Сфера сервиса. Ее состав. Факторы развития сферы сервиса
Сфера сервиса - это сфера оказания услуг населению. К сфере услуг принято относить: торговлю (оптовую и розничную); услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, предприятия общественного питания, и т.д.); транспорт; связь и информационное обслуживание; услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов; услуги по обеспечению функционирования рынка (кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие); образование культура и искусство; наука и научное обслуживание; здравоохранение, включая физкультуру и спорт; услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (поддержание и ремонт жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги); услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги, парикмахерские, фотоателье, ремонт обуви и т.п.); услуги государственного управления. Состав отраслей в настоящее время существенным образом расширяется, происходит ее структурная перестройка.
В настоящее время в большинстве развитых стран мира подавляющая часть населения занята в сфере услуг, что получило название "Сервисной революции". К концу двадцатого века на смену индустриальному обществу приходит информационно-сервисное общество. Такое ускоренное развитие сервиса обусловлено рядом факторов:
· Решающим фактором является рост производительности труда в результате НТП, что привело к повышению материального благосостояния людей, уменьшению доли расходов на питание в семейном бюджете. Следовательно, увеличилась доля расходов на услуги.
· Увеличилось свободное время, т.к. сократился рабочий день и снизились затраты по ведению домашнего хозяйства. Это привело к расширению спроса на услуги по организации досуга: занятия спортом, участие в культурных, оздоровительных мероприятиях, путешествия, туризм, хобби и т.д.
· Процесс старения общества влечет рост услуг для пенсионеров: социальное обеспечение, здравоохранение, специальные формы досуга.
· Расширяется участие женщин в производстве, поэтому возрастает спрос на услуги, выполняемые в домашних условиях – приготовление пищи, стирка, уборка квартир, уход за детьми и животными и т.д.
· Идет процесс автоматизации домашнего хозяйства. Поэтому растет потребность домашнего хозяйства в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования, обучению и консультации по их использованию.
· Развитие компьютеров и Интернет приводит к постепенному стиранию граней между работой и домом для большой группы специалистов. Наиболее сильно это отразилось на услугах по обучению, консалтинговых, услугах связи и т.п.
· С повышением качества жизни людей возрастают требования к охране окружающей среды. С этим связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов, по водоснабжению и канализации, уборке мусора. Появляются новые виды услуг, связанные с утилизацией отходов и улучшением окружающей среды (например, дизайном дачных участков).
Из-за специфики услуги производительность труда в сервисных отраслях повышается медленнее, чем в индустриальных. Применение современной техники и технологии затруднено и, как правило, не приводит к высвобождению работников, но может способствовать повышению качества услуг или улучшению условий труда работников отрасли.
Рост сферы услуг так же связан с процессами общественного разделения труда, "отпочковывания" ранее существовавших в недрах материального производства услуг и превращение их в самостоятельные специализированные виды деятельности. Пример таких услуг: управление, информационно-образовательные, научные исследования, ремонт оборудования, реклама, планирование и контроль и т.п.
С ростом масштабов и сложности производства, с усилением диверсификации конечной стадии производственного процесса и сегментацией рынка, а также возрастанием роли услуг в обеспечении конкурентного превосходства на товарном рынке увеличивается объем и разнообразие услуг, обслуживающих материальное производство.