Инструменты государственного финансирования НКО
Под инструментами, посредством которых реализуется государственное финансирование НКО, подразумевается пул институтов, осуществляющих непосредственное предоставление финансовых средств структурам «третьего сектора». Они ответственны за выполнение политических решений, принятых высшим руководством страны. В качестве таких инструментов могут выступать как ведомства исполнительной власти, так и различные негосударственные структуры.
Инструменты, через которые государство финансирует общественные организации, в зарубежных странах достаточно типичны. Они делятся на три группы:
В первую входят органы государственной власти;
Вторая группа включает специальные организации, как негосударственные, так и с государственным участием, созданные для поддержки институтов гражданского общества;
Третья группа состоит из самих некоммерческих организаций, которым исполнительная власть делегировала права по предоставлению НКО государственных ресурсов.
Пул государственных органов, наделенных полномочиями по финансированию НКО, также делится на три группы:
К первой относятся ведомства исполнительной власти, обеспечивающие работу государственных институтов, принимающих политические решения. Ими могут быть Исполнительное управление президента (в США), Секретариат кабинета министров (в Великобритании), кабинет премьер-министра (во Франции) и др.;
Вторую группу представляют министерства и ведомства общего профиля;
В третью входят специализированные и узкоспециализированные ведомства. Они или курируют общественную проблематику в целом или концентрируются на вопросах «третьего сектора».
Специальные организации, участвующие в финансовой господдержке НКО, делятся на четыре основные группы:
К первой относятся фонды национальных лотерей;
Ко второй — особые целевые фонды;
К третьей — специализированные финансово-кредитные учреждения;
К четвертой — негосударственные организации, в том числе коммерческого типа.
В группе государственных органов власти, финансирующих НКО, ведущие позиции занимают министерства и ведомства общего профиля. В правительствах евро-атлантических государств практически каждый исполнительный институт регулярно выделяет финансовые средства НКО.
Причем министерства и ведомства работают с традиционным для себя кругом организаций.
В него входят НКО, сфера деятельности которых совпадает с функционалом того или иного государственного органа.
В Соединенных Штатах основную работу по НКО курируют три узкоспециализированные структуры. [11]
Во-первых, это Корпорация государственной и муниципальной службы(Corporation for National and Community Service)[2][16]. Она была создана на основании соответствующего акта Конгресса в 1993 году. Несмотря на своё название, корпорация имеет статус федерального агентства и отвечает за взаимодействие с социально ориентированными и волонтёрскими НКО.
Во-вторых, речь идет об Управлении по религиозному и соседскому сотрудничеству (White House Office of Faith-based and Neighborhood Partnerships). Оно входит в Совет по внутренней политике (Domestic Policy Council) аппарата Белого дома. В ведении управления — благотворительная деятельность НКО широкого профиля, религиозных НКО и организаций отдельных сообществ. [7]
Третий узкоспециализированный исполнительный орган — Управление социальных инноваций и гражданского участия (Office of Social Innovation and Civic Participation). Оно также является структурным подразделением Совета по внутренней политике. Управление специализируется на развитии социального предпринимательства для решения общественных проблем.