Глава 3. моделирование бизнес-процессов предприятия «как есть». оптимизация бизнес-процессов и модель «как будет» компании оао «волгограднефтемаш» в отделе сапр
3.1. Разработка модели бизнес-процессов «как есть»
Для того чтобы улучшить качество и эффективность работы компании или конкретных отделов, следует провести моделирование бизнес-процессов. Описать процесс можно с помощью различных элементов (действий, данных, событий, материалов и др), присущие процессу. Моделирование бизнес процессов описывает логическую взаимосвязь всех элементов процесса от его начала до завершения в пределах компании. С помощью моделирования бизнес-процессов возможно проведение анализа предприятия или его подразделений.
Цели моделирования бизнес-процессов:
· Описание процессов. Моделирование позволяет получить «внешний» взгляд на процессы и определить улучшения, которые повысят их эффективность.
· Нормирование процессов. Моделирование бизнес- процессов задает правила выполнения процессов.
· Установление взаимосвязей в процессах. Моделирование устанавливает четкую связь между процессами и требованиями, которые они должны выполнять.
Целью построения и рассмотрения диаграммы является исследование деятельности отдела систем автоматизированного проектирования, изучение предметной области, выявление основных бизнес-процессов в отделе, анализ полученных процессов и предложения по их оптимизации.
На рисунке приведем контекстную диаграмму, которая состоит из одного функционального блока «Деятельность отдела система автоматизированного проектирования», которая имеет уникальный номер
А-0. (см. приложение 1).
Стрелками «входа» являются - «План на установку технических средств», «Информация о подсистеме нормативно-справочной информации», «Данные о функционировании системы автоматизированного проектирования», «Договор на реализацию плана проектирования». Деятельность отдела система автоматизированного проектирования регламентируется следующими документами, которые являются стрелками «управления»: - «Положения по учету и проведения анализа при отказе системы», «Проектная и эксплуатационная документация», «Нормативная документация (ГОСТ, ТУ, ОСТ)»[24], «Регламент технического обслуживания». Механизмами выступают следующие субъекты: «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР», «Бюро информационного обеспечения отдела САПР». Стрелками «выхода» являются: «Акт приемки комплекса технических средств АСУ в промышленную эксплуатацию», «Нормативно-справочная информация по разработке программ», «План проектирования и внедрения АСУ выполнен», «Сформированный отчет о причинах отказа системы».
Далее процесс, представленный на диаграмме A-0, детализируется на более подробные бизнес-процессы в отделе, на основании их можно получить видение о том, чем занимается данный отдел, каковы главные функции и какое место занимает данный отдел в компании. Декомпозируется на шесть основных блоков:
· Процесс технической поддержки АСУ предприятия
· Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия
· Процесс проектирования и внедрения АСУ
· Процесс программной поддержки АСУ производства
· Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений
· Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы
Каждый из этих шести функциональных блоков содержит в себя набор функций, а те в свою очередь декомпозируются на подфункции и так далее до полного функционального описания модели. Контекстная диаграмма А-0. (см. приложение 2).
Первым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс технической поддержки АСУ предприятия». На данном этапе осуществляются следующие 3 процесса, представленные на диаграмме А1. (см. приложение 3).
· Внедрение технических средств АСУ производством
· Ведение учета поступлений оборудования
· Модернизация применяемых технических средств
Функциональный блок «Внедрение технических средств АСУ производством», представленный на диаграмме A1 также детализируется на 4 функциональных блока, представленных на диаграмме А1.1. (см. приложение 4).
· Установка технических средств АСУ
· Тестирование технических средств АСУ производством
· Опытная проверка технических средств АСУ
· Ввод в эксплуатацию комплекса технических средств АСУ
Первый функциональный блок «Установка технических средств
АСУ». (см. приложение 4). Стрелкой входа является: - «План на установку технических средств». Процесс регламентируется на основании Приказов, Распоряжений, договоров на установку технических средств АСУ, Проектной и рабочей документацией, ТЗ. На выходе - «Установленные технические средства АСУ производством». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».
Второй функциональный блок «Тестирование технических средств АСУ производством». (см. приложение 4). Стрелкой входа является: - «Установленные технические средства АСУ производством». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Проектная и рабочая документация», «ТЗ». На выходе - «Предварительные испытания». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».
Третий функциональный блок «Опытная проверка технических средств АСУ». (см. приложение 4). Стрелкой входа является: - «Предварительные испытания». Процесс регламентируется на основании Проектной и рабочей документации, ТЗ. На выходе - «Акт ввода в эксплуатацию», «Акт о завершении работ по проверке технических средств». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».
Четвертый функциональный блок «Ввод в эксплуатацию комплекса технических средств АСУ». (см. приложение 4). Стрелками входа является: - «Акт ввода в эксплуатацию», «Акт о завершении работ по проверке технических средств». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Проектная и эксплуатационная документация», «Акт приемочной комиссии». На выходе - «Акт приемки комплекса технических средств АСУ в промышленную эксплуатацию». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Начальник отдела САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».
Функциональный блок «Ведение учета поступлений оборудования», представленный на диаграмме A1 также детализируется на 2 функциональных блока, представленных на диаграмме А1.2. (см. приложение 5).
· Составление заявок на оборудования
· Контроль над поступлением оборудования
Первый функциональный блок «Составление заявок на оборудования». (см. приложение 5). Стрелкой входа является: - «Решение о приобретении оборудования». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Требования к заказываемому оборудованию», «Проектная документация (перечень оборудования, заказные спецификации)». На выходе - «Заявка на оборудование». Механизмами данного процесса являются: - «Программа 1С: Предприятие», «Служба оснащения оборудованием в отделе САПР», «Программа Гольфстрим».
Второй функциональный блок «Контроль над поступлением оборудования». (см. приложение 5). Стрелками входа являются: - «Заявка на оборудование», «Счет-фактура о поступлении оборудования». Процесс регламентируется на основании Проектной документации (перечень оборудования, заказные спецификации)». На выходе - «Отчет о поступлении оборудования». Механизмами данного процесса являются: - «Программа 1С: Предприятие», «Служба оснащения оборудованием в отделе САПР», «Программа Гольфстрим».
Процесс «Модернизация применяемых технических средств», представленный на диаграмме A1. (см. приложение 3).
Стрелкой входа является: - «План модернизации технических средств». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Проектная и рабочая, ТЗ, технико-экономическое обоснование», «Приказы, распоряжения, договоры на модернизацию технических средств АСУ». На выходе - «Отчет о модернизируемых технических средствах». Механизмами данного процесса являются: - «Начальник отдела САПР», «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Система ЛОЦМАН: PLM».
Вторым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия». На данном этапе осуществляются 4 процесса, представленные на диаграмме А2. (см. приложение 6).
· Организация подсистемы нормативно-справочной информации
· Руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов
· Оказание методической помощи подразделениям предприятия в подготовке исходных данных для АСУ производством
· Обеспечение правильности переноса исходных данных на машинные носители
Первый функциональный блок «Организация подсистемы нормативно-справочной информации». (см. приложение 6). Стрелкой входа является: - «Информация о подсистеме нормативно-справочной информации». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Нормативная документация (ГОСТ, ТУ, ОСТ) ». На выходе - «Нормативно-справочная информация по разработке программ». Механизмами данного процесса являются: - «Корпоративные справочники АСКОН », «Начальник отдела САПР».
Второй функциональный блок «Руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов». (см. приложение 6). Стрелкой входа является: - «Инструкции, методические и нормативные материалы для АСУ производством». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Нормативная документация (ГОСТ, ТУ, ОСТ)», «Нормативно-методическая документация». На выходе - «Разработанные инструкции, методические и нормативные материалы». Механизмами данного процесса являются: - «Корпоративные справочники АСКОН », «Начальник отдела САПР».
Третий функциональный блок «Оказание методической помощи подразделениям предприятия в подготовке исходных данных для АСУ производством». (см. приложение 6). Стрелкой входа является: - «Данные о работе АСУ». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Технологическая документация», «Нормативно-методическая документация». На выходе - «Обученный персонал». Механизмами данного процесса являются: - «Персонал к обучению в подразделениях предприятия», «Начальник отдела САПР», «Бюро информационного обеспечения отдела САПР».
Четвертый функциональный блок «Обеспечение правильности переноса исходных данных на машинные носители». (см. приложение 6). Стрелкой входа является: - «Подготовленные исходные данные для АСУ производством». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Технологическая документация». На выходе - «Исходные данные для АСУ производством». Механизмами данного процесса являются: - «Начальник отдела САПР», «Бюро информационного обеспечения отдела САПР».
Третьим блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс проектирования и внедрения АСУ», который детализируется на 3 функциональных блока, представленных на диаграмме А3. (см. приложение 7).
· Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства
· Обеспечение соответствия внедренных систем современному уровню развития техники
· Руководство разработкой и внедрением проектов совершенствования управления производством
Первый функциональный блок «Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства», представленный на диаграмме А3 также детализируется на 5 функциональных блока, представленных на диаграмме А3.1. ( см. приложение 8).
· Определений требований заказчика
· Планирование потребности в ТМЦ и инструментах
· Участие в составлении технического задания по созданию АСУ производством
· Участие в формировании эскизного проектирования
· Формирование и корректировка плана проектирования и внедрения АСУ производства
Первый функциональный блок «Определений требований заказчика». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «Договор на реализацию плана проектирования». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «График выполнения плана», «Проектная документация». На выходе - «Требования заказчика». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».
Второй функциональный блок «Планирование потребности в ТМЦ и инструментах». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «Информация о материалах и инструментах». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «Складской учет ТМЦ и инструментов». На выходе - «Потребность в ТМЦ», «Потребность в инструментах». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».
Третий функциональный блок «Участие в составлении технического задания по созданию АСУ производством». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «Требования заказчика». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «Пояснительная записка к эскизному и техническому проектированию». На выходе - «ТЗ на проект». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».
Четвертый функциональный блок «Участие в формировании эскизного проектирования». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «ТЗ на проект». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Пояснительная записка к эскизному и техническому проектированию», «Складской учет ТМЦ и инструментов». На выходе - «Эскизный проект». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».
Пятый функциональный блок «Формирование и корректировка плана проектирования и внедрения АСУ производства». (см. приложение 8). Стрелкой входа является: - «Потребность в ТМЦ», «Потребность в инструментах». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелками «управления»: - «Пояснительная записка к эскизному и техническому проектированию», «Складской учет ТМЦ и инструментов». На выходе - «План проектирования и внедрения АСУ выполнен». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».
Второй функциональный блок «Обеспечение соответствия внедренных систем современному уровню развития техники», представлен на диаграмме А3. (см. приложение 7). Стрелкой входа является: - «Внедренные системы в отделе САПР». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «Проектные документы». На выходе - «Отчет соответствий современному уровню развития техники внедрения систем». Механизмами данного процесса являются: - «Программа САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».
Третий функциональный блок «Руководство разработкой и внедрением проектов совершенствования управления производством», представлен на диаграмме А3. (см. приложение 7). Стрелкой входа является: - «Информация о проектах». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «Проектные документы». На выходе - «Разработанные и внедренные проекты». Механизмами данного процесса являются: - «Система Pilot-Ice», «Начальник отдела САПР», «Проектно-конструкторское бюро в отделе САПР».
Четвертым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс программной поддержки АСУ производства», представленный на диаграмме А4 (см. приложение 9).
· Разработка и проведение мероприятий по повышению качества и надежности АСУ производством
· Выполнение расчетов эффективности мероприятий по АСУ
· Исследование системы управления порядка и методов планирования и регулирования производства
· Заключение договоров со специализированными органами на проведение исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ
· Организация работы по совершенствованию документооборота на предприятии
Первый функциональный блок «Разработка и проведение мероприятий по повышению качества и надежности АСУ производством». (см. приложение 9). Стрелкой входа является: - «Решение о проведении мероприятий». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «План мероприятий по вводу АСУ». На выходе - «Повышенное качество АСУ производством». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».
Второй функциональный блок «Выполнение расчетов эффективности мероприятий по АСУ». (см. приложение 9). Стрелкой входа является: - «Информация о мероприятиях по АСУ производством». Процесс регламентируется на основании документов, представленные стрелкой «управления»: - «План мероприятий по вводу АСУ». На выходе - «Расчеты эффективности мероприятий по АСУ». Механизмами данного процесса являются: - «Инженер по АСУ в отделе САПР», «Бюро экономической кибернетике в отделе САПР».
Третий функциональный блок «Исследование системы управления порядка и методов планирования и регулирования производства». (см. приложение 9). Стрелкой входа является: - «Информация о системе». Процесс регламентируется на основании Нормативных документов, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Отказ от автоматизации», «Возможна формализация». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».
Четвертый функциональный блок «Заключение договоров со специализированными органами на проведение исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ». (см. приложение 9). Стрелкой входа является: - «Информация об исследовательских и проектных работах». Процесс регламентируется на основании Нормативных документов, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Договор на проведение исследовательских, проектных, конструкторских работ». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».
Пятый функциональный блок «Организация работы по совершенствованию документооборота на предприятии». (см.приложение 9). Стрелкой входа является: - «Возможна формализация». Процесс регламентируется на основании Нормативных документов, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Отчет об оптимизации документооборота». Механизмами данного процесса являются: - «Начальник отдела САПР», «Программа ЛОЦМАН: ПГС».
Пятым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы
А-0 является функциональный блок «Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений», представленный на диаграмме А5 (см. приложение 10).
· Анализ и учет случаев отказа системы
· Составление отчетности о выполненных работах
Первый функциональный блок «Анализ и учет случаев отказа системы». (см. приложение 10). Стрелкой входа является: - «Данные при обслуживании АСУ предприятия». Процесс регламентируется на основании Положений по учету и проведению анализа при отказе системы, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Выявление причины отказа системы». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».
Второй функциональный блок «Составление отчетности о выполненных работах». (см. приложение 10). Стрелкой входа является: - «Выявление причины отказа системы». Процесс регламентируется на основании Положений по учету и проведению анализа при отказе системы, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Сформированный отчет о причинах отказа системы». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».
Шестым блоком на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы
А-0 является функциональный блок «Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы», представленный на диаграмме А6 (см. приложение 11).
· Выполнение профилактических работ по поддержанию работоспособности системы
· Выявление неисправностей в системе автоматизированного проектирования
· Принятие оперативных мер по устранению возникающих в процессе работы нарушений
· Ликвидация последствий аварийных сбоев
Первый функциональный блок «Выполнение профилактических работ по поддержанию работоспособности системы». (см. приложение 11). Стрелкой входа является: - «Данные о функционировании системы автоматизированного проектирования». Процесс регламентируется на основании Нормативных актов для работоспособного и исправного состояния, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Отчет о проведении профилактических работ». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».
Второй функциональный блок «Выявление неисправностей в системе автоматизированного проектирования». (см. приложение 11). Стрелкой входа является: - «Отчет о проведении профилактических работ». Процесс регламентируется на основании Регламента технического обслуживания, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Набор критериев, по которым объявляется бедствие», «Система исправна». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».
Третий функциональный блок «Принятие оперативных мер по устранению возникающих в процессе работы нарушений». (см. приложение 11). Стрелкой входа является: - «Набор критериев, по которым объявляется бедствие». Процесс регламентируется на основании Методических рекомендаций по устранению нарушений, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Механизмы, необходимые для восстановления важнейших функций после сбоев». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».
Четвертый функциональный блок «Ликвидация последствий аварийных сбоев». (см. приложение 11). Стрелкой входа является: - «Механизмы, необходимые для восстановления важнейших функций после сбоев». Процесс регламентируется на основании Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, представленной стрелкой «управления». На выходе - «Послеаварийное восстановление», «Сводная оценка ущерба». Механизмом данного процесса является: - «Начальник отдела САПР».
Оптимизация модели
Оптимизация бизнес-процессов или системы - это изменения, которые осуществляются с целью повышения эффективности и результативности деятельности компании. Система – совокупность процессов, под которой понимается система учета, документоооборота, мотивации, контроля качества. Частичное усовершенствование существующих бизнес – процессов за счет ликвидации их весомых недостатков дает возможность:
· Ускорить процессы, осуществляемые компанией;
· Упростить и повысить эффективность процессов;
· Повысить производительность и результативность;
· Повысить прозрачность, гибкость и управляемость.
Существуют несколько способов оптимизации бизнес-процессов, которые нацелены на получение наилучших результатов при соответствующих условиях.
Ø Вынесение ИКР (идеального конечного результата) за рамки процесса;
Ø Исключение лишних шагов из процесса;
Ø Изменение последовательности этапов исполнения процесса;
Ø Дробление операций;
Ø Вынесение операций за рамки основного процесса;
Ø Объединение операция во времени и (или) пространстве;
Ø Автоматизация, передача выполнения части или всех функций машине.
Бизнес-процессы в отделе систем автоматизированного проектирования будут оптимизироваться с помощью способа автоматизации, передачи выполнения части или всех функций машине. Для этого следует проанализировать каждый процесс и выявить, когда техническое устройство может полностью взять на себя все операции по реализации процесса, а человек сможет периодически обслуживать устройство.
При анализе бизнес-процессов будем использовать метрику - степень автоматизации по количеству функций (количество функций с возможностью автоматизации / общее количество функций процесса).
На диаграмме A-0 представлены процессы деятельности отдела систем автоматизированного проектирования. (см. приложение 2).
· Процесс технической поддержки АСУ предприятия
· Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия
· Процесс проектирования и внедрения АСУ
· Процесс программной поддержки АСУ производства
· Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений
· Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы
На основании этих процессов проанализируем степень автоматизации по количеству функций.
Первый процесс на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс технической поддержки АСУ предприятия». На данном этапе осуществляются следующие 3 процесса, представленные на диаграмме А1. (см. приложение 3).
· Внедрение технических средств АСУ производством
· Ведение учета поступлений оборудования
· Модернизация применяемых технических средств
Два функциональных блока «Внедрение технических средств АСУ производством» и «Модернизация применяемых технических» автоматизированы системой ЛОЦМАН: PLM. Функциональный блок «Ведение учета поступлений оборудования» автоматизирован программой: 1C: Предприятие. (см. приложение 3). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 3 / общее количество функций процесса = 3).
Процесс «Внедрение технических средств АСУ производством», представленный на диаграмме A1 также детализируется на 4 функциональных блока, представленных на диаграмме А1.1. (см. приложение 4).
· Установка технических средств АСУ
· Тестирование технических средств АСУ производством
· Опытная проверка технических средств АСУ
· Ввод в эксплуатацию комплекса технических средств АСУ
Все четыре функциональных блока автоматизированы системой ЛОЦМАН:PLM. (см. приложение 4). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 4 / общее количество функций процесса = 4).
Процесс «Ведение учета поступлений оборудования», представленный на диаграмме A1 также детализируется на 2 функциональных блока, представленных на диаграмме А1.2. (см. приложение 5).
· Составление заявок на оборудования
· Контроль над поступлением оборудования
Два функциональных блока автоматизированы программой Гольфстрим. Однако функциональный блок «Составление заявок на закупку оборудования» также автоматизирован программой: 1C: Предприятие.
(см. приложение 5). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 2 / общее количество функций процесса = 2).
Вторым процессом на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия». На данном этапе осуществляются 4 процесса, представленные на диаграмме А2. (см. приложение 6).
· Организация подсистемы нормативно-справочной информации
· Руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов
· Оказание методической помощи подразделениям предприятия в подготовке исходных данных для АСУ производством
· Обеспечение правильности переноса исходных данных на машинные носители
Два функциональных блока «Организация подсистемы нормативно-справочной информации» и «Руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов» автоматизированы корпоративными справочниками АСКОН в виде программ. (см. приложение 6). Два функциональных блока «Оказание методической помощи подразделениям предприятия в подготовке исходных данных для АСУ производством» и «Обеспечение правильности переноса исходных данных на машинные носители» не автоматизированы программами. (см. приложение 6). Степень автоматизации по количеству функций = 0,5 (количество функций с возможностью автоматизации = 2 / общее количество функций процесса = 4).
Третьим процессом на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс проектирования и внедрения АСУ». На данном этапе осуществляются 3 процесса, представленные на диаграмме А3. (см. приложение 7).
· Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства
· Обеспечение соответствия внедренных систем современному уровню развития техники
· Руководство разработкой и внедрением проектов совершенствования управления производством
Два функциональных блока «Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства» и «Обеспечение соответствия внедренных систем современному уровню развития техники» автоматизированы программой САПР ТП Вертикаль. (см. приложение 7). Функциональный блок «Руководство разработкой и внедрением проектов совершенствования управления производством» автоматизирован системой Pilot-Ice. (см. приложение 7). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 3 / общее количество функций процесса = 3).
Первый функциональный блок «Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства», представленный на диаграмме А3 также детализируется на 5 функциональных блока, представленных на диаграмме А3.1. ( см. приложение 8).
· Определений требований заказчика
· Планирование потребности в ТМЦ и инструментах
· Участие в составлении технического задания по созданию АСУ производством
· Участие в формировании эскизного проектирования
· Формирование и корректировка плана проектирования и внедрения
Все пять функциональных блока автоматизированы программой САПР ТП Вертикаль (см. приложение 8). Степень автоматизации по количеству функций = 1 (количество функций с возможностью автоматизации = 5 / общее количество функций процесса = 5).
Четвертым процессом на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс программной поддержки АСУ производства». На данном этапе осуществляются 5 процессов, представленные на диаграмме А4. (см. приложение 9).
· Разработка и проведение мероприятий по повышению качества и надежности АСУ производством
· Выполнение расчетов эффективности мероприятий по АСУ
· Исследование системы управления порядка и методов планирования и регулирования производства
· Заключение договоров со специализированными органами на проведение исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ
· Организация работы по совершенствованию документооборота на предприятии
В данном процессе автоматизируется лишь один функциональный блок «Организация работы по совершенствованию документооборота на предприятии» при помощи программы ЛОЦМАН: ПГС. (см. приложение 9). Степень автоматизации по количеству функций = 0,2 (количество функций с возможностью автоматизации = 1 / общее количество функций процесса = 5).
Пятым процессом на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений». На данном этапе осуществляются 2 процесса, представленные на диаграмме А5. (Приложение 10).
· Анализ и учет случаев отказа системы
· Составление отчетности о выполненных работах
В данном процессе функции не автоматизируются. (см. приложение 10). Степень автоматизации по количеству функций = 0 (количество функций с возможностью автоматизации = 0 / общее количество функций процесса = 2).
Шестой процесс на диаграмме декомпозиции контекстной диаграммы А-0 является функциональный блок «Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы». На данном этапе осуществляются следующие 4 процесса, представленные на диаграмме А6. (см. приложение 11).
· Выполнение профилактических работ по поддержанию работоспособности системы
· Выявление неисправностей в системе автоматизированного проектирования
· Принятие оперативных мер по устранению возникающих в процессе работы нарушений
· Ликвидация последствий аварийных сбоев
В данном процессе функции не автоматизируются. (см. приложение 11). Степень автоматизации по количеству функций = 0 (количество функций с возможностью автоматизации = 0 / общее количество функций процесса = 4).
Из проведенного анализа видно, какие процессы нуждаются в оптимизации (см. таблица 5).
Таблица 5
Итоги метрики по степени автоматизации по количеству функций.
Процесс | Степень автоматизации по количеству функций |
А1. Процесс технической поддержки АСУ предприятия | |
А1.1. Внедрение технических средств АСУ производством | |
А1.2. Ведение учета поступлений оборудования | |
А2. Процесс подготовки справочной информации и обучение персонала подразделения предприятия | 0,5 |
А3. Процесс проектирования и внедрения АСУ | |
А3.1. Подготовка планов проектирования и внедрения АСУ производства | |
А4. Процесс программной поддержки АСУ производства | 0,2 |
А5. Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений | |
А6. Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы |
Источник: сост. авт.
Проанализировав бизнес-процессы в отделе систем автоматизированного проектирования видно, что «Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений» и
«Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы» необходимо оптимизировать.
Для того чтобы ускорить, повысить эффективность, результативность, управляемость этих процессов следует внедрить ЛОЦМАН: ПГС. (см. приложения 12,13).
Данная программа предназначена для автоматизации управления основным производственным процессом проектной организации, осуществляется разработка и выпуск проектно-сметной документации. На основании этой системы строится архив, электронный документооборот, планирование работ и управление заданиями. В ЛОЦМАН: ПГС легко организовать коллективную работу над проектом, электронное согласование чертежей, управление заданиями, своевременное получение отчетности. К основным преимуществам этой системы можно отнести: быструю внедряемость, поддержку технологии сквозного проектирования, электронные подлинники, мгновенную переписку в рамках проекта, создание составных пояснительных записок, сравнение версий документов, планирование работ (модуль RPM), организацию делопроизводства (модуль ОРД) и возможность адаптации под основные задачи пользователей.
Для оптимизации бизнес-процессов «Процесс анализа и изучения проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений» и
«Процесс обеспечения бесперебойного функционирования системы» в ЛОЦМАН: ПГС следует внедрить модуль случаев отказа системы и обеспечения бесперебойного функционирования.
Отказоустойчивость системы будет достигаться за счет того, что несколько копий прикладных процессов будет запускаться на нескольких сетевых серверах. Если какой-нибудь из входящих в группу процессов даёт сбой, то остальные продолжают функционировать, обеспечивая бесперебойность оказываемого сервиса.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
На разработку модуля случаев отказа системы и обеспечения бесперебойного функционирования
Наименование услуг
Учитывать случаи отказа системы, устранять неисправности и обеспечивать бесперебойное функционирование системы.
Цель
Внедрение модуля случаев отказа системы и обеспечения бесперебойного функционирования в программу ЛОЦМАН: ПГС повысит работоспособность, эффективность системы, позволит хранить документацию о выполненных работах по устранению в системе, ускорит выявление проблем обслуживания АСУ предприятия и его подразделений, а также снимет ряд задач начальника отдела систем автоматизированного проектирования.
Предмет
В соответствии с настоящим заданием, программа принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по выявлению и ликвидации неисправностей в системе, обеспечивает бесперебойное функционирование, тем самым экономит время начальника и персонала в отделе САПР.
Комплекс услуг
· Вести учет случаев отказа системы;
· Составлять отчетность о выполненных работах;
· Выполнять профилактические работы по поддержанию работоспособности системы;
· Выявлять неисправности в системе автоматизированного проектирования;
· Принимать оперативные меры по устранению возникающих в процессе работы нарушений;
· Ликвидировать последствия аварийных сбоев.