Лекция 7. Финансовая работа и контроль в корпорации
Формы контроля, субъекты контроля и роль финансового контроля в управлении корпорацией.
Контроль является одной из завершающих стадий управления корпоративными финансами, выступая в то же время необходимым условием управления ими. Контроль сопутствует всем фазам индивидуального кругооборота фондов, начиная от авансирования средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступлением выручки на счета корпорации в банках.
Финансовый контроль — это метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. В западной экономической литературе внутрифирменный контроль часто отождествляют с аудитом.
Под аудитам обычно понимается ежегодная независимая проверка бухгалтерской отчетности компании, проводимая в интересах се акционеров. Лудит, однако, предусматривает более широкое применение, чем только проверка бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит представляет собой действенный инструмент управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных планов, норм и стандартов. Внутренний аудит призван помочь руководству реально оценить позитивные и негативные аспекты деятельности корпорации.
Западные экономисты выделяют следующие принципы внутрифирменного финансового контроля:
1. Разделение обязанностей. Ответственность между служащими компании распределяют так, чтобы никто не нес ответственности за операцию в целом. Таким образом, лицо, разрешающее операцию, не несет ответственности за участвующие в ней активы и за регистрацию данной операции.
2. Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в том, что все операции должны быть одобрены главным финансовым менеджером (директором) корпорации с опорой на те объемы денежных средств, на отпуск которых он имеет полномочия. Основная идея в данном случае состоит в том, что работа каждого лица проверяется другим лицом без какого-либо дублирования. В акционерных обществах работа Правления проверяется Советом директоров и ревизионной комиссией. Физический контроль заключается в праве допуска проверяющего к активам и документам компании. Чтобы управлять контролем, руководство должно соста вить план его организации. Данный план должен содержать четкие инструкции, оговаривать права и обязанности различных официальных лиц, чтобы исключить бесполезное дублирование их работы.
3. Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера, который должен поставить свою подпись, подтверждающую, что работа выполнена качественно. Без таких свидетельств невозможно определить, что система контроля работает в запланированном режиме.
4. Ограниченная система контроля. Теоретические аспекты финансового контроля не всегда применимы на практике. Успех системы контроля зависит от проверяющих, а они могут уставать и быть не во всем компетентными. Контроль неэффективен, если возникает сговор между служащими компании. Поэтому даже самые лучшие системы контроля не гарантируют полного успеха, хотя риск неудач понижается, если контроль осуществляют высококвалифицированные специалисты. В связи с этим руководство обязано регулярно проверять качество работы контролеров, точность выявления ими слабых мест и современность обнаружения ошибок.
Система контроля предназначена для помощи руководителям компаний в вопросах:
♦ выбора между альтернативными действиями, планирования действий, которые должны быть произведены в течение определенного периода;
♦ выявления ошибок конкретных исполнителей, которые могут заключаться в постановке нереальных целей при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации конкретных маркетинговых, инвестиционных и иных решений;
♦ исправления ошибок и закрепления успеха.
Ключевыми элементами системы контроля являются:
♦ объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;
♦ предметы контроля — отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимита фонда оплаты труда, расходов сырья, материалов и энергии и т. д.);
♦ технология контроля бюджетов — осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (процентах);
♦ субъекты контроля — структурные подразделения и экономические службы компании.
Реорганизация корпорации
Реорганизация корпорации – способ возникновения новых и (или) прекращения действующих юридических лиц. Реорганизация корпорации осуществляется по решению ее учредителей (участников) либо органа корпорации, уполномоченного на то учредительными документами, и может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Слияние – форма реорганизации корпорации, при которой из нескольких (двух и более) юридических лиц образуется одно новое юридическое лицо, при этом к новой корпорации переходят права и обязанности реорганизуемых корпораций, а реорганизуемые корпорации прекращаются.
Присоединение – форма реорганизации корпорации, при которой присоединяемое юридическое лицо передает свои права и обязанности на основании передаточного акта другой корпорации и при этом прекращает свою деятельность.
Разделение – форма реорганизации корпорации, при которой из одного прекратившегося юридического лица образуются две новые корпорации, получившие в порядке правопреемства на основании разделительного баланса права и обязанности реорганизованной корпорации.
Выделение – форма реорганизации корпорации, при которой из состава юридического лица выделяется одна или несколько корпораций, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизуемого юридического лица.
Преобразование – форма реорганизации корпорации, при которой изменяется организационно-правовая форма юридического лица, и к вновь образованной корпорации на основании передаточного акта переходят права и обязанности реорганизованной корпорации.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Основными документами, содержащими сведения о составе прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц, подлежащих передаче к вновь образуемым (либо уже существующим) корпорациям, являются передаточный акт и разделительный баланс.
Передаточный акт и разделительный баланс, в частности, содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются на общем собрании учредителями (участниками) корпорации или органом, принявшим решение о ее реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Значение передаточного акта и разделительного баланса таково, что непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.