Краткосрочный и долгосрочный периоды. Максимизация прибыли

Специфика анализа деятельности предприятия зависит от периода времени, в течении которого реализуется производственная функция.

Краткосрочным называется период времени, в течении которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор. Факторы, которые не могут изменятся в данный период, называются фиксированными производственными факторами. (П., обычно требуется длительный период времени для внесения изменений в направления использования капитала фирмы – новый завод должен быть спроектирован и построен, а станки и прочее оборудование должны быть заказаны и смонтированы, но что уходит год и более). Долгосрочный период представляет собой отрезок времени достаточный для внесения изменений во все факторы. Такие факторы называют переменными. На краткосрочном отрезке времени фирмы могут изменять интенсивность, с которой они используют определённые завод и оборудование. На долгосрочном отрезке они могут изменять и мощность завода. Состояние всех фиксированных производственных факторов на краткосрочном отрезке обусловлено предшествующими долгосрочными решениями фирмы, которые основываются на расчётах прибыли от продажи определённых Т. Необходимо различать действия краткосрочных и долгосрочных факторов в каждом отдельном случае (П., долгосрочный период для продающего с лотка детский лимонад составляет 1 день или 2, а для нефтехимической или автостроительной фирмы – 10 лет).

Рисунок изоквант даёт возможность изучить разницу между действием факторов в краткосрочном и долгосрочном периодах. Предположим, фирма в настоящее время производит 55 единиц продукции, используя 1 единицу трудовых ресурсов и 3 единицы капитала (точка а). Она хочет расширить выпуск до 90 единиц. Т.к. трудовые затраты составляют 30$/ч, а капитальные – 10$/ч, общие краткосрочные издержки производства на 55 единиц = 60$. На долгосрочном отрезке как капитал, так и труд представляют собой переменные факторы производства, и поэтому дополнительная продукция может быть произведена, например, в т. е при общих издержках 110$. Это связано с использованием 1 дополнительной единицы труда и 2 дополнительных единиц капитала. Но в течении краткосрочного периода мы не можем изменить оба фактора одновременно и, следовательно, единственный способ, при котором может быть произведено 90 единиц продукции, заключается в увеличении фактора труд, т.е. трудоёмкости с 1 до 5 (к т. с). К сожалению краткосрочные издержки производства для выпуска 90 единиц составляют 160$, что на 50$ больше чем долгосрочном периоде.

Предприятие одновременно принимает краткосрочные производственные решения и планирует изменение факторов в долговременном периоде с целью максимизации прибыли. Для этого необходим выбор наиболее эффективного варианта организации процесса производства, позволяющего применять меньшее количество факторов при одном и том же уровне выпуска готовой продукции.

Использование труда в производственном процессе можно описать при помощи понятий среднего и предельного продукта (АР и МР). АРL (average; средний продукт труда) представляет собой объём выпуска продукции, приходящийся на единицу используемого фактора АР = ТР/L (Q/L). В таблице АР растёт, но когда трудоёмкость становится больше 3 единиц, он падает.

МРL представляет собой дополнительный объём, получаемый при увеличении затрат труда на одну единицу. П., К=10 ед. увеличение затрат труда с 2 до 3 ед. приводит к росту ТР с 40 до 63, создаётся дополнительный продукт в 23 ед. МР=∆ТР/∆L (∆Q/∆L), т.е. изменение объёма выпуска ∆Q в результате увеличения затрат труда ∆L на 1 ед.


Количество единиц фиксированного фактора производства (К) Количество единиц переменного фактора производства (L) Общий продукт, произведённый за определённое время (ТР) Предельный продукт МР=∆ТР/∆L Средний продукт АР=ТР/L
  -
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МР зависит также и от количества используемого капитала. П., если капитальные затраты увеличатся с 10 до 20, наиболее вероятно, что МРL тоже возрастёт. Подобно АР МР сначала увеличивается, а затем падает, но он уменьшается когда затраты труда превышают 2 ед.

Рисунок (уч. стр. 80) графически представляет информацию, содержащуюся в таблице. Рисунок 1. показывает, что объём выпуска продукции растёт пока не достигнет максимума в 91 ед. На рис. 2 показаны кривые среднего и предельного продуктов. Отметим, что МР всегда положителен, когда растёт объём производства и отрицателен при уменьшении объёма. Не случайно кривая МР пересекает горизонтальную ось L в точке максимума ТР.

Кривые МР и АР тесно связаны. Когда МР>АР АР увеличивается (между 1 и 3 объёмами выпуска). Предположим, 1й служащий фирмы может производить 15 ед. в день, т.е. АР=15. затем нанимается служащий, который способен выпускать 25 ед. в день: МР=25. МР>АР (25>15). А т.к. оба рабочих вместе производят 40 ед., то АР растёт до 20 ед.

Аналогичным образом, когда МР<АР, АР должен уменьшаться, как показано на рис. Наконец, когда МР=АР, кривая АР достигает своего максимума (точка b). Чтобы представить численно взаимоотношение между АР и МР, обратимся к таблице предыдущей. Рост вводимого фактора с 2 до 3 ед. даёт МР=23, т.к. 23 больше предшествующего АР=20, то теперь АР растёт до 21. точно так же, когда труд увеличивается с 3 до 4 ед., МР падает с 23 до 13. Т.к. это меньше чем АР=21, новый АР снижается до 19.

Имеется чёткая геометрическая взаимосвязь между ТР и кривыми АР и МР (рис. 2). АРL представляет собой ТР делённый на количество вводимого фактора. В т. а АР представляет собой объём производства 63 / на вводимый фактор 3 или 21 ед-цу выпуска на единицу вводимого фактора труд.

Данный АР измеряется наклоном линии, идущей от начала координат к т. а на кривой ТР. В целом, АР в какой-либо точке на кривой ТР задаётся крутизной – наклоном линии от начальной до этой точки. Даже беглое изучение показывает, что АРL достигает своей максимальной величины в т. а, где линия по сравнению с первоначальной имеет небольшую крутизну, а затем снижается.

МРL представляет собой изменение ТР в ответ на небольшое изменение вводимого фактора. Геометрически МР в какой-либо точке на кривой выпуска продукции равен углу наклона кривой выпуска продукции в этой точке. Угол наклона кривой в свою очередь = углу наклона касательной, проводимой через определённую точку.

Изучая угловые коэффициенты касательных к кривой выпуска продукции, мы видим, что первоначально МРL растёт, достигает максимума при трудозатратах в 3 ед., а затем уменьшается по мере передвижения от b к d. В т.d, когда объём выпуска максимизируется, наклон касательной к кривой выпуска продукции =0 и МР=0. выше этой точки МР становится отрицательным.

Закон убывающей отдачи – начиная с определённого момента дополнительное включение единиц переменного ресурса при фиксированной величине другого ресурса даёт уменьшающийся предельный продукт в расчёте на каждую последующую единицу первого.

Краткосрочный и долгосрочный периоды. Максимизация прибыли - student2.ru

3. Издержки предприятия (чистые и дополнительные), себестоимость. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. Вмененные издержки. Функция издержек. Изокосты. Оптимум производителя. Изменение масштабов производства. Трансформационные и трансакционные издержки.

Издержки производства – затраты на приобретение факторов производства. При продаже Т стоимость обращается в деньги и производитель получает денежную выручку, одна часть её компенсирует издержки, а другая составляет прибыль. К. Маркс ввёл понятие издержки общества – это W весь общественно затраченный труд.

W (выручка) = C+V (издержки) +m (прибыль)

Издержки производства – это всё то, что Т стоит предпринимателю. Денежным выражением издержек производства является себестоимость.

Кроме издержек производства выделяют также издержки обращения – связаны с процессом реализации и делятся на чистые и дополнительные. Чистые – затраты, связанные с куплей-продажей в чистом виде (з/п работников оптовой и розничной торговли, расходы по содержанию торговых помещений, затраты на рекламу и т.д.). Дополнительные – затраты на упаковку, транспортировку, хранение, но то, что связано с дальнейшим процессом «производства», что будет увеличивать стоимость Т. Возмещаются из выручки.

Различают издержки внутренние и внешние: внутренние – издержки, связанные с использованием собственной продукции, которая превращается в ресурс дальнейшего производства фирмы; внешние – затраты, которые осуществляются для приобретения ресурсов со стороны.

Существует ещё одна классификация издержек в зависимости от влияния на них масштабов производства. Общие издержки (все издержки на данный момент производства Т) делятся на постоянный и перемененные: постоянные – эти издержки предприятие должно нести в любом случае и которые до определенной степени мало зависят от объёма производства; переменные – те, что предприятие должно нести в связи с приобретением рабочей силы, сырья, применение которых непосредственно сказывается на объёме производства.

Явные издержки – экономические издержки, которые принимают форму денежных платежей. Имплицидные - альтернативные издержки, сопряжённые с использованием ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы, которые не дополучили прибыли в обмен на явные платежи.

Вменённые издержки – затраты на использование факторов производства с учётом «упущенной» выгоды из-за не использования их наилучшим образом.

Издержки в краткосрочном периоде:

Исходное условие: предприятие не влияет на цену ресурсов. Зная цену ресурсов и величину общего, среднего и предельного продукта для любой точки соответствующих кривых можно вычислить величины издержек.

Количество ед-ц труда Общий продукт (ТР) Общие издержки Предельные МС=∆ТС/∆ТР Средние издержки
Постоянные (TFC) Переменные (TVC) Общие (ТС) Постоянные AFC Переменные AVC Общие ATC
  - - -
16,7 66,7 16,7 83,3
10,0 25,0 12,5 37,5
10,8 15,9 11,9 27,8
19,2 13,2 13,2 26,3
27,8 11,8 14,7 26,5
50,0 11,1 16,7 27,8
250,0 11,0 19,2 30,2

4. Прибыль и рентабельность. Средний и предельный доходы. Показатели эффективности функционирования предприятия. Причины и факторы, снижающие эффективность в условиях трансформационного спада. Показатели деятельности предприятия в краткосрочном периоде.

Прибыль (П) – чистый доход, созданный прибавочным трудом

П выполняет три функции: характеризует финансовые результаты хозяйственной деятельности; стимулирующая функция (проявляется в процессе её распределения и использования); формирует (как основной источник) финансовые ресурсы предприятия.

На величину прибыли предприятия влияют:

– Субъективные факторы, связанные с производственной деятельностью предприятия (конкурентоспособность предприятия, уровень производительности труда, управление предпринимательской деятельностью и т.д.)

– Объективные факторы, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта (уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, конъюнктура рынка, нормы амортизационных отчислений).

Цель предпринимательской деятельности – не только получение прибыли, но и обеспечение более высокой рентабельности (Р) хозяйственной деятельности. Рентабельность – относительный показатель и отражает степень доходности предприятия. Различают три группы показателей Р: Р продукции, Р производственных фондов, Р вложений в предприятие.

1. Р продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным видам продукции и за определённый период деятельности. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Максимизация прибыли - student2.ru

2. Р производственных фондов – отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Р вложений в предприятие определяется как отношение балансовой или чистой прибыли к стоимости имущества предприятия и характеризует уровень продажна один рублю вложенных средств.

Каждая фирма сталкивается со следующим вопросом: какой объём продукции следует выпускать?. Необходимо уметь выбрать оптимальный объём производтсва, который позволит получить максимальную прибыль.

Средний и предельный доход.

Прибыль представляет собой разницу между доходами и издержками производства, следовательно, чтобы определить объём производства, максимизирующий прибыль, необходимо проанализировать её доходы.

Совокупный доход R, получаемый фирмой, равен цене продукта Р, умноженной на количество ед-ц проданного товара Q: R(Q)=P*Q. Доход записывается как R(Q), а не просто как R, т.к. его размер зависит от объёма выпуска продукции. Предельный доход MR представляет собой его приращение ∆R(Q) в результате увеличения выпуска продукции на 1 ед.: ∆Q:MR=∆R(Q)/∆Q. Средний доход AR представляет собой доход, получаемый от продажи 1 ед. продукции: AR=R(Q)/Q. Средний доход представляет собой цену единицы продукции: AR=P*Q/Q=P.

Если взять кривую спроса Р=6-Q, то изменение среднего м предельного доходов для фирмы может быть представлено следующим образом в таблице:

Цена единицы продукции Количество проданного товара Полученный доход
R(Q) MR AR
- -
-1
-3

Для такой кривой спроса доход=0, когда цена составляет 6$, т.к. при такой цене ничего не будет продано, но при цене 5$ продаётся 1 ед. продукции и доход в таком случае составит 5$. Рост объёма продаж 1 до 2 ед., увеличивает доход с 5 до 8$, так что MR=3$. Когда количество проданной продукции растёт с 2 до 3, MR уменьшается до 1$, а при дальнейшем росте реализации с 3 до 4 ед. MR становится отрицательным. Отметим, что, когда MR положителен. Доходы растут вместе с объёмом реализации продукции, но когда MR отрицателен, доходы сокращаются.

Алгебраически, если спрос на продукцию составит Р=6-Q, то R(Q), получаемый фирмой: P*Q=6Q-Q2. Средний доход AR=P*Q/Q=6-Q, что является кривой спроса на продукт. ME=∆R(Q)/∆Q или 6-2Q.

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.

На краткосрочном отрезке времени фирма оперирует постоянным размером капитала и должна выбирать такой объём переменных факторов производства, который максимизировал бы прибыль. Определить объём выпуска продукции можно 3 различными способами: численным, графическим и алгебраическим.

Табл. (уч. с. 83) содержит информацию о доходах и издержках фирмы. Фирма продаёт свою продукцию на конкурентном рынке по рыночной цене 40$ за ед. независимо от количества реализуемой продукции. Заметим, что доход фирмы растёт пропорционально объёму выпуска продукции, т.к. AR (т.е. Р) является постоянной величиной.FC (постоянные издержки) производства составляют 50$, а полные издержки растут вместе с объёмом выпуска. Прибыль фирмы является разницей между доходом м полными издержками П(q)=R(q)-TC(q). Для малых объёмов выпуска продукции прибыль фирмы имеет отрицательную величину – доход недостаточен, чтобы возместить FC и VC. По мере увеличения объёма производства прибыль становится положительной величиной и растёт, пока объём выпуска продукции не достигнет 8 ед. Выше 8 ед. прибыль падает, отражая опережающий рост полных издержек производства. Заметим, что прибыль максимизирована при q*=8, где MR близко к MC.

На рис (уч. с. 84) показано всё это графически. На рис. 1. изображён доход фирмы R(q) в виде прямой, проходящей через начало координат. Её угловой коэффициент представляет собой отношение изменения дохода к изменению объёма выпуска продукции, т.е. MR. Аналогичным образом угловой коэффициент линии полных издержек TC представляет собой отношение изменения издержек производства к изменению объёма выпуска продукции, т.е. MC. На рис. 2. показана прибыль фирмы, которая вначале имела отрицательную величину, затем достигла максимума при объёме выпуска продукции q*=8 и стала вновь уменьшаться. Отметим, что, когда прибыль максимизирована, расстояние между кривыми R и TC (отрезок АВ – рис. 1.) самое большое. В этой точке угловой коэффициент кривой дохода MC равен угловому коэффициенту кривой полных издержек MC производства.

Данное условие также вытекает из данных таблицы на с. 83 (уч). для всех объёмов выпуска продукции вплоть до 8 MR выше MC. При любом объёме выпуска продукции до 8 ед. фирме следует наращивать выпуск, т.к. прибыль увеличивается. При выпуске продукции в 9 ед. MC становится выше MR, и поэтому дополнительный объём производства скорее снизит, а не повысит прибыль. В таблице не показан объём выпуска продукции, при котором MR в точности совпадает с MC. Вместе с тем из приведённых данных следует, что когда MR(q)>MC(q), объём выпуска продукции целесообразно наращивать, а когда MR(q)<MC(q), - то сокращать. Если в табл. Можно было бы включить объём выпуска в достаточно малых единицах, правило MR(q)=MC(q) соблюдалось бы в точности.

То же самое правило можно вывести алгебраическим способом. Прибыль равна:

П(q)=R(q)-TC(q) и максимизируется в точке, в которой малый прирост объёма производства оставляет прибыль без изменений (т.е. ∆П(q)/∆q=0)$

∆П(q)/∆q=∆R(q)/∆q-∆TC(q)/∆q=0

выражение ∆R(q)/∆q представляет собой отношение изменения дохода в изменению объёма выпуска продукции, или MR, а ∆TC(q)/∆q представляет собой MC. Таким образом, мы делает вывод, что прибыль достигает максимума, когда MR(q)=MC(q).

Наши рекомендации