Общественная жизнь в МФИ. Быт и отдых

Политико-воспитательная работа в брежневский период занимала важное место в жизни всей страны, сводилась она в основном к идейно-политической пропаганде и строилась на основе коммунистических идеалов. В МФИ, как и других вузах страны, ей уделялось большое внимание.

Политико-воспитательная работа охватывала не только студентов, но и профессорско-преподавательский состав и сотрудников вуза. Она рассматривалась как необходимое условие обеспечения высокого идейно-теоретического уровня преподавания и осуществления политического воспитания студентов. Формы ее проведения были разнообразны. Это – политучеба, политинформации, лекции, беседы и диспуты на политические темы, встречи с ветеранами партии, войны и труда. Государственные праздники, юбилейные революционные даты отмечались проведением общеинститутских торжественных собраний. Нередкими были митинги по случаю важных общественно-политических событий, таких, как полеты в космос советских космонавтов, День независимости Африки, День солидарности молодежи всех континентов, осуждение американской агрессии во Вьетнаме и другие.

Одним из главных направлений политико-воспитательной работы являлась работа кураторов студенческих групп, в числе которых были квалифицированные преподаватели. Кураторы контролировали учебную и общественно-политическую жизнь студентов, организовывали соревнования, экскурсии, посещения кино, театров; помогали студентам в проведении политинформаций, организации общественно-политической практики, укреплении учебной и трудовой дисциплины, борьбе за повышение успеваемости, налаживании быта; вовлекали студентов в научную работу. Например, в 1968 г. постоянной общественной работой было занято 67% студентов дневного отделения, а на стройках, в колхозах, совхозах страны на каждые 100 студентов было отработано 506 человеко-дней.

Никольский Петр Сергеевич (род. в 1922 г.) – доктор экономических наук, профессор. Участник Великой Отечественной войны. В 1950 г. закончил Казанский финансово-экономический институт по специальности «Финансы». Учился в аспирантуре МФИ, в 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию.
В МФИ – Финакадемии – Финуниверситете с октября 1953 года. Преподавал на кафедре «Финансы». По совместительству в 1957–1960 гг. работал заместителем декана ФЭФ, в 1961–1973 гг. – деканом ФЭФ. Восемь лет возглавлял кафедру «Финансы». В 1983 г. П.С. Никольский защитил докторскую диссертацию, с 1985 г. – профессор.

Область научных интересов П.С. Никольского – местные бюджеты, управление финансами, научные основы методики преподавания. Автор нескольких изданий учебника «Финансы», монографий «Финансы в системе экономических методов управления промышленностью», «Бюджетные комиссии местных советов». С 1998 г. возглавляет Музей истории Финуниверситета. В настоящее время является профессором-консультантом. Принимает активное участие в научной и учебно-мето­дической работе вуза, патриотическом воспитании молодежи.

Работал факультет общественных профессий (ФОП), который включал в себя отделения комсомольской и профсоюзной работы, правовых знаний, культурно-массовой работы, Школу молодого лектора. Наиболее многочисленной и эффективной из них была Школа молодого лектора. Так, в 1974 г. в ее 12 секциях занималось 350 человек. Ими было прочитано на предприятиях и в институтах Москвы около 200 лекций, а в целом ФОП в том году охватывал свыше 700 человек.

Развивалось патриотическое воспитание молодежи на боевых, революционных и трудовых традициях советской истории, проводились торжественные вечера, посвященные Дню Победы, революционным праздникам, встречам со ветеранами труда, Гражданской и Великой Отечественной войн. Организовывались экскурсии по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Однако политико-воспитательная работа отнимала у преподавателей и студентов много сил и энергии. Как правило, она проводилась за счет свободного времени людей, без оплаты проделанной работы, на общественных началах, носила обязательный характер.

Большое значение придавалось наглядной агитации. В аудиториях и коридорах института было много лозунгов, тематически оформленных стендов, выставок. В Финуниверситете хранится стенд, посвященный жизни и подвигу выпускницы МКЭИ, героини-подпольщицы П. Савельевой. Этим же воспитательным целям служили стенгазеты, выпускаемые на всех факультетах, регулярно выходили стенгазеты в студенческом общежитии. Выпускалась и общеинститутская стенгазета «Советский студент».

В институте проводилась большая и разноплановая культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа. Ведь студенческие годы – это не только занятия и экзамены, но еще и возможность узнать много нового и полезного, весело и интересно провести свободное время, наконец, это друзья, быт и многое другое.

Решающую роль в общественной студенческой жизни играл комсомол. С 1974 по 1979 г. комитет комсомола МФИ возглавлял М.А. Эскиндаров, ныне ректор Финуниверситета. В 1980 г. его сменил А. Арсенов. Комсомольская организация МФИ работала под руководством партийного комитета и занимала ведущее место в решении задач коммунистического воспитания студенческой молодежи. Студенты активно участвовали в общественно-политической жизни, ходили на субботники и воскресники, трудились в студенческих строительных отрядах, на осенних сельскохозяйственных работах и т.д.

С приближением лета работа комитета ВЛКСМ и Студсовета аккумулировалась вокруг организации летнего трудового семестра студентов. Ежегодно летом студенческий отряд МФИ работал на стройках Москвы и Сахалина, на полях Астрахани и Крыма. И сегодня выпускники МФИ тех лет вспоминают «картошку» и работу в стройотрядах. Например, в 1969 г. в трудовом семестре участвовало около 800 студентов. В 1974 г. студенческий отряд МФИ трудился не только на стройках и полях страны, но и в сберкассах Москвы. В 1980 г., когда в Москве проводились XXII летние Олимпийские игры, около 700 студентов МФИ участвовали в подготовке столицы к приему гостей игр, обслуживали Олимпиаду-80.

Комсомольские бюро факультетов проводили не только политико-воспитательную работу в студенческих группах, но и были инициаторами интересных общественных начинаний. Совместно со Студсоветом и кураторами решали проблемы студенческой жизни (успеваемость, дисциплина, быт и отдых); организовывали социалистическое соревнование среди факультетов, проводили смотры-конкурсы на лучшую студенческую группу, проводили «круглые столы», диспуты, вечера «вопросов и ответов». Большое внимание уделялось работе в общежитии: решались проблемы расселения студентов, работы столовой, кухни и подсобных помещений, читального зала, организации досуга. Это было тем более важно, что в 1978 г. было построено новое здание студенческого общежития на ул. Б. Галушкина.

Сумароков Валерий Николаевич (род. в 1946) – доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии менеджмента и рынка, член Ученого совета Финуниверситета, член двух диссертационных советов, Заслуженный работник Высшей школы РФ. В 1969 г. окончил МФИ по специальности «Международные экономические отношения», работал в Валютно-экономическом управлении Правления Госбанка СССР. Учился в аспирантуре МФИ. С 1975 г. работает в МФИ – Финакадемии – Финуниверситете. В.Н. Су­мароков был проректором МФИ по вечернему отделению, проректором по научной работе Финакадемии. В настоящее время проректор Финуниверситета, декан Международного экономического факультета Финуниверситета.

Интересной формой трудового воспитания в те годы являлась практика самообслуживания студентов в институте и общежитии – дежурные группы проводили полную уборку коридоров и учебных помещений, участвовали в ремонте общежитий, в подготовке их к новому учебному году. Этот опыт прошлых лет неплохо было бы использовать и сегодня.

Особое место в жизни студентов, да и всего коллектива МФИ, занимала культурно-массовая и спортивно-оздоро­ви­тель­ная работа, в организации которой главная роль принадлежала общественным организациям – парткому, комитету ВЛКСМ и профкому. На них возлагалась ответственность за проведение всех массовых мероприятий, будь то митинги, собрания, или концерты, экскурсии, вечера отдыха. Перед студентами и сотрудниками выступали известные писатели и поэты, спортсмены, артисты, музыканты и певцы. Например, интересно прошли в институте поэтические вечера Э. Асадова и преподавателя нашего института, доцента кафедры финансов А. Аброскина, который писал прекрасные стихи, являлся членом Союза писателей СССР, выпустил сборник стихов «Будем с мёдом».

На вечерах выступали участники институтской художественной самодеятельности и популярные среди студенчества в 1970–1980 гг. агитбригады. В их программе были тематические композиции, художественная самодеятельность, а также доклады по актуальным вопросам текущей политики. Популярностью пользовались вечера на иностранных языках, на которые приглашались студенты из других вузов Москвы. Кроме художественной самодеятельности многие годы в институте функционировали кино- и музыкальный лектории.

В поле зрения руководства и профсоюзной организации была забота о здоровье сотрудников и студентов. С этой целью ежегодно по профсоюзным путевкам отдыхали и лечились в санаториях и домах отдыха десятки преподавателей и студентов. Проводилось регулярное медицинское обследование студентов, причем делалось это в обязательном порядке под контролем деканов.

Большое внимание в институте уделялось спортивно-мас­со­вой работе среди студентов, преподавателей и сотрудников. Функционировали спортивные секции по многим видам спорта. Не имея в те годы собственной спортивной базы, институт арендовал стадионы и бассейны. Кроме спортивных состязаний для сотрудников и студентов организовывались массовые турпоходы. В 1966 г., например, в таких походах участвовало 700 человек. Интересно и содержательно проходили в МФИ спортивные вечера, организованные вузовским спортклубом. На них приглашались выдающиеся спортсмены: В. Брумель, Г. Горохова, А. Кох, И. Тер-Ованесян, В. Семенов и др.

\\\

Подводя итоги, следует отметить, что 1965–1984 гг. были для Московского финансового института временем дальнейшего развития учебно-мето­дической и научной работы, роста и укрепления структуры вуза. В рассмотренное двадцатилетие в институте сложилась целостная концепция учебно-воспи­татель­ного процесса, в которой все формы деятельности: идеологическая, образовательная, методическая, научная, культурно-воспитательная и другие были подчинены цели – формировать высококвалифицированные кадры для работы в финансово-кредитной системе СССР. Сложилась и расширялась работа по подготовке специалистов по важнейшим финансово-экономи­ческим специальностям – государственным финансам, денежному обращению и кредиту, международным финансовым расчетам, бухгалтерскому и механизированному учету.

Студенты тех лет демонстрировали добросовестную учебу, активное участие в общественной жизни вуза. Выйдя из стен института, они проявляли себя хорошими специалистами, укрепляя тем самым авторитет нашего вуза, способствуя становлению МФИ в качестве ведущего финансово-экономического вуза страны.

è Вопросы для повторения

1. Каковы были особенности организации учебного процесса в МФИ в 1965–1984 гг.?

2. Укажите, какие направления научной работы получили дальнейшее развитие в МФИ в рассматриваемый период.

3. Охарактеризуйте основные направления политико-воспи­та­тельной деятельности общественных организаций в 1965–1984 гг.

4. Какое место занимал МФИ в системе советского финансово-экономического образования в 1965–1984 гг.?

5. Как и по каким направлениям развивалось международное сотрудничество МФИ?

6. Охарактеризуйте формы взаимосвязи преподавателей и студентов МФИ с практикой организации финансово-кредитной системы СССР.

7. О деятельности кого из преподавателей МФИ – Финакадемии – Финуниверситета вы узнали из главы?

Глава 5

МФИ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ
(1985–1991)

Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере обусловило необходимость серьезных перемен в советской политике. Период с 1985 по 1991 г., когда шли инициированные М.С. Горбачевым реформы, получил название «перестройка».

Это было время поиска новой модели развития советской экономики – от первоначальной концепции «совершенствования хозяйственного механизма» до осознания необходимости перехода к рыночным отношениям. Составной частью перестройки стали изменения в финансово-кредитной сфере.

Курс нового руководства Советского Союза на интеграцию страны в мировую экономику нашел отклик у лидеров западных держав. По инициативе М.С. Горбачева и президента Франции Ф. Миттерана в 1990 г. был учрежден Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для содействия трансформации экономик стран Восточной Европы путем предоставления им валютных кредитов. После ратификации Верховным Советом СССР соглашения об учреждении ЕБРР (март 1991 г.) СССР впервые стал членом крупной международной кредитной организации. В 1989 г. начался переговорный процесс о приеме СССР в Международный валютный фонд (МВФ), успешно завершившийся в 1992 году.

Постановление Совета министров СССР «О перестройке деятельности и организационной структуре банков СССР» в октябре 1987 г. стало первым шагом в создании банковской системы, соответствующей задачам экономической реформы. Важной вехой в процессе демократизации кредитно-расчетных отношений стал Закон «О кооперации в СССР» (26 мая 1988 г.), на основе которого началось создание коммерческих банков. В этих документах фактически был провозглашен отказ от государственной монополии на банковское дело. 1989 год ознаменовался приходом в нашу банковскую систему иностранного капитала: был создан первый совместный Международный Московский банк.

Среди ключевых фигур экономической реформы в СССР было немало выпускников МФИ. Это прежде всего министр финансов СССР В.С. Павлов, руководители реформы банковской системы СССР В.В. Геращенко, В.С. Захаров и др.

Павлов Валентин Сергеевич (1937–2003) – доктор экономических наук, государственный деятель. С 1959 г. работал в Министерстве финансов РСФСР, с 1981 г. – член коллегии Госплана СССР, председатель Государственного комитета СССР по ценам (1986–1989), первый заместитель министра (с января 1986 г.), министр (июль 1989 – декабрь 1990) финансов СССР. С 14 января 1991 г. по 22 августа 1991 г. – премьер-министр СССР (единственный, занимавший должность с таким названием). Принимал участие в создании Пенсионного фонда (1990), налоговой инспекции (1990), в формировании коммерческих банков, привлечении первых инвестиций, в регулировании деятельности первых кооперативов и совместных предприятий. С именем Павлова связана денежная реформа (январь 1991 г.). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета».

В декабре 1990 г. были приняты Законы «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В этих документах принцип самостоятельности в управлении банками и проведении ими банковских операций был дополнен правом банков на создание союзов, ассоциаций для координации деятельности и защиты своих интересов.

Однако еще до этого, в 1989 г., был создан первый банковский союз – Всесоюзная ассоциация коммерческих банков, вице-президентом которой стал основатель и председатель Кредобанка Ю.В. Агапов, также выпускник МФИ. В марте 1991 г. первый банковский союз был реорганизован в Ассоциацию российских банков (АРБ) – негосударственную, некоммерческую организацию, объединяющую коммерческие банки и другие кредитные организации, а также организации, деятельность которых связана с функционированием финансово-кредитной системы страны. Первым из региональных объединений банкиров стал Московский банковский союз (МБС), образованный в 1989 г. и существующий и поныне. Активное участие в его создании принял выпускник МФИ – К.Б. Шор, являющийся с 1988 г. начальником Московского Главного территориального Управления Банка России.

Захаров Вячеслав Сергеевич (1933–2007) – доктор экономических наук, один из основателей современной банковской системы России. С начала 1970-х гг. он занимал ответственные посты в Минфине и Госбанке СССР.
В 1984 г. назначен начальником планово-экономического управления – членом правления Госбанка СССР. В 1988–1991 гг. Захаров в качестве заместителя председателя правления Госбанка СССР осуществлял координацию деятельности специализированных банков, руководил регистрацией первых коммерческих банков и созданием системы банковского надзора. Захаров внес большой вклад в становление и развитие Ассоциации российских банков (АРБ), с 1992 г. занимал пост исполнительного вице-президента этой организации, а с 2002 г. – ректора Института банковского дела АРБ. С 1974 г. Захаров являлся членом редакционной коллегии журнала «Деньги и кредит». Его научное наследие составляют десятки публикаций по проблемам банковского дела, в том числе труды обобщающего характера: «Очерки банковской реформы 1988–1991 годов» (М., 2005), «Очерки банковской системы СССР» (М., 2007).

Вехой в перестройке финансово-кредитной сферы стало создание в марте 1991 г. Аудиторской палаты СССР. Ее учредителями наряду с Государственной финансовой академией (название МФИ в 1991 г.) стали: Министерство финансов СССР, Госбанк СССР, Научно-промышленный союз СССР, Ассоциация бухгалтеров СССР, Государственная финансовая академия, Всесоюзная ассоциация коммерческих банков, общество с ограниченной ответственностью «Мосаудит», акционерное общество «Инаудит», жур­налы «Бухгалтерский учет», «Деньги и кредит», а также ряд других предприятий и научно-исследо­вательских институтов. Аудиторская палата на добровольных началах объединила аудиторские, банковские и страховые организации, специалистов в области аудита и финансов. Целью палаты было содействие развитию аудиторской деятельности в стране.

В конце 1991 г. в России существовало 1360 банков. Финансово-экономическая реформа выявила острый дефицит кадров соответствующей квалификации и уровня. На риторический вопрос директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина: «А наберется ли у нас в многомиллионной стране хоть с десяток людей, которые разбираются по-настоящему в банковской практике?», вызвавший в 1989 г. широкий резонанс, МФИ был готов ответить делом – массовой подготовкой специалистов-фи­нансистов для рыночной экономики. Перед нашим институтом открылись широкие перспективы развития.

Наши рекомендации