Индивидуальных предпринимателей. Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими

Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими субъекта­ми хозяйствования (например, коммерческими организациями) но таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рын­ках и государственным инвестициям, приобретение новых техно­логий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т. д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпри­нимательства и стимулирования его развития государство прово­дит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.

Государство осуществляет мероприятия по финансовой под­держке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализа­ции государственной финансовой политики в этой области слу­жат федеральные, региональные (межрегиональные), отрасле­вые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Так, например, за пе­риод с 1994 по 2001 г. были разработаны и реализованы четыре Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение реализации мер по развитию мало­го бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъ­ектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП всубъектах Российской Федерации было создано 82 государствен­ных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и мест­ных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источ­ников. В этой связи можно сделать вывод, что вложения Феде­рального фонда поддержки малого предпринимательства дают синергетический эффект и позволяют индивидуальным пред­принимателям привлечь дополнительные финансовые ресурсы. ФФПМП также сотрудничает с государственными и муници­пальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации.

ФФПМП является государственной некоммерческой органи­зацией, созданной в форме учреждения, и имеет право занимать­ся предпринимательской деятельностью. Для осуществления своей уставной деятельности фонд получает лицензию на осуществление отдельных банковских операций,

Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнова­ний из федерального бюджета; средств, поступающих от прива­тизации имущества, находящегося в государственной собствен­ности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.

Приоритетным направлением финансовой поддержки пред­принимателей в деятельности фонда является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индиви­дуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осущест­вляется государственная поддержка через ФФПМП путем пре­доставления льготных кредитов (займов), в том числе через сис­тему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставля­емым кредитам, микрофинансирование и т. д.

Для реализации задачи государственной финансовой поддер­жки индивидуальных предпринимателей ФФПМП:

• предоставляет предпринимателям финансовую помощь на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении прог­рамм демонополизации, перепрофилирования производства в, целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в со­ответствии с действующим законодательством;

• выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;

• осуществляет долевое участие в создании и деятельности хо­зяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструк­туры рынка, специализированных консультационных организа­ций и информационных систем поддержки малого предприни­мательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

• финансирует мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого бизнеса, по под­держке новых экономических структур, по защите прав потреби­телей;

• финансирует проведение научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью предприни­мателей;

• проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностран­ных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки,

лотереи;

• осуществляет контроль за использованием субъектами ма­лого предпринимательства финансовых средств, выделяемых или получаемых ими при содействии фонда, и пр.

Взаимодействие фонда с субъектами РФ осуществляется на основе соглашений о порядке финансирования региональных программ между ФФПМП, администрацией региона и регио­нальным фондом, и принятых совместных проектов. В этих сог­лашениях регламентируется порядок использования средств фе­дерального и регионального бюджетов, направляемых на финан­совое обеспечение Федеральной программы и региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Для становления индивидуального бизнеса важное значение имеет проблема быстрого доступа к финансовым ресурсам в от­носительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств. Для решения этой задачи государство разработало прог­раммы по микрофинансированию (выделению бюджетных средств в малых суммах на целевое использование на безвозвратной ос­нове) и микрокредитованию (предоставлению бюджетных креди­тов целевого назначения в малых размерах на возмездной и возв­ратной основах), причем микрокредитование используется более широко, чем микрофинансирование в силу специфики россий­ской экономики. По оценкам ФФПМП основные параметры программы микрокредитования на 1 января 2001 г. были следую­щими: среднемесячная ставка по кредитам — 6%, средний размер предоставляемого займа — 12,5 тыс. руб., средний объем займа на одного клиента — 20 тыс. руб., средний процент возврата займов — 95%, при этом 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям, где риск наиболее максимальный.

Выделение индивидуальным предпринимателям финансовых ресурсов по программе микрокредитования осуществляется на конкурсной основе путем предоставления займов региональным и муниципальным фондам поддержки малого предприниматель­ства (ФПМП), реализующим программы микрокредитования (и микрофинансирования) в субъектах РФ и муниципальных обра­зованиях. Важно также отметить, что при получении микрокре­дита государство не требует от предпринимателя какого-либо залога, но кредитование осуществляется строго на конкурсной и целевой основе.

Чтобы обеспечить льготное банковское кредитование индиви­дуальных предпринимателей, применяется механизм компенса­ции части процентной ставки кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, когда компенсация полностью или частично покрывает недополучен­ные кредитными организациями доходы при предоставлении ссуд предпринимателям. Размер, порядок и условия подобных ком­пенсаций устанавливаются договором между кредитной органи­зацией и соответствующим фондом. Необходимо отметить, что государство субсидирует процентные ставки по кредитам, выдава­емым субъектам малого бизнеса, в размере 1/2 ставки рефинанси­рования ЦБ РФ, действующей на дату получения кредита, при ус­ловии уплаты индивидуальными предпринимателями начислен­ных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками.

Страхование индивидуальных предпринимателей осущест­вляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого пред­принимательства могут полностью или частично компенсировать страховым организациям недополученные ими доходы при стра­ховании на льготных условиях субъектов малого предпринима­тельства. Размер, порядок и условия компенсации устанавлива­ются договором между страховой организацией и соответствую­щим фондом поддержки малого предпринимательства.

Государственные заказчики при заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции (товаров, услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным к прио­ритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринима­тельства, в том числе у индивидуальных предпринимателей, не менее 15% общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные пос­тавки. Однако на практике данное требование не выполняется.

Кроме того, в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития и поддержки малого бизне­са финансируются мероприятия по инфраструктурному обеспече­нию малого бизнеса: адресной финансовой поддержке индивиду­альных предпринимателей, консультационному обслуживанию и обучению предпринимателей, оказанию им широкого спектра ус­луг (прогнозно-аналитических, технологических и т.п.).

Контрольные вопросы

1. Какие виды финансовых отношений и с какими субъекта­ми возникают у индивидуальных предпринимателей?

2. В чем состоит специфика финансов индивидуальных

предпринимателей?

3. Назовите источники финансовых ресурсов индивидуально­го предпринимательства.

4. Дайте определение финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей. Перечислите формы и виды финансовых ре­сурсов.

5. Какие виды затрат могут отсутствовать при осуществлении предпринимательской деятельности без образования юридичес­кого лица? Как это влияет на финансы индивидуальных пред­принимателей?

6. Какие существуют подходы к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации?

7. На какие виды деятельности распространяется применение единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея­тельности?

8. Назовите основные инструменты финансовой поддержки государством индивидуального предпринимательства в РФ. В чем специфика их действия?

9. Какие функции выполняют фонды поддержки малого

предпринимательства?

10. Какова специфика расчета единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями?

Наши рекомендации