость, то это — мое суждение о природе товара, добытое .анализом. Напротив, в выражении: «20 аршин холста =- 1 сюртуку», или: «20 аршин холста стоят 1 сюртука», сам холст говорит, что он есть, во-первых, потребительная стоимость (холст), во-вторых, отличная от нее меновая стоимость (нечто равное сюртуку), и, в-третьих, единство той и другой, то есть товар.
§ 6. ПРОСТАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ ТОВАРА ЕСТЬ ПРОСТАЯ ТОВАРНАЯ ФОРМА ПРОДУКТАТРУДА
Форма потребительной стоимости представляет нам продукт труда в его натуральной форме. Ему нужна, следовательно, только еще форма стоимости, чтобы обладать товарной формой,
К. МАРКС
то есть чтобы выступать в качестве единства противоположностей: потребительной стоимости и меновой стоимости. Поэтому развитие стоимостной формы тождественно с развитием товарной формы.
§ 7. ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ТОВАРНОЙ ФОРМОЙ И ДЕНЕЖНОЙ ФОРМОЙ
Если вместо выражения:
«20 арпган холста = 1 сюртуку», или: «20 аршин холста стоят 1 сюртука», поставить такую форму:
«20 аршин холста = 2 ф. ст.», или: «20 аршин холста стоят 2 ф. ст.», то с первого же взгляда видно, что денежная форма есть не что иное, как дальнейшее развитие простой формы стоимости товара, то есть простой товарной формы продукта труда. Так как денежная форма есть лишь развитая товарная форма, то, очевидно, она проистекает из простой товарной формы. Поэтому, коль скоро понята последняя, то остается только рассмотреть тот ряд метаморфозов, через который должна пройти простая товарная форма — «20 аршин холста — 1 сюртуку», чтобы принять вид: «20 аршин холста = 2 ф. ст.».
§ 8. ПРОСТАЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ И ЕДИНИЧНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ФОРМА
Выражение стоимости холста в сюртуке дает холсту такую форму стоимости, посредством которой только он как стоимость отличается от самого себя как потребительной стоимости. Эта форма ставит его в отношение только к сюртуку, то есть к какому-нибудь единичному, отличному от него самого товару. Но как стоимость холст есть то же Самое, что и все другие товары. Его форма стоимости должна быть поэтому также и такой формой, которая ставит его в отношение качественного равенства и количественной пропорциональности ко всем другим товарам.
Простой относительной форме стоимости одного товара соответствует единичная эквивалентная форма какого-нибудь другого товара. Иными словами, тот товар, в котором выражена стоимость, функционирует здесь только как единичный эквивалент. Так, например, сюртук в относительном выражении стоимости холста обладает эквивалентной формой, или формой непосредственной обмениваемости, только по отношению к этому единичному товару, холсту.
ФОРМА СТОИМОСТИ
§ 9. ПЕРЕХОД ИЗ ПРОСТОЙ ФОРМЫ СТОИМОСТИ В РАЗВЕРНУТУЮ ФОРМУ СТОИМОСТИ
Простая форма стоимости обусловливает, что стоимость данного товара выражена только в одном, но все равно каком, товаре другого рода. Если стоимость холста выражена в железе или пшенице и т. д., то получается такое же простое относительное выражение стоимости холста, как и тогда, когда она выражена в товаре сюртук. Следовательно, смотря по тому, вступает ли холст в стоимостное отношение с этим или другим товаром, получаются различные простые относительные выражения стоимости холста. Потенциально холст имеет столько же различных простых выражений стоимости, сколько существует отличных от него товаров. Следовательно, на самом деле его полное относительное выражение стоимости состоит не в одном единичном простом относительном выражении стоимости, а в сумме его простых относительных выражений стоимости. Таким образом получается: