Реализация логистич. стратегии

При переходе к реализации стратегии необходимо рассматривать решения по каждой логистич. функции, от снабжения до поставки. Но различные авторы выделяют следующие наиболее важные области, в которых, в первую очередь, надо принимать решения.

1. Структура ЛЦ. С точки зрения орг-ции, цепь поставок состоит, во-первых, из нескольких уровней поставщиков, в которые входят источники сырья, промежуточные производители, посредники, а во-вторых, из нескольких уровней потребителей, перемещающих ГП до конечных пользователей. Различные стратегии приводят к разным типам цепей поставок, отличающиеся длиной (кол-вом уровней), шириной (кол-вом параллельных маршрутов), пропускной способностью, типом посредников, степенью контроля над логистикой, кач-вом услуг и затратами.

2. Размещение элементов инфраструктуры. После выбора структуры ЛЦ необходимо выяснить, где лучше всего разместить некоторые элементы ЛЦ, такие как промышленные предприятия, оптовые предприятия, склады, логистич. центры и т.д. Вопрос размещения следует рассматривать очень тщательно, т.к. это решение оказывает значительное и долгосрочное влияние на многие показатели будущей работы. Кроме того, после того как сооружение начало действовать, его, как правило, трудно и очень дорого закрыть или переместить в другое место.

3. Стратегич. взаимоотношения. Иногда лучше заниматься логистикой самостоятельно, в других случаях целесообразно воспользоваться услугами специализированных структур. Такой вид деят-ти называют аутсорсингом, привлечением третьей стороны или контрактной логистикой.

4. Орг-ция вспомогательных процессов, т.е. таких видов деят-ти, которые способствуют эффективной работе ЛЦ. К ним относятся орг-ция технического обслуживания оборудования, информац. технологии обработки информации, электронный обмен данными, использование возможностей Интернета, различные системы упр-я МП, например, «точно в срок». Идея усовершенствования вспомогательных процессов становится крайне важной в тех случаях, когда конкурирующие орг-ции по объективным причинам имеют одинаково эффективные структуры цепей поставок. В этом случае конкурентные преимущества могут заключаться в лучшей орг-ции вспомогательных процессов.

Вопрос№7

Логистич. системы можно разделить на микро- и макрологистич.

Микрологистич. системы – это подсистемы логистич. систем.

К таким подсистемам относят торговые и производственные предприятия, а также территориально-производственные комплексы. Микрологистич. системы относят к классу внутрипроизводственных логистич. систем, в составе которых находятся связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

· внутрипроизводственные оптимизируют упр-ние МП в пределах технологич. цикла производства продукции (снижение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, упр-ние запасами материальных ресурсов, оптимизация работы технологического транспорта);

· внешние решают задачи, связанные с упр-нием потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки материальных ресурсов и готовой продукции и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;

· интегрированные включают в кач-ве элементов внутрипроизводственные и внешние логистич. системы.

Макрологистич. система – это система, которая управляет материальными потоками, охватывает орг-ции и предприятия промышленности, торговые, посреднические и транспортные орг-ции, находящиеся в разных регионах и в разных странах. Такие системы представляют определенные инфраструктуры экономики страны, группы стран или региона. Во время формирования макрологистич. структуры, которая охватывает разные страны, преодолеваются трудности, возникающие из-за экономич. и правовых особенностей отношений между странами, неодинаковые условия поставки товаров, различие в транспортном законодательстве.

Формирование макрологистич. систем на уровне межгос-ных программ требует создания единого рынка без внутренних границ, единого экономич. пространства, отсутствие таможенных препятствий.

- по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;

- по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

На уровне макрологистики выделяют 3 вида логистич. систем.
Логистич. системы с прямыми связями. В этих логистич. системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.
Эшелонированные логистич. системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы 1 посредник.
Гибкие логистич. системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

Вопрос № 8

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистич.) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях упр-я сквозными материальными потоками.
Охарактеризуем свойства логистич. систем в разрезе каждого из 4 свойств, присущих любой системе:

1) целостность и членимость - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистич. систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в кач-ве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистич. система может быть представлена в виде следующих основных подсистем (при более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ниже подсистем сама разворачивается в сложную систему):
закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистич. систему;

планирование и упр-ние производством - эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок, и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;
сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистич. системы.

Как видим, элементы логистич. систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистич. систем.

2) связи: между элементами логистич. системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные кач-ва. В макрологистич. системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистич. системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

3) орг-ция: связи между элементами логистич. системы определенным образом упорядочены, то есть логистич. система, имеет орг-цию.

4) интегративные кач-ва: логистич. система обладает интегративными кач-вами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого кач-ва, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.).
Интегративные кач-ва логистич. системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
Логистич. систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма - подъемно-транспортная техника, центральная нервная система - сеть компьютеров на рабочих местах участников логистич. процесса, организованная в единую информац. систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы гос-ва. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

Вопрос № 9

При логистич. подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистич. системы упр-я к отдельным стадиям производственно-сбытового процесса. Эти управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистич. цепи таким образом, что выходные параметры сквозного материального потока оказываются достаточно предсказуемыми и контролируемыми.

Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами вследствие улучшения значения параметров системы.

В целом принципиальное отличие логистич. подхода к упр-нию материальными потоками от традиционного заключается в:

• выделении единой ф-ции упр-я прежде разрозненными материальными потоками;

• технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное упр-ние сквозными материальными потоками.

ТО, логистика предлагает иную логику упр-я совокупными (материальными, финансовыми и пр.) ресурсами и позволяет обеспечить тесную координацию собственно логистич. орг-ции и производственной стратегии. Результатами реализации этой стратегии являются:

• необходимый ассортимент запасов в должном месте и в нужное время;

• согласованность внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с требованиями производства;

• синхронность складского хоз-ва и транспорта и соответствие упаковки требованиям транспортировки, что позволяет минимизировать расход ресурсов, снизить производственные запасы и запасы готовой продукции;

• синхронизация потребительских заказов и транспортных услуг.

Для того чтобы логистич. подход, применяемый на предприятии, был эффективным, необходимо, чтобы создаваемая логистич. система соответствовала следующим требованиям:

· интеграция звеньев цепи поставок в единую систему, обеспечивающую эффективное упр-ние материальными и информац. потоками;

· интеграция систем контроля над движением и использованием номенклатуры сырья, материалов и др. продукции, поступающей в производство, а также готовой продукции, доставляемой потребителю;

· обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования элементов логистич. системы;

· согласованность с действующими процессами и системами упр-я предприятием;

· помощь сотрудникам подразделений предприятия выявлять важные задачи и возможности. Логистич. система должна включать в себя элементы, помогающие решать действительно важные и приоритетные задачи (т.е. такие, для которых выделяют ресурсы);

· равное внимание методам, объектам, субъектам и самому предмету исследования;

- упорядоченность и ясность (что не исключает ценности интуиции), совместимость со стилем упр-я, принятым на предприятии, направленность на действия, в зависимости от вида бизнеса, масштаба и др. факторов логистич. системы того или иного предприятия могут отличаться друг от друга.

Наши рекомендации