Понятие и система государственных доходов
Государству для реализации своих задач и функций необходимы доходы. Поэтому часть национального дохода в виде денежных платежей зачисляется в различные государственные денежные фонды. Такими фондами выступают: республиканский и местные бюджеты, государственныевнебюджетные фонды, средства предприятий республиканской и коммунальной собственности.
Государственные доходы – это часть национального дохода Республики Беларусь, которая посредством денежных поступлений обращается в собственность государства с целью создания финансовой основы, необходимой для обеспечения его деятельности.
Главенствующую роль в системе государственных доходов занимают доходы бюджетов.
Они формируются за счет налогов, сборов (пошлин, иных поступлений. К налоговым доходам относятся республиканские и местные налоги, сборы (пошлины). К неналоговым доходам – доходы от государственной собственности: часть прибыли Национального банка и государственных унитарных предприятий, а также поступления от реализации государственных материальных резервов и ценностей. В число неналоговых доходов входят административные штрафы.
Важное место в системе государственных доходов занимают государственные внебюджетные фонды. Доходы государственных внебюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, инновационных фондов республиканских органов государственного управления, и другие – принадлежат государству на праве собственности, направления расходования средств этих фондов определяются Правительством.
Приводят классификацию государственных доходов по различным основаниям. Так, по социально-экономическому признаку государственные доходы подразделяются на: доходы от государственного хозяйства (образуются в результате производственной деятельности государственных или коммунальных предприятий, использования имущества государства, приватизации государственной собственности, сдачи в аренду государственного имущества, внешней торговли); доходы от предприятий частной формы собственности и физических лиц (налоги, сборы, пошлины); платежи административного характера (штрафы); заемные средства государства (кредиты Национального банка Правительству, внутренние и внешние государственные займы). По территориальному признаку государственные доходы подразделяются на: республиканские – доходы, сосредоточенные в республиканском бюджете, целевых бюджетных фондах, внебюджетном Фонде социальной защиты населения; местные доходы – доходы местных бюджетов, внебюджетных фондов, предприятий коммунальной собственности. По методам аккумуляции доходов выделяют: обязательные платежи (составляют основную часть доходов государства); добровольные платежи (займы, пожертвования).
Понятие и виды налогов
Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Налог обладает следующими отличительными чертами:
1) Обязательность. Налог – не добровольный, а обязательный платеж. Его уплата обеспечивается механизмом государственного принуждения;
2) Индивидуальная безвозмездность означает, что уплата налога не порождает встречной обязанности государства по отношению к конкретному налогоплательщику. Налог взимается для покрытия общественный потребностей, безотносительно к нуждам каждого налогоплательщика в отдельности;
3) Односторонний характер установления. Органы государственной власти, устанавливая и вводя налоги, не согласовывают вопросы налогообложения с плательщиками. Более того, в ряде стран законодательство содержит прямой запрет на проведение референдумов по установлению налогов;
4) Нецелевой характер налога означает его поступление в государственные фонды (бюджеты), которые используются для удовлетворения общественных потребностей.
Эти четыре признака и позволяют отличать налоги от иных обязательных платежей, например, от сборов и пошлин.
Налоги выполняют 2 основные функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция налогов состоит в изъятии и перераспределении части национального дохода через бюджетную систему. Налоги – основной источник доходов бюджетов.
Регулирующая роль проявляется в использовании налогов как механизма управления экономическими процессами в обществе, например, стимулирования отдельных отраслей производства (например, сельского хозяйства), регулирования уровня доходов населения (установление прогрессивной шкалы подоходного налога, предоставление малоимущим налоговых льгот).