Способы защиты прав субъектов и их особенности
С помощью мер государственного принуждения обеспечивается исполнение субъектами финансового права своих юридических обязанностей, а в необходимых случаях осуществляется восстановление нарушенных прав.
Определенным демократическим достижением Российского государства является правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов финансовых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов финансового права.
Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений: президентский, административный, судебный, самозащита прав.
Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.
Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Этот порядок предполагает упрощенное производство и вынесение решения по жалобе.
Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов.
Административный порядок в ряде случаев допускает обращение впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений.
Субъекты, к которым применены меры воздействия в целях защиты своих прав и законных интересов вправе:
= во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности,
= во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд.
В большинстве финансовых отношений для граждан действует общийсудебный порядок обжалования.
Право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод.
Юридические лица — субъекты финансового права — вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из всех видов правоотношений, если сторонами являются юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ.
К экономическим спорам отнесены споры:
- о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции в бесспорном порядке, с нарушением требований закона или иного нормативного акта;
- о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;
- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке.
-о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов.
Защита прав субъектов предполагает также предусмотренное Конституцией РФ положение о возмещении гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами, а также возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности на основании решения суда.
Значительна роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права.
Функции по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права выполняет прокуратура РФ, которая:
= составляет единую централизованную систему,
= осуществляет надзор за исполнением действующих на территории России законов,
= предпринимает меры, направленные на устранение их нарушений,
= осуществляет привлечение нарушителей к ответственности,
= осуществляет надзор за исполнением финансового законодательства.
При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение — от органов представительной или исполнительной власти, финансовых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых агентов, резидентов в валютных отношениях и т. д.
Для выполнения функции надзора за исполнением финансового законодательства органы прокуратуры вправе по жалобам, заявлениям и иным сведениям о фактах финансовых правонарушений проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законодательства.
В целях предотвращения финансово-правовых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащитусвоих прав, которое наиболее распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.
По сравнению с организациями физические лица имеют больший выбор прав на обжалование актов налоговых и иных государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц. Кроме других прав физическим лицам предоставляется возможность обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека, имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нарушенных прав в Европейский суд по правам человека.
Рассмотренные меры защиты нарушенных прав субъектов финансового права позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту их прав и законных интересов от неправомерных действий органов государства, органов местного самоуправления или финансовых органов, а с другой — обеспечить финансовые интересы государства и муниципальных образований.