Создание субъектов предпринимательской деятельности
Под созданием субъекта предпринимательской деятельности понимаются совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу соответствующего правового статуса. В. В. Тониян, определяя «создание коммерческой организации как совокупность юридически значимых действий, осуществляемых учредителями и регистрирующими органами по учреждению и государственной регистрации коммерческой организации в целях приобретения создаваемым субъектом правоспособности», выделяет такие стадии создания, как «1) учреждение коммерческой организации; 2) государственная регистрация коммерческой организации»[156].
Рассмотрим предшествующие государственной регистрации[157] этапы создания хозяйствующих субъектов (на примере коммерческих организаций) на стадии ее учреждения.
Определение состава учредителей. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. Например, в соответствии со ст. 7 Закона об ООО общество может быть учреждено одним лицом, при этом общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников общества не должно быть более 50. Согласно ст. 4 Закона о производственных кооперативах число членов кооператива не может быть менее 5. В соответствии со ст. 4 Закона о партнерствах партнерство не может быть учреждено одним лицом. Число участников партнерства не должно быть более 50.
Установлены ограничения на участие отдельных категорий граждан в коммерческих организациях. Так, в силу ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[158] в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией (за исключением случаев, установленных Федеральным законом); осуществлять предпринимательскую деятельность и др.
Выбор организационно-правовой формы. Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, когда законодательством установлены запреты (например, аудиторские организации не могут быть созданы в форме открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия) либо даны прямые указания на выбор определенной формы (например, кредитные организации, организаторы торговли образуются как хозяйственные общества, акционерные инвестиционные фонды — как открытые акционерные общества).
Выбор фирменного наименования. Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Фирменное наименование является средством индивидуализации коммерческой организации, ему предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ). Общие требования к фирменному наименованию содержатся в ст. 1473 ГК РФ, конкретизируются в иных нормах ГК РФ и в специальных законах применительно к организациям различных организационно-правовых форм и видов деятельности. Фирменное наименование определяется в учредительных документах организации и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при ее государственной регистрации.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Род деятельности указывается в наименовании организаций, обладающих специальной (унитарные предприятия) либо исключительной (банки, аудиторские организации, инвестиционные фонды и др.) правоспособностью.
Только те организации, которые отвечают требованиям соответствующих законов, могут включать указанные выше слова в свои фирменные наименования. Например, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах»[159] фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа». По общему правилу, использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании иными лицами не допускается.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках.
ГК РФ содержит перечень запретов, связанных с формированием собственно наименования юридического лица. Так, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств (а также слова, производные от таких наименований), органов государственной власти и местного самоуправления, международных и межправительственных организаций, общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Особые правила установлены в отношении слов «Российская Федерация», «Россия» и производных от них. Так, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ. Для других юридических лиц следует руководствоваться Правилами включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования[160]: «Под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», следует понимать в том числе слово «российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него)» (п. 58.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[161], далее — Постановление Пленума № 5/29).
Статья 1474 ГК РФ содержит запрет на использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
При применении данной нормы судам необходимо учитывать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.
Судам следует иметь в виду, что в силу п. 4 ст. 1474 ГК РФ требование прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки может заявить только правообладатель. Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц на основании п. 5 ст. 1473 Кодекса, предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п. 3 или 4 этой статьи (п. 59, 60 Постановления Пленума № 5/29).
Отдельными законами предусмотрены запреты на использование тождественных фирменных наименований уже на стадии создания организации. Например, согласно ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций.
Исключительное право на фирменное наименование[162] возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
Определение места нахождения организации. В учредительных документах организации указывается ее место нахождения. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве места нахождения должен быть указан конкретный адрес.
Место нахождения юридического лица является одним из элементов его индивидуализации. «Место нахождения юридического лица имеет значение для определения правоспособности юридического лица, места исполнения обязательств, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудности споров, по которым оно выступает в качестве ответчика, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и сборов»[163].
По общему правилу по месту нахождения хозяйственных обществ проводятся их общие собрания. «Реальная и необременительная возможность участия участников общества в общем собрании обеспечивается его проведением в населенном пункте, являющемся местом нахождения общества. Проведение же общего собрания участников в населенных пунктах, расположенных вне места нахождения общества, если при этом создаются затруднения для участия в собрании (например, из-за труднодоступности места, неоправданных расходов для участников), должно расцениваться как существенное нарушение порядка созыва собрания» (постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2011 г. № 13456/10).
Указание в заявлении о государственной регистрации недостоверной информации о местонахождении юридического лица влечет отказ в государственной регистрации[164]. К примеру, не найдя оснований к переоценке выводов судебных инстанций, Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 26 февраля 2009 г. № 1690/09 указал: «В результате исследования представленных доказательств судом установлено, что по адресу, указанному в заявлении, исполнительные и иные органы ООО не находятся. Документов, подтверждающих наличие права пользования указанным помещением, не представлено. Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что Красненко П. Ю. не выполнил требования ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о предоставлении всех необходимых для государственной регистрации документов, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица»[165].
Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Действующим законодательством предусмотрено формирование при создании коммерческих организаций «стартового» капитала: уставного капитала в хозяйственных обществах и складочного капитала в хозяйственных товариществах и хозяйственных партнерствах; паевого фонда в производственных кооперативах и уставного фонда в унитарных предприятиях, действующих на праве хозяйственного ведения[166].
Оформление учредительных и иных документов. В качестве учредительных документов выступает устав (для производственного кооператива, унитарного предприятия, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств) либо учредительный договор (для хозяйственных товариществ). Согласно ст. 52 ГК РФ, в учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, его место нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для организаций соответствующего вида (например, ст. 12 Закона об ООО, ст. 11 Закона об АО, ст. 9 Закона о партнерствах).
В учредительных документах унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях — и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Отметим также, что в хозяйственных обществах учредители заключают в письменной форме договор об учреждении общества, который не является учредительным документом. Так, согласно п. 5 ст. 11 Закона об ООО договор об учреждении общества определяет порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.
При учреждении хозяйственных партнерств учредители заключают соглашение об управлении партнерством, содержание которого раскрывается в ст. 6 Закона о партнерствах. Соглашение об управлении партнерством также не является его учредительным документом.
Оформление решения об учреждении организации. Такое решение принимается в порядке, определенном законодательством для различных видов организаций. Например, согласно ст. 11 Закона об ООО решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение об его учреждении принимается этим лицом единолично. В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с Законом об ООО.
Отметим также, что законодательством о коммерческих организациях предусмотрено наличие у них печати. Так, в силу п. 5 ст. 2 Закона об ООО общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Аналогичные положения содержатся в ст. 2 Закона об АО, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях.
Кроме того, субъекты предпринимательской деятельности вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Порядок открытия и закрытия банковских счетов определен Инструкцией ЦБР от 14 сентября 2006 г. № 28-И.