Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество
От способа приватизации путем внесения государством своего имущества в уставный капитал акционерного общества следует отличать передачу имущественного комплекса государственного предприятия акционерному обществу, создаваемому в результате преобразования в него этого предприятия - юридического лица. В качестве способа приватизации законодатель здесь признает само преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество.
Однако это не совсем корректно. Преобразование государственного предприятия в другую организационно-правовую форму является видом реорганизации предприятия как юридического лица. Если осуществляется преобразование государственного предприятия в учреждение, т.е. без изменения формы государственной собственности на имущество при реорганизации, такая реорганизация регулируется ГК РФ и ФЗ от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". В иных случаях реорганизация путем преобразования с изменением формы собственности с государственной на частную осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
В результате преобразования негосударственного юридического лица, например полного товарищества в общество с дополнительной ответственностью, общество становится правопреемником товарищества, к нему переходит право собственности на имущество реорганизованного товарищества (п. 2 ст. 218 ГК РФ), а также иные права и обязанности в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Государственному предприятию принадлежит на закрепленное за ним имущество не право собственности, а ограниченное вещное право - право хозяйственного ведения (казенному предприятию - право оперативного управления). Решение о преобразовании государственного предприятия в открытое акционерное общество принимает не само государственное предприятие как юридическое лицо, а орган государственной власти.
Право хозяйственного ведения, право оперативного управления на имущество к акционерному обществу не переходят, эти права прекращаются с утратой государственным предприятием своего статуса юридического лица.
Государство в лице правительства или Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (в зависимости от того, кто из них указан в качестве лица, уполномоченного принимать решение об условиях приватизации в прогнозном плане (программе) приватизации) принимает решение о прекращении государственного предприятия путем его реорганизации - преобразования в открытое акционерное общество и передаче обществу права собственности на имущественный комплекс предприятия.
Государство в результате утрачивает право собственности на имущественный комплекс - предприятие и приобретает право собственности на акции созданного акционерного общества и обязательственные права по отношению к нему как юридическому лицу (п. 2 ст. 48 ГК РФ).
При преобразовании государственного предприятия приватизацией правильнее было бы считать не само преобразование, а передачу государственного имущества по передаточному акту акционерному обществу, возникшему в результате такого преобразования.
Процесс приватизации с преобразованием предприятия в открытое акционерное общество этим не завершается. Следующий этап приватизации - продажа акций открытого акционерного общества, принадлежащих РФ. Возможность их приватизации зависит от того, относится ли акционерное общество к числу стратегических, т.е. таких, участие в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособности и безопасности, защиту нравственности, здоровья населения, прав и законных интересов граждан РФ.
Различаются следующие виды преобразования государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества:
а) преобразование без ограничений приватизации акций созданного акционерного общества;
б) преобразование с ограничениями в последующей приватизации акций стратегических акционерных обществ, находящихся в государственной собственности, вплоть до принятия Президентом РФ соответствующего решения по этому вопросу;
в) преобразование с использованием специального права на участие государства, муниципального образования в управлении делами акционерного общества ("золотой акции"). Ограничения в приватизации при этом может и не происходить: акции продаются в соответствии с решением об условиях приватизации, определенным образом ограничивается лишь на время сохранения "золотой акции" возможность органов управления акционерного общества принимать решения вне контроля со стороны государства, муниципального образования, осуществляемого через их представителей в открытом акционерном обществе.
Решение об использовании специального права ("золотой акции") может быть принято как в отношении акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации унитарных предприятий, так и в отношении действующих обществ - при принятии решения об исключении акционерного общества из перечня стратегических, независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности (п. 1 ст. 38 Закона об акционерных обществах).
Специальное право ("золотая акция") используется государством, муниципальным образованием с момента отчуждения 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества.
"Золотая акция" не подлежит замене на акции общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного специального права.
Специальное право ("золотая акция") действует до принятия Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ решения о прекращении действия этого специального права;
г) преобразование, в результате которого все 100 процентов акций принадлежат РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию. Например, 100 процентов акций открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД" принадлежат РФ).
Если стоимость чистых активов унитарного предприятия по данным промежуточного бухгалтерского баланса и стоимость земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, превышает установленный законом минимальный размер уставного капитала для открытых акционерных обществ (не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации акционерного общества), унитарное предприятие не может быть приватизировано иначе как путем преобразования его в открытое акционерное общество (п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).
В решении об условиях приватизации путем преобразования предприятия в акционерное общество указывается размер уставного капитала, количество именных обыкновенных акций общества и номинальная стоимость одной акции, а также (при наличии соответствующего на этот счет решения) указывается, что в отношении общества Правительством РФ принято решение об использовании специального права ("золотой акции").