Лекция 4. Малые предприятия и их развитие
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий разнообразного профиля практически во всех отраслях.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.
С одной стороны, устойчивой тенденцией НТП является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства в сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников: в наукоемких видах, в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя во многом предопределяют конечный результат.
Организации, действующие в сфере крупного, стандартного производства, занимающиеся массовым производством продукции или услуг среднего (хорошего) качества по низким ценам, принято называть виолентами, аих стратегию – силовой.
В зависимости от того, какую стратегию поведения выбирает малое предприятие на рынке, выделяют их три основных вида (рисунок 7).
Рисунок 7 – Сегменты рынка для различных стратегий малых фирм
1 Коммутанты специализируются на изготовлении товаров и услуг среднего качества, удовлетворяющих индивидуальным запросам потребителей (ремонтно-строительные услуги, налоговый консалтинг), иногда осуществляют промежуточную сборку. Их соединяющая стратегия рассчитана на учет местных особенностей рынка, благодаря чему крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного производства. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. Гибкость коммутантов является инструментом конкурентной борьбы.
2 Патиенты специализируются на выпуске готовой продукции для ограниченного круга потребителей, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы высокого качества, часто выполняемые специально на заказ. Их нишевая стратегия обеспечивает им независимость от крупных предприятий и серьезную конкурентоспособность благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
3 Эксплеренты – двигатели научно-технического прогресса, так называемые рисковые фирмы занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров. Их пионерская стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. В принципиальных нововведениях и заключается конкурентное преимущество.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:
- близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
- производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;
- исключение лишних звеньев управления;
- дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики:
1) развивается конкурентная среда;
2) создаются дополнительные рабочие места, снижается безработица;
3) используются свободные производственные мощности;
4) активнее идет структурная перестройка;
5) расширяется потребительский сектор;
6) насыщается рынок товаров и услуг;
7) повышается экспортный потенциал страны;
8) лучше используются местные сырьевые ресурсы.
К сожалению, производственное предпринимательство в составе малого бизнеса в России пока не преобладает. В основном, работающие малых предприятий заняты в торговле и общественном питании, лишь затем в промышленности и строительстве.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которой невыгоден крупным предприятиям.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере НТП. При этом в среднем на 1 доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству.
Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами:
- недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая;
- несовершенная законодательная база;
- нехватка кадров (часто говорят, что предпринимателем надо родиться);
- социальная защита предпринимательской деятельности.
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.
В соответствии с федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней, чел.:
- промышленность, строительство, транспорт – 100
- сельское хозяйство, научно-техническая сфера – 60
- оптовая торговля – 50
- розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30
- остальные отрасли и другие виды деятельности – 50.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности. В первое время малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений. В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).
В России существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий: ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Опыт США показывает, что важнейшим фактором существования малого бизнеса является организация своеобразной сети его поддержки:
- финансовая поддержка (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);
- материально-техническая (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства – зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);
- информационная (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
- консультативная (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).
Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяются два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм через компании венчурного капитала.
Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии.
До трети расходов мелких фирм США на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством.
Программы безвозвратного субсидирования осуществляют два федеральных ведомства: Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) и Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF).
Программы предоставления льготных займов осуществляются SBA в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы производятся SBA из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка составляет 7%. Займы предоставляются на сроки: до 6 лет – на текущие нужды; до 20 лет – на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет – на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.
Контрольные вопросы
1 Каковы стратегии малых фирм в рыночной среде?
2 Кто такие виоленты?
3 С какими трудностями в своей деятельности сталкиваются малые предприятия в России?
4 Как влияет развитие мелкого и среднего производства на экономику страны?
5 С помощью каких государственных программ осуществляется поддержка малого предпринимательства за рубежом?