D) Четвертаяособенность эквивалентной формы: фетишизм товарной формы разительнее вэквивалентной форме, чем в от­носительной форме стоимости

То, что продукты труда,— такие полезные вещи, как сюр­тук, холст, пшеница,железо ит. д., — представляют собой стоимости, определенные величиныстоимости и вообще то­вары, суть, конечно, такие свойства,которые они обретают

ФОРМА СТОИМОСТИ



только в нашем общении, а не от природы, каковыми являются, например, свойства быть тяжелым, удерживать тепло или питать. Но в сфере нашего общения эти вещи относятся друг к другу как товары. Они суть стоимости, они измеримы как величины стоимости, и общее им свойство быть стоимостью ставит их в стоимостное отношение друг к другу. Равенство, например, «20 аршин холста = 1 сюртуку», или: «20 аршин холста стоят 1 сюртука» выражает только следующее: 1) раз­личные виды труда, необходимые для производства этих вещей, признаются равными как человеческий труд вообще, 2) затра­ченное на их производство количество труда измеряется по опре­деленным общественным законам и 3) портной и ткач вступают в определенное общественное производственное отношение. Именно в рамках определенного общественного отношения производителей они приравнивают друг к другу свои различ­ные полезные виды труда как человеческий труд вообще. И точно так же именно в рамках определенного общественного отношения производителей они измеряют величину своего труда продолжительностью расходования человеческой рабочей силы. Но в сфере нашего общения эти общественные характеристики их собственного труда представляются им как общественные природные свойства, как предметные определения самих про­дуктов труда; равенство различных видов человеческого труда представляется им как стоимостное свойство продуктов труда; мера труда, определяемая общественно необходимым рабочим временем, представляется им как величина стоимости продук­тов труда; и, наконец, общественное отношение производи­телей благодаря их работам представляется им как стоимост­ное отношение или общественное отношение этих вещей, про­дуктов труда. Именно поэтому продукты труда выступают перед ними как товары, как чувственно-сверхчувственные или общественные вещи. Так световое воздействие вещи на зри­тельный нерв воспринимается не как субъективное раздраже­ние самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза. Но при зрительных восприятиях свет действительно отбрасывается одной вещью, внешним предме­том, на другую вещь, глаз. Это — физическое отношение между физическими вещами. Между тем, товарная форма и стоимостное отношение продуктов труда не имеют решительно ничего общего с их физической природой и вытекающими из нее отношениями вещей. Только определенное общественное отношение самих людей принимает здесь для них фантастиче­скую форму отношения вещей. Поэтому, чтобы найти аналогию, нам пришлось бы забраться в туманные области религиозного



К. МАРКС

мира. Здесь продукты человеческой головы представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жиз­нью и находящимися в определенных отношениях друг с дру­гом и с людьми. То же самое происходит в мире товаров с про­дуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом, кото­рый присущ продуктам труда, коль скоро они производятся как товары, и который, следовательно, неотделим от товар­ного производства.

Этот фетишистский характер резче проявляется на эквива­лентной форме, чем на относительной форме стоимости. Отно­сительная форма стоимости товара есть нечто опосредствован­ное, а именно, она опосредствована отношением данного товара к другому товару. Посредством этой формы стоимости стоимость товара выражена как нечто совершенно отличное от его собственного чувственного бытия. Здесь вместе с тем за­ложено указание на то, что стоимостное бытие вещи есть от­ношение, чуждое самой вещи, и что поэтому ее стоимостное отношение к другой вещи может быть только формой проявле­ния некоторого скрытого в них общественного отношения. Обратное имеет место в эквивалентной форме. Она именно в том и состоит, что телесная или натуральная форма какого-нибудь одного товара служит непосредственно общественной формой, формой стоимости для другого товара. Следовательно, в сфере нашего общения в качестве общественного природного свойства вещи, в качестве свойства, присущего ей от природы, выступает то, что она обладает эквивалентной формой и потому в том виде, в каком она существует чувственно, может непо­средственно обмениваться на другие вещи. А так как в преде­лах выражения стоимости товара А эквивалентная форма при­суща товару В от природы, то и вне этого отношения кажется, что она принадлежит товару В от природы. Отсюда проистекает, например, загадочный характер золота, которое, наряду со своими другими природными свойствами — наряду со своим цветом, удельным весом, неокисляемостью в воздухе и т. д., — как будто от природы обладает еще эквивалентной формой, или общественным качеством быть непосредственно обменивае­мым на все другие товары.

§ 4. КОГДА СТОИМОСТЬ ВЫСТУПАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ИМЕЕТ ФОРМУ МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ

Выражение стоимости имеет два полюса: относительную форму стоимости и эквивалентную форму. Прежде всего, что касается товара, функционирующего как эквивалент, то для

ФОРМА СТОИМОСТИ



другого товара он имеет значение воплощения стоимости, тела в непосредственно обмениваемой форме — меновой стоимости. Что же касается товара, стоимость которого выражена отно­сительно, то он обладает формой меновой стоимости, 1) потому, что его стоимостное бытие обнаруживается способностью дру­гого товара обмениваться на него, 2) потому, что величина его стоимости выражена пропорцией, в какой на него обменивается другой товар.

Меновая стоимость есть, следовательно, вообще самостоя­тельная форма проявления стоимости товаров.

§ 5. ПРОСТАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ ТОВАРА

ЕСТЬ ПРОСТАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ

СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТОВАРЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ:

ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ И МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ

В стоимостном отношении холста к сюртуку натуральная форма холста имеет значение только как воплощение потре­бительной стоимости, а натуральная форма сюртука имеет значение только как форма стоимости, или воплощение меновой стоимости. Следовательно, содержащаяся в товаре внутренняя противоположность потребительной стоимости и стоимости находит свое выражение во внешней противоположности, то есть в отношении двух товаров, из которых один непосредст­венно имеет значение только потребительной стоимости, а дру­гой — непосредственно только меновой стоимости, или где два противоположные определения, потребительная стоимость и меновая стоимость, полярно распределены между товарами.

Если я говорю: как товар холст есть потребительная стои­мость и меновая стоимость, то это — мое суждение о природе товара, добытое .анализом. Напротив, в выражении: «20 аршин холста =- 1 сюртуку», или: «20 аршин холста стоят 1 сюртука», сам холст говорит, что он есть, во-первых, потребительная стоимость (холст), во-вторых, отличная от нее меновая стои­мость (нечто равное сюртуку), и, в-третьих, единство той и другой, то есть товар.

§ 6. ПРОСТАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ ТОВАРА ЕСТЬ ПРОСТАЯ ТОВАРНАЯ ФОРМА ПРОДУКТАТРУДА

Форма потребительной стоимости представляет нам продукт труда в его натуральной форме. Ему нужна, следовательно, только еще форма стоимости, чтобы обладать товарной формой,



К. МАРКС

то есть чтобы выступать в качестве единства противоположно­стей: потребительной стоимости и меновой стоимости. Поэтому развитие стоимостной формы тождественно с развитием то­варной формы.

§ 7. ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ТОВАРНОЙ ФОРМОЙ И ДЕНЕЖНОЙ ФОРМОЙ

Если вместо выражения:

«20 арпган холста = 1 сюртуку», или: «20 аршин холста стоят 1 сюртука», поставить такую форму:

«20 аршин холста = 2 ф. ст.», или: «20 аршин холста стоят 2 ф. ст.», то с первого же взгляда видно, что денежная форма есть не что иное, как дальнейшее развитие простой формы стои­мости товара, то есть простой товарной формы продукта труда. Так как денежная форма есть лишь развитая товарная форма, то, очевидно, она проистекает из простой товарной формы. По­этому, коль скоро понята последняя, то остается только рас­смотреть тот ряд метаморфозов, через который должна пройти простая товарная форма — «20 аршин холста — 1 сюртуку», чтобы принять вид: «20 аршин холста = 2 ф. ст.».

§ 8. ПРОСТАЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ И ЕДИНИЧНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ФОРМА

Выражение стоимости холста в сюртуке дает холсту такую форму стоимости, посредством которой только он как стои­мость отличается от самого себя как потребительной стоимо­сти. Эта форма ставит его в отношение только к сюртуку, то есть к какому-нибудь единичному, отличному от него самого товару. Но как стоимость холст есть то же Самое, что и все другие товары. Его форма стоимости должна быть поэтому также и такой формой, которая ставит его в отношение качествен­ного равенства и количественной пропорциональности ко всем другим товарам.

Простой относительной форме стоимости одного товара соот­ветствует единичная эквивалентная форма какого-нибудь дру­гого товара. Иными словами, тот товар, в котором выражена стоимость, функционирует здесь только как единичный экви­валент. Так, например, сюртук в относительном выражении стоимости холста обладает эквивалентной формой, или фор­мой непосредственной обмениваемости, только по отношению к этому единичному товару, холсту.

ФОРМА СТОИМОСТИ



§ 9. ПЕРЕХОД ИЗ ПРОСТОЙ ФОРМЫ СТОИМОСТИ В РАЗВЕРНУТУЮ ФОРМУ СТОИМОСТИ

Простая форма стоимости обусловливает, что стоимость данного товара выражена только в одном, но все равно каком, товаре другого рода. Если стоимость холста выражена в же­лезе или пшенице и т. д., то получается такое же простое относительное выражение стоимости холста, как и тогда, когда она выражена в товаре сюртук. Следовательно, смотря по тому, вступает ли холст в стоимостное отношение с этим или другим товаром, получаются различные простые отно­сительные выражения стоимости холста. Потенциально холст имеет столько же различных простых выражений стоимости, сколько существует отличных от него товаров. Следовательно, на самом деле его полное относительное выражение стоимости состоит не в одном единичном простом относительном выраже­нии стоимости, а в сумме его простых относительных выра­жений стоимости. Таким образом получается:

Наши рекомендации