Организация финансов предприятий жилищного и коммунального хозяйства
Жилищное хозяйство является отраслью государственной экономики, обеспечивающей через свои организации функционирование и надлежащее состояние жилищного фонда. В систему жилищного хозяйства входят: жилищные ремонтно-эксплуатационные объединения (ЖРЭО), жилищно-эксплуатацион-ные службы (ЖЭС), жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ), планово-расчетные центры (ПРЦ) и другие самостоятельные хозяйственные организации, обеспечивающие качественное обслуживание жилищного фонда и достойный уровень проживания в нем населения.
Социальная направленность деятельности жилищного хозяйства определяет специфику финансирования отрасли, в которой кроме средств потребителей услуг в большой степени участвуют также ресурсы государственного бюджета.
Состав и структура денежных расходов жилищных предприятий.
Расходы на производство и реализацию жилищных услуг определяют и их цену, оплачиваемую потребителями. Поскольку величина жилищных тарифов затрагивает наиболее существенные интересы населения, то и их основа – уровень себестоимости услуг - находится под особым контролем государственных органов. Для этих целей расходы, относимые на себестоимость жилищных услуг, рассчитываются по нормам и нормативам, установленным в законодательном порядке. Это не позволяет жилищным организациям их бесконтрольно увеличивать, ссылаясь на объективные причины роста цен на энергоресурсы, материалы и другие составляющие расходов на производство, а нацеливает на проведение режима экономии.
В общем объеме расходов на техническое обслуживание жилищного фонда наибольший удельный вес составляют расходы на содержание домового хозяйства и на текущий ремонт жилых помещений.Расходы на содержание домового хозяйствавключают заработную плату работников (кроме аппарата управления), отчисления в фонд социальной защиты, расходы на спецодежду, износ инвентаря и др.Расходы на текущий ремонттакже являются комплексной статьей, охватывающей оплату труда ремонтных рабочих с начислениями на социальное страхование, стоимость материалов, спецодежды и др.
Расходы по обслуживанию и ремонту лифтов, а также по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов относятся к категории компенсационных расходов, так как они в фактически собранных с потребителей этих услуг суммах платежей возмещаются коммунальным предприятиям.
Источники доходов жилищных предприятий. Оплата услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда согласно жилищному законодательству осуществляется по двум вариантам.
1. По тарифу, устанавливаемому ежегодно Советом Министров Республики Беларусь.
2. По полной фактической себестоимости данных услуг.
По установленному тарифу население оплачивает техническое обслуживание жилищного фонда исходя из общей площади занимаемого жилого помещения с учетом количества зарегистрированных в нем граждан.
Жилищным законодательством республики предусмотрена норма обеспечения общей жилой площадью каждого зарегистрированного члена семьи в размере 20 кв. м на человека и дополнительно к ней положено иметь 10 кв. м. на всю семью. Оплата технического обслуживания жилищного фонда, занимаемого проживающими в нем гражданами сверх установленной нормы общей жилой площади, осуществляется по фактической себестоимости этих услуг, которая гораздо выше тарифа (в 2,3 раза).
Тарифы на услуги по техническому обслуживанию, пользованию жилыми помещениями, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь до начала очередного финансового года с учетом роста доходов населения и параметров возмещения затрат за счет бюджета. Все доходы в совокупности, получаемые жилищными организациями, покрывают их текущие расходы не более чем на 50%.
Источники средств для проведения капитального ремонта жилых домов: целевые сборы с собственников квартир и нанимателей. Выделяются также на эти цели бюджетные ассигнования. Невыполнение норм по капитальному ремонту влечет за собой повышенный износ строительных конструкций и инженерных систем, что в свою очередь обусловливает рост расходов по текущему ремонту. Поэтому поиск источников воспроизводства жилищного фонда путем привлечения частных инвесторов в данную сферу деятельности является актуальной проблемой для отрасли.
Модернизация, обновление, переоснащение основных средств объектов инженерной инфраструктуры жилищного хозяйства осуществляется за счет: собственных средств организаций, средств инновационных фондов облисполкомов и Минского горисполкома, кредитов банков, выдаваемых под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов, средств республиканского и местных бюджетов.
Коммунальное хозяйство - отрасль национальной экономики, функциональным назначением которой является предоставление населению и хозяйствующим субъектам жизненно необходимых материальных благ и услуг. Оно снабжает населенные пункты водой, газом, электро- и теплоэнергией, обеспечивает пассажирским транспортом, производит ряд других видов коммунальной продукции и услуг.
Подотрасли коммунального хозяйства:
· санитарно-техническая, включающая организации водоканала,
санитарной очистки городов;
· городской электротранспорт – трамвайные, троллейбусные депо, метрополитен;
· коммунальная энергетика – местные электростанции, городские электросети, газовые и тепловые сети;
· коммунальное обслуживание – гостиницы, рекламно-информационные службы;
· внешнее городское благоустройство – организации по озеленению, освещению улиц;
· промышленные и ремонтные предприятия, обслуживающие коммунальное хозяйство.
Основным потребителем коммунальных услуг является население.
Состав и структура денежных расходов коммунальных предприятий. Эксплуатационные расходы коммунальных организаций включают материальные затраты, заработную плату, отчисления в фонд социальной защиты населения, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прочие расходы. Их структура зависит от видов деятельности и различна по отраслям. Так в водопроводно-канализационном хозяйстве в составе производственных затрат преобладают материальные затраты (стоимость расходуемых на очистку воды химических реагентов, электроэнергии на ее подачу в сеть), на предприятиях пассажирского электротранспорта значительны расходы на заработную плату с начислениями и на оплату электроэнергии и т.д. У всех коммунальных предприятий большой удельный вес в себестоимости услуг составляют амортизационные отчисления, что обусловлено особенностями структуры их активов, в составе которых основные средства занимают в среднем 95%.
Затраты рассчитываются (калькулируются) на единицу продукции, услуг:
кубический метр воды, газа, вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов;
киловатт/час электроэнергии;
гека/калории отопления и подогрева воды и др.
Их сумма в основном зависит от объемов производства. Однако в некоторых отраслях, таких как коммунальный электротранспорт, эксплуатационные затраты не зависят от размера реализованных услуг (количества перевезенных пассажиров). Они напрямую связаны лишь с величиной пробега транспортных средств, поэтому калькуляционной единицей здесь выступает не 10 перевезенных пассажиров, на которую рассчитываются доходы, а вагоно- и машино-километры выполненной работы.
Уровень затрат коммунальных предприятий напрямую влияет на размер оплаты потребителями коммунальных услуг. Поэтому его снижение является одной из главных задач, поставленных Правительством республики перед отраслью.
Планирование эксплуатационных расходов осуществляется в порядке, установленном Советом Министров исходя из объемов производства и реализации коммунальных услуг с использованием обоснованных нормативов затрат. При этом особое внимание должно быть уделено снижению потребления топливно-энергетических ресурсов, в том числе и за счет устранения потерь энергии, газа, воды при транспортировке к месту потребления и из-за аварий в сети.
Для стимулирования эффективной работы организаций коммунального хозяйства экономия средств, полученная в результате снижения затрат, направляется на развитие производства и материальное стимулирование работников.
Источники доходов коммунальных предприятий. Коммунальные предприятия реализуют продукцию, услуги, работы по установленным тарифам и получают выручку от реализации продукции.
Основным источником доходов является выручка от реализации, поэтому ее планированию, контролю, регулированию придается наибольшее значение в управлении финансами. Величина выручки, получаемой коммунальными организациями, зависит от объемов реализуемых услуг и размеров установленных тарифов, по которым производится их оплата.
Уровень коммунальных тарифов должен отвечать двум главным требованиям:
во-первых, обеспечивать рентабельную работу коммунальных предприятий;
во-вторых, быть доступным для широкого потребителя. Когда эти требования не совпадают, то затраты, не покрытые тарифом возмещаются за счет бюджетных субсидий. В этом проявляется социальный подход к оплате коммунальных услуг, которым пользуется практически все население.
Государственная защита в сфере тарифов еа коммунальные услуги заключается в том, что организации не вправе их повышать по собственному усмотрению. Тарифы за горячее и холодное водоснабжение, канализацию, газ, электрическую и тепловую энергию, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь до начала очередного финансового года с учетом роста доходов населения.
С ростом доходов населения размеры перекрестного субсидирования будут постепенно снижаться. Все категории потребителей будут полностью за счет своих средств погашать стоимость коммунальных услуг, что соответствует принципам рыночной экономики.
Вопросы для повторения:
1. Сформулируйте отраслевые особенности организации финансов предприятий сельского хозяйства
2. Сформулируйте отраслевые особенности организации финансов предприятий торговли
3. Сформулируйте отраслевые особенности организации финансов предприятий грузового транспорта
4. Сформулируйте отраслевые особенности организации финансов предприятий строительства
5. Сформулируйте отраслевые особенности организации финансов предприятий потребительской кооперации
6. Сформулируйте отраслевые особенности организации финансов предприятий жилищного и коммунального хозяйства