Лекция 4. Малые предприятия и их развитие

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах эко­номики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям, так как во всех странах мира в сфере малого биз­неса действует очень большое число небольших предприятий раз­нообразного профиля практически во всех отраслях.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значи­тельными объемами производства, и отрасли, для которых не тре­буются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

С одной стороны, устойчивой тенденцией НТП является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства в сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудова­ния и кооперации множества работников: в наукоемких видах, в от­раслях, связанных с производством потребительских товаров.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основ­ном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стра­не в целом и ее регионах и способности конкретного предпринима­теля использовать данные ему права для реализации своих хозяйст­венных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой лич­ные черты конкретного руководителя во многом пре­допределяют конечный результат.

Организации, действую­щие в сфере крупного, стандартного производства, занимающиеся массовым производством продукции или услуг среднего (хорошего) качества по низким ценам, принято называть виолентами, аих стратегию – силовой.

В зависимости от того, какую стратегию поведения выбирает малое предпри­ятие на рынке, выделяют их три основных вида (рисунок 7).

 
  Лекция 4. Малые предприятия и их развитие - student2.ru

Рисунок 7 – Сегменты рынка для различных стратегий малых фирм

1 Коммутанты специализируются на изготовлении товаров и услуг среднего качества, удовлетворяющих индивидуальным запросам потребителей (ремонтно-строительные услуги, налоговый консалтинг), иногда осуществляют промежуточную сборку. Их соединяющая стратегия рассчитана на учет местных особенностей рынка, благодаря чему крупное производство освобождается от невы­годного ему вспомогательного производства. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. Гибкость коммутантов является инструментом конкурентной борьбы.

2 Патиенты специализируются на выпуске готовой продукции для ограниченного круга потребителей, ориентированной в основ­ном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на мест­ные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы высокого качества, часто выполняемые специально на заказ. Их нишевая стратегия обеспечивает им не­зависимость от крупных предприятий и серьезную конку­рентоспособность благодаря высокому качеству вы­пускаемого продукта.

3 Эксплеренты – двигатели научно-технического прогресса, так называемые рисковые фирмы занимаются в основном научными, конст­рукторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров. Их пионерская стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. В принципиальных ново­введениях и заключается конкурентное преимущество.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:

- близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;

- производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;

- исключе­ние лишних звеньев управления;

- дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие мелкого и среднего производства соз­дает благоприятные условия для оздоровления экономики:

1) разви­вается конкурентная среда;

2) создаются дополнительные рабочие места, снижается безработица;

3) используются свободные производственные мощности;

4) активнее идет структурная перестройка;

5) расширяется по­требительский сектор;

6) насы­щается рынок товаров и услуг;

7) повышается экспортный по­тенциал страны;

8) лучше используются местные сырьевые ресурсы.

К сожалению, производственное предпринимательство в со­ставе малого бизнеса в России пока не преобладает. В основном, работающие малых предприятий заняты в торговле и общественном питании, лишь затем в промышленности и строительстве.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механиз­мов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для произ­водства конечной продукции, выпуск которой невыгоден крупным предприятиям.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% ва­лового национального продукта и половину валового продукта ча­стного сектора. На этих предприятиях сосредоточена полови­на всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в эконо­мике США, относящихся к сфере НТП. При этом в среднем на 1 доллар затрат они внедряют нововве­дений в 17 раз больше, чем крупные.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерлан­дов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Шве­ции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприяти­ях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству.

Малое предпринимательство яв­ляется таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Малые предприятия в России в своей деятельности сталкива­ются с большими трудностями и проблемами:

- недостаточная ре­сурсная база, как материально-техническая, так и финансовая;

- несовершенная законодательная база;

- нехватка кадров (часто говорят, что предпринимателем надо родиться);

- социальная защита предпри­нимательской деятельности.

Законодательство о малом предпринимательстве должно регу­лировать общие вопросы деятельности малых предприятий незави­симо от их организационно-правовой формы. Сюда входят крите­рии малых и средних предприятий, вопросы государственной под­держки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

В соответствии с федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организа­ций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превыша­ет 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней, чел.:

- промышленность, строительство, транспорт – 100

- сельское хозяйство, научно-техническая сфера – 60

- оптовая торговля – 50

- розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30

- остальные отрасли и другие виды деятельности – 50.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской дея­тельностью без образования юридического лица.

В 80-90 случаях из 100 имеет ме­сто создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности. В первое время малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных, в форме товари­ществ с ограниченной ответственностью. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во мно­гом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды не­жилых помещений. В ряде случаев местные власти выступают учредителями ма­лых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государ­ства через специальные структуры и фонды, например, через Ад­министрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).

В России существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий: ассоциации малых предприятий, Федерация раз­вития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако многочисленные фонды поддержки малого предпринима­тельства озабочены своими собственными проблемами и реаль­ной помощи малым предприятиям не оказывают.

Опыт США показывает, что важнейшим фактором существования малого бизнеса является организация своеобразной сети его поддержки:

- финансовая поддержка (наличие многочисленных доступ­ных источников рискового капитала);

- материально-техническая (сдача в аренду и возможность по­купки, в том числе на льготных условиях, средств производ­ства – зданий и сооружений, техники, научного оборудова­ния, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

- информационная (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

- консультативная (развитие специализированных услуг кон­сультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложе­ния, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

Главным содержанием государственной инновационной поли­тики в отношении малого бизнеса является регулирование финан­совых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяются два направ­ления: целенаправленное субсидирование из бюджета и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм через компании венчурного капитала.

Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляет­ся в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии.

До трети расходов мелких фирм США на исследо­вания и разработки в той или иной форме финансируется государством.

Программы безвозвратного субсидирования осуществляют два федеральных ведомства: Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) и Национальный на­учный фонд (National Science Foundation, NSF).

Программы предоставления льготных займов осуществляются SBA в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерче­ских банков и гарантирования займов коммерческих банков. Пря­мые займы производятся SBA из собственных кредитных источни­ков. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка составляет 7%. Займы предоставляются на сроки: до 6 лет – на текущие нужды; до 20 лет – на приобретение оборудования, зе­мельной собственности и строительство; до 30 лет – на восста­новление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.

Контрольные вопросы

1 Каковы стратегии малых фирм в рыночной среде?

2 Кто такие виоленты?

3 С какими трудностями в своей деятельности сталкива­ются малые предприятия в России?

4 Как влияет развитие мелкого и среднего производства на экономику страны?

5 С помощью каких государственных программ осуществляется поддержка малого предпринимательства за рубежом?

Наши рекомендации