Раздел ii реализация стратегии

Глава 6. Функциональные стратегии развития предприятия

(организации).....................................................................252

6.1.Стратегия маркетинга..........................................................................................253

6.2. Финансовая стратегия.........................................................................................263

6.3. Инновационная стратегия..................................................................................270

6.4. Стратегия производства......................................................................................283

6.5. Социальная стратегия..........................................................................................290

6.6. Стратегия организационных изменений......................................................297

6.7. Экологическая стратегия....................................................................................306

Глава 7. Продуктовые стратегии........................................................323

7.1.Инвестиционное проектирование

как основа продуктовой стратегии..................................................................323

7.2. Бизнес-проект — организационное оформление продуктовой стратегии...................................................................................................................335

Глава 8. Учет рисков в стратегическом управлении развитием

предприятий........................................................................351

8.1. Понятие рисков в стратегическом планировании развития предприятий............................................................................................................351

8.2. Стратегический анализ рисков предприятия.............................................36!

8.3. Процесс измерения рисков предприятия.....................................................381

Глава 9. Методы стратегического управления....................................399

9.1. Управление посредством выбора стратегических позиций

и ранжирования стратегических задач..........................................................399

9.2. Управление по сильным и слабым сигналам..............................................404

9.3. Управление в условиях стратегических неожиданностей.....................410

9.4. Управление стратегическим набором............................................................414

9.5. Управление стратегическими задачами........................................................423

9.6. Управление в условиях спонтанных изменений.......................................429

Глава 10. Контроллинг в системе стратегического планирования

и управления на предприятии...............................................439

10.1.Контроллинг на предприятии: содержание и функции..........................439

Содержание

10.2. Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии...........452

Глава 11. Управление стратегическими альянсами: теория и практика

реализации..........................................................................462

11.1.Стратегические альянсы: теоретические и практические аспекты формирования и развития..................................................................................462

11.2. Классификация стратегических альянсов...................................................465

11.3. Жизненный цикл стратегического альянса.................................................474

11.4. Содержание процесса управления функционированием стратегических альянсов.....................................................................................477

Профессорам

Виктору Николаевичу Войтоловскому

и Льву Яковлевичу Дончаку

посвящается

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время все более популярными становятся слова «стратегия», «стратегическое планирование», «стратегический менеджмент». Усиливается поток научной и учебно-методической литературы, исследующей вышеназванные понятия. Рассмотрение проблем социально-экономического развития с позиций стратегического мышления становится объективной необходимостью.

Стратегический менеджмент уже в течение двух десятков лет является одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. Выпущен не один десяток фундаментальных монографий и учебников по данной проблеме, издаются специализированные журналы, проводятся конференции, сформировались научные школы. Вместе с тем в нашей стране стратегический менеджмент и как наука, и как инструмент управления предприятием1 на практике еще находится в стадии становления. Поэтому для него характерны все признаки «болезни роста»: не устоявшаяся терминология, эклектичность теоретических построений, разобщенность ученых и практиков, работающих в данной области. Особенно трудно становится тем, кто пытается изучить проблемы стратегического планирования и управления. Достаточно проблематично непосвященному разобраться в многообразии различных точек зрения, подходов и применяемых методов, а ссылки на фундаментальные работы известных западных специалистов в области стратегического планирования часто тенденциозны и усечены, иногда даже искажают идеи оригинала.

1 В тексте учебника используются различные термины как синонимы, характеризующие первичный элемент национальной экономики, которые употребляются в специальной литературе по проблемам стратегического планирования и управления, такие как «предприятие», «организация», «фирма» и «компания».

Введение

Поэтому настоятельной становится проблема обобщенного изложения методологических проблем стратегического планирования и управления во всей их сложности и противоречивости, особенно, если речь идет об адаптации идей применительно к российским условиям.

Данный учебник и является попыткой решить эту важную задачу. Он представляет собой обобщение опыта чтения курса «Стратегическое планирование» в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов с 1992 года, а также научных исследований и учебно-методических разработок, проводимых на кафедре прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Положительное влияние оказал обмен опытом в области стратегического планирования, который происходил в данный период между учеными СПбГУЭФ и Вестминстерского университета (Лондон, Англия).

По своей структуре учебник «Стратегическое планирование» состоит из 11 глав, объединенных в два раздела.

В первом разделе учебника«Стратегический менеджмент» состоящем из 5 глав, излагаются методологические и методические основы процесса обоснования и разработки стратегических планов развития предприятий.

В первой главе рассмотрены основные понятия и определения, относящиеся к стратегическому менеджменту, наиболее распространенные модели стратегического планирования и управления.

Во второй главе представлено описание процедуры стратегического анализа предприятия, особое внимание уделено адаптации существующих методик к современным отечественным условиям хозяйствования.

В третьей главе раскрываются проблемы, относящиеся к процедуре целеполагания, при этом обращается внимание на изучение таких понятий, как миссия предприятия, ценности высшего руководства и культура организации.

В четвертой главе дан подробный обзор наиболее известных процедур стратегического выбора, т. е. формирования базовой стратегии предприятия.

Пятая глава посвящена особенностям стратегического планирования в условиях диверсификации производства, особое внимание уделено формированию корпоративных стратегий, а также интерактивной процедуре планирования.

Второй раздел учебника«Реализация стратегии», который объединяет 6 глав, посвящен методологическим и методическим вопросам процесса реализации разработанных стратегий развития предприятий.

Введение

В обобщенном виде процесс управленческой деятельности реализуется на практике посредством выполнения трех основных функций: планирования, регулирования и контроля. Причем наиболее сложной функцией в процессе управления является переход от стадии планирования к стадии реализации намеченных ориентиров стратегических планов. По нашему мнению, в стратегическом управлении существуют два основных пути, которые разукрупняют базовую стратегию развития предприятия и определяют конкретные направления ее реализации, т. е. осуществляют переход от плана к конкретным действиям. В соответствии с контуром стратегического планирования такими путями являются продуктовые и функциональные стратегии.

На основе такого подхода построен второй раздел учебника.

В главах 6 и 7 рассматриваются методические вопросы формирования соответственно функциональных и продуктовых стратегий предприятий.

Глава 8 посвящена методологическим и методическим вопросам анализа и учета рисков в процессе стратегического управления развитием предприятий.

В главе 9 рассматриваются конкретные методы стратегического управления, позволяющие регулировать процесс реализации стратегических планов в условиях внешних и внутренних возмущений.

Глава 10 посвящена методологическим и методическим вопросам разработки системы стратегического контроллинга в рамках предприятий.

И наконец, в главе 11 рассматриваются проблемы формирования и функционирования стратегических альянсов.

Авторы понимают всю сложность задач, которые они поставили перед собой, и будут признательны всем, кто выскажет свои замечания и предложения по совершенствованию данной работы.

Раздел I СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Глава 1

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Цель главы: дать представление об основных этапах эволюции стратегического планирования и управления; раскрыть содержание и принципиальные особенности базовых моделей стратегического планирования; дать определение понятия «стратегия развития предприятия» и раскрыть основные подходы к ее разработке; рассмотреть основные этапы формирования стратегического плана развития предприятия.

1.1. История становления и развития стратегического планирования и управления как самостоятельного направления экономической науки

Управление фирмой как научное направление в экономике сформировалось в начале XX века. Школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, Г. Гант, X. Эмерсон), а затем и классическая (административная) школа управления (А. Файоль, М. Вебер, Ч. Бернард)

выделяли планирование как одну из основных функций управления предприятием. При этом планирование было краткосрочным и носило форму бюджетирования и контроля (budgeting and control). Оно было основано на постулате о стабильности внешней деловой среды и ресурсного потенциала предприятия, что в целом было характерно для экономики промышленно развитых стран первой четверти прошлого века.

В силу этого планирование деятельности фирмы рассматривалось как составление годового бюджета организации, где скрупулезно учитывались все доходы и расходы от предпринимательской деятельности. Однако первые волны научно-технической революции, начальное насыщение рынка товарами, возникновение первых транснациональных корпораций привели к тому, что возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее.

Исторически долгосрочное планирование на уровне предприятия в условиях рыночной экономики сформировалось в теоретическом и практическом плане в 50-х годах XX века. На первом этапе оно выступало как собственно долгосрочное планирование (long range planing), когда ведущим было утверждение о перенесении тенденций развития предприятия на будущее. Особенно эффективные результаты достигались на стадии экономического подъема, когда тенденции роста прогнозировались в будущее. Ресурсное обеспечение при этом рассматривалось или как использование уже накопленного ресурсного потенциала для получения дополнительной прибыли, или как аккумулирование (накопление) ресурсов для возможного «рывка» в будущем.

Однако к началу 60-х годов деловая окружающая среда стала недостаточно стабильной, чтобы трендовые характеристики давали реалистичные результаты. Возросшая конкуренция, борьба за потребителей потребовали пересмотра концептуальных положений в области долгосрочного планирования предприятия. Поэтому планирование стало целевым, когда ресурсы рассматривались как средство достижения целей, а план представлял собой набор возможных альтернатив в соответствии с прогнозируемыми изменениями деловой окружающей среды. Данное направление получило название «стратегическое планирование» (strategic planning) и применялось в той или иной мере всеми преуспевающими фирмами промышленно развитых стран.

На сегодняшний день можно считать уже общепризнанным, что «отцами» стратегического планирования по праву считаются Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф. Альфред Д. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Кеннет Эндрюс сконцентрировал свое внимание исследователя на высшем руководстве в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия. Под его руководством сложилась и несколько десятилетий плодотворно работает знаменитая Гарвардская группа. Игорь Ансофф в своих работах поставил и блестяще решил задачу реализации и некой схематизации процедуры стратегического планирования, особенно для процедур разработки стратегии роста крупных компаний. Кроме того, книга И. Ансоффа «Корпоративная стратегия» [2] многими исследователями признается в качестве первой монографии, целиком посвященной проблемам стратегического планирования.

Огромным прорывом в теории стратегического планирования явилась работа Майкла Портера «Конкурентные стратегии», опубликованная в 1980 году. Сформулированные им общие стратегии

конкуренции до сих пор считаются многими исследователями в области стратегического планирования наиболее работоспособными инструментами для практической деятельности современных фирм. К сожалению, в последние годы Майкл Портер отошел от научной работы и занимался консультационной деятельностью в созданной им для этого фирме.

В середине 70-х годов после известного мирового экономического кризиса динамизм и неопределенность деловой окружающей среды еще более усилились. Методология стратегического планирования в своей классической форме стала давать сбои. Это привело к тому, что некоторые экономисты стали говорить о том, что время стратегического планирования прошло, наиболее четко эта точка зрения представлена в работе Р. Уотермена «Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании» [208]. Однако сама необходимость в определении долгосрочных перспектив развития предприятия заставила ученых и практиков искать новые подходы в данном направлении. Они получили название «стратегическое управление» (strategic managment). Впервые концепция стратегического менеджмента была изложена публично И. Ансоффом в мае 1973 года на конференции, организованной Высшей школой управления при Университете Вандербилта. В 1979 году вышла знаменитая книга И. Ансоффа «Стратегическое управление» [51], переведенная затем на русский язык. В ней большое внимание уделяется не только процессам разработки, но и реализации стратегии, при этом непрерывность и итеративность данного процесса обязательно коррелируются с динамизмом деловой окружающей среды.

В конце 80-х годов взошла звезда Генри Минцберга, лидера современных исследователей в области стратегического планирования и управления, президента Общества Стратегического Менеджмента. Особо нашумела его книга «Взлеты и падения стратегического планирования», изданная в 1994 году, в которой Г.

Минцберг сделал вывод о том, что стратегия не может быть спланирована, поскольку планирование относится к анализу, а стратегия по своей сущности является синтезом

[29]. Однако в следующей работе «Стратегический процесс», изданной совместно с Дж. Б. Квином в 1995 году, его высказывания носят уже более умеренный характер [151].

К середине 1990-х годов, когда начался экономический рост в большинстве промышленно развитых стран, появились новые, свежие идеи, связанные со стратегическим развитием фирмы. Наиболее известными из них являются теории ключевых компетенций Г. Хамела и К. Н. Прохолада, ценностных дисциплин М. Трейси и Ф. Вирсема, экосистем Дж. Мура, изменений правил игры Адама М. Бранденбурга и Барри Дж. Нейлбаорора [36, 221].

В отечественной экономической литературе до 1992 года проблемы стратегического планирования рассматривались лишь эпизодически, прежде всего как опыт управления в капиталистических фирмах (смотри, например, работы Ю. П. Васильева, М. М. Крейсберга, А. Р. Стерлинг, А. Л. Семенова) [190,193,194]. Особо следует отметить В. М. Архипова, который еще в 1984 году в своей монографии «Проектирование производственного потенциала объединения (теоретические аспекты)» поставил вопрос о необходимости разработки стратегического плана на крупных советских промышленных предприятиях. В тот период времени такой тезис носил явно революционный характер [54].

Исторически первыми работами в области теории стратегического планирования, изданными в нашей стране в 1992 году, являются монографии А. Н. Петрова и Ю. В. Гусева [166, 85]. За последующие годы количество монографий в области стратегического планирования и управления, изданных отечественными исследователями, нельзя назвать большим. Обращают на себя внимание работы В. М. Ар-хипова, С. П. Болотова, О. С. Виханского, А. П. Градова, Р. А. Фат-хутдинова, Э. А. Уткина, А. Т. Зуба, В. С. Катькало [55, 60,68,96,102, 195, 232].

Наши рекомендации