Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации

Особенности бизнес-плана инвестиционного проекта и требования, предъявляемые к его составу;

Принципы, рекомендуемые при разработке бизнес-плана;

Исходная информация для составления бизнес-плана;

Содержание бизнес-плана

9.4.1.Анализ положения дел в отрасли

9.4.2.Существо предлагаемого проекта

9.4.3.Анализ рынка и план маркетинга

9.4.4. Производственный план

9.4.5. Организационный план, управление персоналом

9.4.6. Анализ рисков

9.4.7. Финансовый план

9.4.8. Инвестиционный план

9.4.9. Раздел «Резюме»

9.1. Назначение и особенности бизнес-плана инвестиционного проекта

Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг. Бизнес-план дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции и служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Бизнес-план предназначен, прежде всего, для трех категорий участников проекта:

• менеджеров, являющихся создателями бизнес-плана;

• собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана;

• кредиторов (обычно банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта).

Бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент и представить уровень, предполагаемый проектом развития предприятия, спланировать процесс перехода одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование является общепринятой формой ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров инвестиционного проекта и сферы деятельности, к которой он относится: либо к сфере услуг, либо к производственной сфере.

Если предполагается наладить производство нового вида продукции, то должен быть разработан весьма подробный анализ, диктуемый сложностью, как продукта, так и сложностью рынка его реализации. Если предполагается продажа продукта модернизированного производства, то бизнес-план может быть более простым.

В целом состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия. Если предприятие производственное, на состав и детализацию бизнес-плана повлияет вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 г. № 158 утверждены обновленные Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов

Данные Правила устанавливают основные моменты со­ставления бизнес-планов инвестиционных проектов, выделяют ключевые этапы и определяют единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов. Они включают упрощенные требования к проектам региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектам, предусматривающим оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн. долларов США и проектам, непредусматривающим оказание мер государственной поддержки, не зависимо от их стоимости

Бизнес-план инвестиционного проекта (далее — бизнес-план) разрабатывается в случаях обоснования:

ü возможности привлечения организацией инвестиций в основ­ной капитал, долгосрочных кредитов, займов;

ü целесообразности оказания организации, реализующей инве­стиционный проект, мер государственной поддержки.

В иных случаях разработка бизнес-плана осуществляется по решению руководителя организации, реализующей инвестицион­ный проект, либо органа управления, в ведении которого находит­ся (в состав которого входит) организация.

Основанием для разработки бизнес-плана является приказ руководителя организации, которым определяются:

ответственные за разработку бизнес-плана, достоверность используемых в расчетах данных, информирование органа управ­ления о ходе разработки бизнес-плана, своевременность внесе­ния в бизнес-план необходимых изменений и дополнений в тече­ние срока его реализации;

механизм взаимодействия между структурными подразделени­ями организации при разработке бизнес-плана, анализе хода его реализации и внесении в него необходимых изменений и допол­нений;

необходимость привлечения к разработке иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием основания их привлечения;

смета затрат на проведение работ и источники их финансиро­вания (при необходимости);

сроки разработки.

Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководите­лей, специалистов организации с предоставлением определен­ных полномочий, способствующих подготовке взаимоувязанных исходных данных.

Требования к составу бизнес-плана

В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

На титульном листе указывается название инвестиционного проекта (далее — проект), организации-инициатора проекта (ин­вестора), организации-разработчика бизнес-плана, утверждаю­щие подписи руководителей организации-инициатора проекта (инвестора) и организации-разработчика, заверенные печатью, согласующая подпись руководителя (его заместителя) органа управления, в ведении которого находится (в состав которого входит) организация-инициатор проекта, заверенная печатью, дата утверждения (согласования) бизнес-плана, требования кон­фиденциальности документа.

В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

Описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:

«Резюме»;

«Характеристика организации и стратегия ее развития»;

«Описание продукции»;

«Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

«Производственный план»;

«Организационный план»;

«Инвестиционный план»;

«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

«Показатели эффективности проекта»;

«Юридический план».

Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять: не менее 20 страниц — при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц — при проведении расчетов в полном объеме.

При проведении расчетов бизнес-плана инвестиционного проекта в полном объеме оформляется Паспорт инвестиционного проекта, при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями — Инвестиционное предложение. Основная инфор­мация об организации отражается в Паспорте организации.

В случае разработки бизнес-плана с участием привлеченных организаций, индивидуальных предпринимателей информация о разработчиках бизнес-плана отражается в Сведениях о разработ­чике бизнес-плана.

Общие требования к подготовке бизнес-плана:

бизнес-план составляется с учетом специфики текущей (опе­рационной), инвестиционной и финансовой деятельности орга­низации;

в случае реализации проекта в действующей организации финансово-экономические расчеты осуществляются в двух вари­антах: с учетом реализации проекта и без учета реализации проекта;

каждый раздел формируется на основании достоверных исход­ных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами;

расчетные таблицы составляются согласно Приложениям(частично они показаны в Приложении к данной теме 9.2, 9.3, 9.4)

отдельными приложениями к бизнес-плану оформляются доку­менты, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в бизнес-плане (копии контрактных и предконтрактных, учре­дительных и отчетных документов, материалов аудиторской про­верки и другие документы).

В случае реали­зации проекта в действующей организации финансово-экономи­ческие расчеты бизнес-плана осуществляются в целом по орга­низации с учетом реализации проекта.

Исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-плане, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в государственных органах управления. В то же время отдельные разделы бизнес-плана могут дополняться расчетами, обоснова­ниями по требованию участников рассмотрения проекта (прове­дения его экспертизы, согласования или оценки).

Принципы, рекомендуемые при разработке бизнес-плана

При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:

использовать при выполнении финансово-экономических расчетов бизнес-плана методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализу­емость;

при решении вопроса о новом строительстве учитывать прове­денные в рамках обоснования инвестиций альтернативные расче­ты и обоснования возможного размещения производства;

для проектов, реализуемых с участием средств или предостав­лением преференций государства, выполнять расчеты налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предо­ставления льгот и при предоставлении льгот, а также выпадающих доходов государства и сроков окупаемости государственной под­держки;

составлять бизнес-план на весь срок реализации инвестицион­ного проекта (далее — горизонт расчета). Как правило, горизонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств, плюс 1 год. В случае, если для реализации проекта не предусматрива­ется привлечение заемных средств, допускается установление другого обоснованного горизонта расчета;

шаг отображения информации в таблицах, представляемых в органы управления, принимать равным 1 году;

расчеты бизнес-плана проекта, для реализации которого тре­буются средства в свободно конвертируемой валюте, приводятся в условных единицах, в остальных случаях — в условных единицах или белорусских рублях (в текущих ценах без учета инфляции). За условную единицу принимается, как правило, 1 доллар США или другая свободно конвертируемая валюта.

С целью более детального изложения правил составления основных разделов бизнес- плана, таких как: маркетинговые исследования, обоснование финансового обеспечения и оценки эффективности проекта, рассмотрим их в последующих темах данного пособия.

9. 4. Исходная информация для составления бизнес-плана

Данный этап предшествует составлению бизнес-плана и позволяет четко определить цели и задачи будущего проекта.

Информация о спросе подразумевает выяснение (уточнение) характеристик продукции проекта, возможную цену (торговые наценки), конкурентов, объем спроса с учетом рыночных трендов и место реализации продукции.

Источником информации могут стать собственные исследования, публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах.

Данные о потенциальных размерах рынка помогут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга.

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.

При сборе производственной информации необходимо:

• установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

• составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

• составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его в аренду или нужно покупать;

• составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;

• определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.;

• оценить накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т. д.

На основании финансовой информация потенциальные инвесторы смогут судить о рентабельности проекта, потребностях в деньгах на покрытие текущих расходов начального этапа, а также о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.).

Одной из самых сложных задач при составлении бизнес-плана является проведение анализа цен на товары конкурентов. Дело в том, что в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах чаще всего является коммерческой тайной изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но эти цены значительно отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных скидок.

Существуют три основных финансовых отчета, которые позволяют оценить жизнеспособность проекта: 1) отчет о движении денежных средств; 2) отчет о прибыли; 3) балансовый отчет.

Содержание бизнес-плана

Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2—3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана. В ней указывается название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах.

Вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно: чем будет заниматься предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему предприятие добьется успеха. Содержание бизнес-плана включает в себя следующие основные разделы:

9.5.1.Анализ положения дел в отрасли

В этом разделе описываются основные направления и цели осуществления будущего проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из критериев победы в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции этого класса.

В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.

В разделе «характеристика предприятия и стратегии его развития» дается описание отрасли и характерис­тика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.

При описании предприятия отражаются следующие вопросы:

ü история создания, основные достижения и неудачи в деятельности организации;

ü слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продук­ции, серийный или мелкосерийный характер производства, про­чие особенности);

ü характеристика имеющихся технологий, основных производ­ственных фондов, с выделением их активной части, объекты социальной сферы в инфраструктуре организации, их доля в стоимости основных средств;

ü сведения о правах на имеющиеся основные фонды (права собственности, аренда, лизинг) и о наличии земельного участка и правах на него;

ü информация о внедрении международной системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными тре­бованиями;

ü располагаемые мощности по выпуску продукции и их загрузка, характеристика выпускаемой продукции;

ü реализуемые (реализованные) организацией инвестиционные проекты, источники их финансирования;

ü анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период;

ü факторы, негативно влияющие на результаты финансово-хозяй­ственной деятельности организации.

При описании стратегии развития предприятия раскрывают­ся следующие вопросы:

ü главные цели и задачи перспективного развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой, увеличение объе­мов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение и иные цели);

ü актуальность и новизна предлагаемого проекта;

ü соответствие имеющихся производственных мощностей про­гнозируемым объемам производственной программы;

ü обоснование потребности в дополнительных, необходимых для выполнения производственной программы производственных мощностях на перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда);

ü необходимость остановки действующего производства (отдель­ных участков) на период реконструкции;

ü перечень и обоснование требуемого оборудования и техноло­гий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требо­ваний международных стандартов качества и надежности, а также планируемых к выпуску объемов производства продукции, и ее потребительских характеристик;

ü обоснование объема инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства;

ü оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых производ­ственных площадей инженерными коммуникациями;

ü обоснование выбора поставщиков оборудования, основанное на сравнительных технических характеристиках оборудования ведущих производителей и условиях его поставки, условия после­продажного обслуживания, гарантий и цены;

ü информация о наличии контрактных и предконтрактных догово­ров на поставку оборудования и проведении (намерении проведе­ния) тендера, об условиях и сроках поставки, монтажа и наладки оборудования;

ü экологическая оценка проекта — анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предпола­гаемые места их утилизации, переработки;

ü стадии проработки основных этапов проекта (проведение на­учно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработка рабочей документации, внедре­ние международной системы качества, аттестация производств в соответствии с международными требованиями, сертификация продукции);

ü конкретные мероприятия по достижению заданных целей;

ü обоснование собственных источников финансирования проек­та (амортизация, чистая прибыль, продажа основных фондов, акций, прочие источники), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации;

ü потребность в долгосрочных кредитах, займах и других привлека­емых финансовых средствах на капитальные вложения по проекту.

В случае нового строительства приводится описание конкретно­го места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социальной и инженерно-коммуникационной инф­раструктуры (наличие трудовых ресурсов, дорог, инженерных ком­муникаций, связи, энергоносителей и другой инфраструктуры).

9.5.2.Существо предлагаемого проекта

В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация о технологическом процессе может быть дана в приложении.

Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.

В этом же разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.

Приводится план мероприятий:

ü по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности, крупные предполагаемые проблемы в освоении продукции и подходы к их решению, обоснование предложений по разработке новых видов (моди­фикаций) продукции, совершенствованию упаковки;

ü обоснование предложений по разработке (приобретению) про­грессивных технологических процессов, оборудования;

ü намерения и предложения по доведению качества продукции до международных требований и ее сертификации.

Программа производства и реализации продукции состав­ляется на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и созда­ваемых производственных мощностей.

В подразделе «Материально-техническое обеспечение» производства излагаются перспективы обеспечения проекта тре­буемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, за­пасными частями, теплоэнергетическими и другими ресурсами.

В этом подразделе приводятся:

ü перечень наиболее значимых для организации видов сырьевых ресурсов, а также их поставщиков, периодичность приобретения основных видов сырья и матери­алов (ежемесячно, сезонно, хаотично либо с иной периодичнос­тью, соответствие качественным характеристикам), требования поставщиков по форме оплаты;

ü обоснование и расчет потребности в сырьевых ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;

ü обоснование схемы материально-технического обеспечения (виды транспорта, средства погрузки, разгрузки и складирования, оптимизация затрат на транспортировку ресурсов);

ü обоснование и расчет потребности в топливно-энергетических ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;

ü риски ресурсного обеспечения.

9.5.3.Анализ рынка и план маркетинга

Рынок и маркетинг являются решающими факторами успеха проекта. Самые гениальные технологи оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому этот раздел является наиболее трудным для написания. Для того чтобы убедить инвестора в существовании рынка для продукции проекта, нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого — сильнее.

Очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что продукция проекта может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.

В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой стратегии приводятся в теме 10 данного пособия.

Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового предприятия, поэтому нужно убедиться, что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована. На действующих предприятиях план маркетинга составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Часто план маркетинга оказывается очень объемным, тогда часть материалов следует поместить в приложение к основной части бизнес-плана.

Обоснование стратегии маркетинга приводится путем отражения следующих параметров деятельности инвестора:

ü стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, рас­ширение существующего, продвижение на новые рынки и иная);

ü расчет и обоснование цены с учетом действующего законода­тельства, в том числе предоставляемых налоговых льгот, дотаций и иных преференций, политики регулирования цен на государ­ственном уровне, а также сегменте рынка;

ü доля продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при обосновании цены учитываются льготы, ограничения (квоты) и требования, устанавливаемые страной-импортером;

ü обоснование стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продукции — новизны, качества и иных);

ü тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы, иные способы реализации продук­ции);

ü политика по сервисному обслуживанию (организацией на мес­те, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и другие виды сервисного обслуживания) с указанием затрат на организа­цию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельно­сти;

ü оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе;

ü затраты на маркетинг и рекламу;

ü план мероприятий по продвижению продукции на рынки, вклю­чая основные этапы его реализации.

Производственный план

Производственный план разрабатывается на срок реализа­ции проекта (горизонт расчета). Данный раздел должен состоять из следующих подразделов:

ü программа производства и реализации продукции;

ü материально-техническое обеспечение;

ü затраты на производство и реализацию продукции.

В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Если создаваемое предприятие относится к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.

В подразделе «Затраты на производство и реализацию продукции» даются обоснования по каждому элементу затрат на производство и реализацию продукции, прогнозируются их изме­нения в перспективе. Расчет амортизационных отчислений производится в соответ­ствии с применяемой организацией амортизационной политикой Вырабатываются меры по сни­жению затрат и управлению себестоимостью продукции.

Расчет затрат на производство и реализацию продукции может также осуществляться по статьям затрат с учетом отраслевых особенностей.

9.5.5. Организационный план, управление персоналом

В этом разделе указывается форма собственности создаваемого предприятия: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество - необходимо дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций. Приводится организационная структура будущего предприятия. предлагаются сведения о количестве персонала и расширении штата, обучении и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов, менеджеров.

Следует привести сведения об участниках проекта и план-график его осуществления. В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления предприятием (проектом). Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения о всех членах совета директоров. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом, так как следует помнить, что необходима сбалансированная руководящая группа.

В этом разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики приводятся в приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки мотивации ведущих руководителей, то есть каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в прибыли). Рекомендуется представить организационную схему с указанием места каждого руководителя в организационной иерархии.

9.5.6. Анализ рисков

Каждый новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его осуществлению. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно “состарить” любую новинку. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для предприятия не представляет, в бизнес-плане необходимо на них остановиться и обосновать, почему не стоит беспокоиться на этот счет.

Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.

9.5.7. Финансовый план

Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем производства и продаж, выручка от реализации, прибыль, чистый оборотный капитал, себестоимость и некоторые другие. Финансовый план составляется на 3—5 лет и включает: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, а также группу показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность, управление активами, соотношение заемных и собственных средств. При составлении финансового плана анализируется состояние потока реальных денег, устойчивость предприятия, источники и использование средств.

Отчет о прибыли составляется, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает данные о прибыли от операций, балансовой прибыли, чистой прибыли, нераспределенной прибыли. Источником данных для отчета служит план маркетинга, опросы потребителей, опрос торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.

Прогноз потока реальных денег входит в финансовый план в форме Отчета о движении денежных средств. Такой прогноз составляется на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Различные выплаты и денежные поступления неравномерны во времени; не учет этих фактов в бизнес-плане приводит к упущенной выгоде (“лишние” деньги можно положить на банковский счет) и даже к банкротству. Отчет о движении денежных средств, как и отчет о прибыли, строится на определенных предположениях, которые представлялись реалистичными на момент составления плана, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предположения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте бизнес-плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.

Третьим документом в рамках финансового плана является прогноз активов и пассивов предприятия в форме Балансового отчета.

Балансовый отчет характеризует финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (направления расходования средств по проекту) и пассивы (источники привлекаемых в проект средств).

При создании предприятия предприниматель должен знать, когда будет получена первая прибыль. Для этого делается прогноз точки безубыточности, который дает ответ на вопрос, сколько единиц продукции или услуг необходимо будет продать, чтобы доходы предприятия совпадали с его расходами, т. е. чтобы предприятие окупилось. Такая информация позволяет оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования.

Инвестиционный план

В разделе «Инвестиционный план» общие инвестиционные затраты определяются как сумма инвестиций в основной капитал (капитальные затраты) с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) и затрат под прирост чистого оборотного капитала. Инвестиции в основной капитал представляют собой ресурсы, требуемые для строитель­ства, реконструкции, приобретения и монтажа оборудования, осуществления иных предпроизводственных мероприятий, а при­рост чистого оборотного капитала соответствует дополнитель­ным ресурсам, необходимым для их эксплуатации.

Сумма инвестиций в основной капитал по проекту без учета НДС определяет стоимость инвестиционного проекта.

В данном разделе приводится расчет потребности в инвести­циях по каждому виду затрат, при этом первый год реализации проекта необходимо отражать поквартально.

При планировании инвестиционных затрат отдельно рассчиты­вается потребность в чистом оборотном капитале в первый пери­од (год) реализации проекта и (или) его последующем приросте, учитываются структурные изменения в производстве, которые могут возникнуть на эксплуатационной стадии проекта.

Расчет потребности в чистом оборотном капитале определяется исходя из сложившегося уровня обеспеченности организации оборотными активами, планируемых изменений производствен­ной программы, а также возможностей обеспечения их оптималь­ной величины. Размер кредиторской задолженности регулирует­ся с учетом накопительного остатка денежных средств и уровня платежеспособности организации, контролируемого при состав­лении расчетов по коэффициенту текущей ликвидности. В случае, если коэффициенты текущей ликвидности принимают значения меньше нормативного, накопительный остаток денежных средств (кроме минимального остатка денежных средств на расчетном счете организации) должен быть использован на уменьшение кредиторской задолженности и возврат краткосрочных и долго­срочных кредитов (займов).

Расчет потребности в чистом оборотном капитале может осу­ществляться на основе иной обоснованной методики.

Сводные данные по инвестиционным затратам и источникам их финансирования по проекту (собственные, заемные и привле­ченные средства, включая государственное участие) представ­ляются в виде таблицы 9-7. Приложения. По источникам собственных средств даются обоснования, под­крепленные расчетами. Представляется подтверждение о наме­рениях (решениях) коммерческих банков, потенциальных инвес­торов и иных заинтересованных по вложению средств в реализа­цию проекта при наличии таких решений или намерений.

При отсутствии решения банка о предоставлении кредита в бизнес-плане указываются планируемые условия пользования долгосрочными кредитами, определенные исходя из общих усло­вий кредитования, сложившихся на момент разработки бизнес-плана.

По видам государственного участия в проекте указывается основание предоставления мер государственной поддержки (нор­мативный правовой акт, решение, распоряжение и иной распоря­дительный документ).

Отдельно приводятся финансовые издержки по проекту (плата за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат — проценты по кредитам (займам), плата за гарантию Правительства, комиссии банков и другие платежи) и источники их финансирования.

Приложения

В приложениях к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылки в бизнес-плане.

Наиболее часто в приложениях приводят следующие документы: технические данные по продукции, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, копии документов, из которых взяты исходные данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков.

9.5.9. Раздел «Резюме» составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблицы) -2—3 страницы. Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о техноло­гической новизне проекта (при наличии), его социальной значи­мости. Сводные показатели по проекту (отдельные исходные данные, выходные показатели экономической эффективности проекта) оформляются в виде таблицы, приведенной в Приложении 1.

Нормативные документы

1. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005г. № 158 утверждены обновленные Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов

Список литературы

1. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке инвестиций:

Пер. с англ. -М.: АОЗТ “Интерэксперт”, “ИНФРА-М”, 1995. - 528 с.;

2. Бизнес планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2001;

3. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование. Уч. пос./В.Г. Золотогоров. Мн.: Книжный дом, 2005.- 368 с. С 191.) ;

4. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. Наук, проф. В.А.Слепова. – М.: Экономистъ, 2004.- 478 с.;

5. Идрисов А. Б. , Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций- М.: Информ. изд. дом “ФИЛИНЪ”,1996,-272 с.;

6. Инвестиционное проектирование:Практическое руководство

по экономическому обоснованию инвестиционных проектов.

/ Под ред.С.М.Шумилина. -М.:Финансы,статистика, информация,1995.-78 ;

7. Филиппов П., Иллювиева Е. Бизнес-план вашего предприятия. Как составить бизнес-план, чтобы получить инвестиционный кредит.— СПб., Норма, 1994.;

Приложения

Таб.9.1.

ПРИЛОЖЕНИЕ К правилам по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов Сводные показатели по проекту.
№ п/п Наименование показателей В целом по проекту По периодам (годам) реализации проекта
            ... t
1. Стоимость инвестиционного проекта   X X X X
2. Суммарная потребность в инвестициях (общие инвестиционные затраты, плата за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат по проекту)          
3. Источники финансирования проекта:          
3.1. собственные средства          
3.2. заемные и привлеченные средства (с указанием вида)          
3.3. государственное участие (с указанием вида) h ■ i        
4. Доля собственного капитала в объеме инвестиций, % \ X X X X
5. Год выхода на проектную мощность          
6. Выручка от реализации продукции X        
6.1. Выручка от реализации продукции (без учета НДС) X        
7. Среднесписочная численность работающих, чел. X        
8. Количество вновь создаваемых и (или) модернизируемых рабочих мест          
9. Выручка от реализации продукции (без учета НДС) на одного работающего X ■ Ы        
10: Удельный вес экспортных поставок, % X        
11. Показатели эффективности проекта:          
11.1. динамический срок окупаемости инвестиций   X X X X
11.2. динамический срок окупаемости государственной поддержки   X X X X
11.3. чистый дисконтированный доход   X X X X
11.4. внутренняя норма доходности, %   X X X X
11.5. индекс рентабельности   X X X X
11.6. уровень безубыточности, % X        
11.7. коэффициент погашения задолженности X        
11.8. коэффициент текущей ликвидности X        
11.9. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами X        
11.10. рентабельность продаж, % X        
11.11. рентабельность продукции, % X i      
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

К Правилам по разработке

бизнес-планов инвестиционных проектов

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации

За предшествующий период

Таб. 9.2.

№ п/п Наименование показателей Единица измерения За предшествующий год (период)
1 2 3
1. Использование производственных мощностей (по основным видам продукции): продукция 1 продукция 2 продукция n %
2. Среднесписочная численность работающих человек
3. Годовой объем производства в натуральном выражении (по основным видам продукции) темпы к предыдущему году
4. Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах) в бел. руб.
4.1. Темпы к предыдущему году %
5. Полные издержки на произведенную продукцию, всего в том числе: материальные затраты расходы на оплату труда отчисления на социальные нужды амортизация основных средств и нематериальных активов прочие затраты в бел. руб.
5.1. Из полных издержек: условно-постоянные издержки условно-переменные издержки 100% % %
6. Выручка от реализации продукции в бел. руб.
6.1. Выручка от реализации продукции (без НДС) в бел. руб.
6.2. Удельный вес в общем объеме выручки неденежных форм расчетов %
6.3. Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: внутренний рынок ближнее зарубежье дальнее зарубежье 100% % % %
7. Налоги, сборы, платежи (без подоходного налога) в бел. руб.
8. Чистый доход от реализации продукции в бел. руб.
9. Рентабельность реализованной продукции %
10. Рентабельность продаж %
11. Коэффициент текущей ЛИКВИДНОСТИ
12. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
13. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
14. Коэффициент структуры капитала
15. Удельный вес краткосрочных и долгосрочных обязательств в выручке от реализации продукции %
16. Срок оборачиваемости капитала в днях
17. Срок оборачиваемости готовой продукции в днях
18. Срок оборачиваемости дебиторской задолженности в днях
19. Срок оборачиваемости кредиторской задолженности в днях

ПРИЛОЖЕНИЕ

К Правилам по разработке

бизнес-планов инвестиционных проектов

Наши рекомендации