Право на товарный знак и право на знак обслуживания. Понятие, виды, срок действия исключительного права
К числу средств индивидуализации производимых товаров относятся товарные знаки, а выполняемых работ или услуг – знаки обслуживания. Институт права на эти знаки закреплен в § 2 гл. 76 Гражданского Кодекса.
Ст.1477 ГК, под товарным знаком понимаетсяобозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое соответствующим свидетельством (ст. 1481 Гражданского Кодекса).
Знаком обслуживания является обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1478 Гражданского Кодекса).
Согласно норме ст. 1479 Гражданского Кодекса на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом), а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. В соответствии со ст. 1480 Гражданского Кодекса государственная регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном ст. 1503 и 1505 Гражданского Кодекса.
На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак (ст. 1481 Гражданского Кодекса). Указанное свидетельство удостоверяет: - приоритет товарного знака; - исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие (например, звуковые) обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 Гражданского Кодекса).
Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака предусмотрены в ст. 1483 Гражданского Кодекса. В частности, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: - являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя; - противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Также не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения:
- с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (ст. 1492 Гражданского Кодекса) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;
- товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
- товарными знаками других лиц, признанными в установленном ГК порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных выше, допускается только с согласия правообладателя.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров - обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с ГК, а в отношении однородных товаров - с фирменным наименованием, коммерческим обозначением, наименованием селекционного достижения. По основаниям, предусмотренным в ст. 1483 Гражданского Кодекса, правовая охрана также не предоставляется обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак.В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского Кодекса лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 Гражданского Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными ниже. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, в объявлениях, на вывесках и в рекламе. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 2 ст. 1484 Гражданского Кодекса).
В соответствии со ст. 1485 Гражданского Кодекса правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.
Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации (п. 1 ст. 1486).
Согласно норме ст. 1487 Гражданского Кодекса не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знакам другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (исчерпание исключительного права на товарный знак).
Правообладатель может предоставить возможность использования товарного знака другому лицу, заключив с ним либо договор об отчуждении исключительного права на данный знак (ст. 1488 Гражданского Кодекса), либо лицензионный договор (ст. 1489 Гражданского Кодекса).
По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне – приобретателю исключительного права. Отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности. Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром, а последний вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. По требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.
Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1490 Гражданского Кодекса).
Согласно норме ст. 1491 Гражданского Кодекса исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Причем продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления при условии уплаты пошлины. Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится Роспатентом в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак (п. 3 ст. 1491 Гражданского Кодекса).
Государственная регистрация товарного знака. Порядок подачи заявки на товарный знак регулируется нормами ст. 1492 Гражданского Кодекса, а в ст. 1493 Гражданского Кодекса установлено право ознакомления с документами заявки на товарный знак.
Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в Роспатент (п. 1 ст. 1494 Гражданского Кодекса). Кроме того, согласно п. 1 ст. 1495 Гражданского Кодекса приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве – участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение шести месяцев с указанной даты. Согласно п. 2 указанной статьи приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств – участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение шести месяцев с указанной даты. В соответствии с п. 4 ст. 1495 Гражданского Кодекса приоритет товарного знака может также устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1497 Гражданского Кодекса экспертиза заявки на товарный знак, проводимая Роспатентом, включает: -формальную экспертизу; - экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака (заявленного обозначения).
Формальная экспертиза заявки на товарный знак проводится в течение месяца со дня ее подачи в Роспатент (п. 1 ст. 1498 Гражданского Кодекса). В ходе проведения формальной экспертизы заявки на товарный знак проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. О результатах формальной экспертизы Роспатент уведомляет заявителя. Одновременно с уведомлением о положительном результате формальной экспертизы заявки заявителю сообщается дата подачи заявки, установленная в соответствии с п. 8 ст. 1492 Гражданского Кодекса.
Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (экспертиза заявленного обозначения) проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы (п. 1 ст. 1499 Гражданского Кодекса). В ходе проведения экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям ст. 1477 и п. 1 – 7 ст. 1483 Гражданского Кодекса и устанавливается приоритет товарного знака. По результатам экспертизы заявленного обозначения Роспатент принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации (п. 2 ст. 1499 Гражданского Кодекса).
Решения Роспатента об отказе в принятии заявки на товарный знак к рассмотрению, о государственной регистрации товарного знака, об отказе в государственной регистрации товарного знака и о признании заявки на товарный знак отозванной могут быть оспорены заявителем путем подачи возражения в палату по патентным спорам в течение трех месяцев со дня получения соответствующего решения или запрошенных у указанного органа копий противопоставленных заявке материалов при условии, что заявитель запросил копии этих материалов в течение месяца со дня получения им соответствующего решения (п. 1 ст. 1500 Гражданского Кодекса). А в соответствии с п. 1 ст. 1502 Гражданского Кодекса заявка на товарный знак также может быть отозвана заявителем на любой стадии ее рассмотрения, но не позднее даты государственной регистрации товарного знака.
На основании решения о государственной регистрации товарного знака (п. 2 ст. 1499 ГК) Роспатент в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. При непредставлении в установленном порядке документа об уплате указанной выше пошлины регистрация товарного знака не осуществляется, а соответствующая заявка на товарный знак признается отозванной на основании решения Роспатента (ст. 1503 Гражданского Кодекса).
Свидетельство на товарный знак выдается Роспатентом в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков (п. 1 ст. 1504 Гражданского Кодекса). Форма свидетельства на товарный знак и перечень указываемых в нем сведений, как и в отношении свидетельств на другие средства индивидуализации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (Минобрнауки России).
Сведения, относящиеся к государственной регистрации товарного знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков в соответствии со ст. 1503 Гражданского Кодекса, публикуются Роспатентом в официальном бюллетене незамедлительно после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков или после внесения в Государственный реестр товарных знаков соответствующих изменений (ст. 1506 ГК). Согласно норме ст. 1507 Гражданского Кодекса российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его международную регистрацию. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается Роспатент.
Особенности правовой охраны общеизвестного товарного знака.В соответствии с п. 1 ст. 1508 Гражданского Кодекса по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, по решению Роспатента могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная ГК для товарного знака. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно (п. 2 ст. 1508 Гражданского Кодекса).
Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя (п. 3 ст. 1508).
В соответствии со ст. 1509 Гражданского Кодекса товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (Перечень общеизвестных товарных знаков). Свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается Роспатентом в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются Роспатентом в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков.
Особенности правовой охраны коллективного знака.Согласно ст. 1510 Гражданского Кодекса объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1510 Гражданского Кодекса коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.
Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора (п. 2 ст. 1510 Гражданского Кодекса). Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллективным знаком (п. 3 ст. 1510 Гражданского Кодекса).