Гарантия качества информации
Информация относительно вознаграждений весьма разнообразна. Аудит базируется на информации о прошлых и прогнозируемых событиях, внутренних и внешних для фирмы, описываемых как качественными, так и количественными показателями.
Аудитор оценивает информированность персонала о принятой в организации системе вознаграждений, проводится ли руководством консультационная и разъясни тельная работа.
Подчеркнем еще два важных аспекта в вопросе информации о вознаграждениях — конфиденциальность и безопасность. Все персональные поименные сведения, особенно имеющие прогнозный характер, и компьютерные операции по выплатам должны быть защищены. В сущности, есть две противоположные точки зрения в отношении «открытости оплаты»1. Практический вывод для управления возиафаждением заключается в том, что политика открытости в наиболее благоприятных условиях может повысить удовлетворенность работников оплатой их труда, возможно, заставить их прилагать больше усилий к работе. С другой стороны, если условия не столь замечательны — и особенно если в течение длительного време ни существует несправедливость в структуре оплаты труда у данного работодателя — переход к открытой системе не рекомендуется.
Следует также проверить, что сводная информация по выплатам защищена от возможных инцидентов, например, компьютерного взлома, утечки, технических неполадок доступа к базам данных.
Обеспечение соблюдения правовых, нормативных или согласительных актов. Соблюдение правил в вопросе вознаграждения особенно значимо. Аудитор оценивает вероятность рисков в связи с их нарушением.
Обеспечение выполнения внутрифирменных инструкций. Чтобы реализовать собственную политику оплаты труда работников, фирмы разрабатывают целую совокупность процедур, которые должны быть формализованы в руководствах, методических указаниях и служебных записках. Аудитор знакомится с этими документами и контролирует их соблюдение.
Аудит соответствия изучает:
• порядок назначения и пересмотра зарплаты;
• процедуры относящихся к зарплате переговоров;
• организацию внутреннего контроля за правильностью начисления зарплаты;
• соблюдение принципа профессионального равенства;
• учет налоговых и социальных расходов;
• форму и организацию выплаты зарплаты;
• участие работников в акционировании и в прибыли;
• безопасность персонифицированной информации и качество соответствующего внутреннего контроля.
Проверка социальных отчислений и налоговых деклараций сотрудников осуществляется с особой тщательностью.
В качестве примера приведем анкету внутреннего контроля но разделу «Несчастные случаи на производство» (табл. 4.13).
Аудитором также часто осуществляется оценка надежности и достоверности внутреннего контроля за выплатами. Для этого он проводит соответствующую проверку, чтобы убедиться, что:
• функции отдела труда и зарплаты и службы управления персоналом достаточно разделены между собой;
• лица, представленные в ведомостях на вознаграждение, имеют на это право;
• расчеты выполнены точно;
• уровни вознаграждений были согласованы и одобрены руководством, а также документированы;
выплаты осуществлены своевременно и в достаточно безопасных условиях.
Таблица 4.13
Анкета внутреннего контроля «Несчастный случай на производстве»
Цель проверки: удостовериться, что несчастные случаи па производстве находятся под контролем
Вопросы | Ответы(да, нет) | Наблюдения |
Имеется ли лицо, ответственное за контроль несчастных случаев на производстве? | ||
Проводился ли контроль в _ году? | ||
Имеются ли нарушения закона при выплате по несчастным случаям? | ||
Были ли претензии или жалобы в случае отклонений от закона? |
Следующим шагом аудитор может использовать вопросник, приведенный в табл. 4.14.
В вопросах вознаграждения миссии финансового аудитора и аудитора по персоналу частично перекрываются.
Таблица 4.14
Вопросы | Ответы (да, нет) | Коммен тарии |
1. Существуют ли личные дела каждого работника, содержащие следующую информацию: • фотография: • образец подписи; • семейное положение; • дата приема на работу; • детализация условий осуществления вознаграждений и вычетов; • экземпляр трудового соглашения (или контракта); • размер пенсии и выходного пособия | ||
2. Связаны ли следующие операции с разрешением ответственного лица: • наем на работ}" • снятие с работы; • изменение зарплаты | ||
3.Уверены ли вы, что все эти изменения известны расчетному отделу? |
Окончание габл. 4.14
Вопросы | Ответы (да, нет) | Коммен тария |
4. а) Требовались ли рекомендации для занятия ответственных постов? б) Предусмотрены ли специальные полисы страхования, гарантирующие предприятие от результатов вероятных ошибок или нечестных поступков ответственных сотрудников? | ||
5. Утверждаются ли компетентными и ответственными лицами такие переменные данные, как отработанные часы, количество произведенного продукта или услуг, комиссионные вознаграждения, прежде чем эти сведения передаются в расчетный отдел? | ||
6. Регулярно ли вносятся данные о зарплате и вознаграждениях в личное дело работника? |
Аудит эффективности
Аудит эффективности направлен на улучшение качества управления вознаграждениями и дает ответ на два вопроса:
• соответствуют ли полученные результаты поставленным целям;
• получены ли эти результаты с наименьшими затратами.
Аудит эффективности оценивает производительность и эффективность информационных систем и процедур.
Эффективность — это возможность какой-либо процедуры или политики фирмы в целом достигать желаемых результатов. Эффективность информационной системы основывается на качестве и достоверности отображения изучаемого явления.
Экономическая эффективность позволяет сопоставить результат с произведенными затратами.
При аудите эффективности вознаграждений экспертиза производится по следующим позициям:
• согласованность процедур с приоритетами фирмы в вопросе политики вознаграждений (являются ли процедуры точным отражением этой политики?);
согласованность методов в вопросе вознаграждения с совокупностью других аспектов социального управления (например, вознаграждение и управление карьерой);
• внутренняя согласованность используемых административных процедур и управления вознаграждениями (между подразделениями или между различными этапами работы);
• соответствие процедур, т. е. их возможность вызывать ожидаемые результаты (позволяют ли процедуры оценить эффективность личного вклада сотрудника?);
• эффективность процедур, т. е. отношение величины дополнительных затрат к полученному результату.
Аудитор изучает возможные изменения процедур, позволяющие легче достигать поставленные цели, в том числе на основе новых административных информационных технологий.
Главные миссии аудита эффективности охватывают:
• аудит квалификации и классификаций;
• аудит индивидуализации вознаграждений;
• аудит социальных выплат;
• аудит стимулирующих вознаграждений;
• аудит участия в доходах;
• аудит вознаграждения сотрудников отделов продаж.
В качестве примеров рассмотрим первые два направления.