Рынок информационных банковских систем
На российском рынке присутствует целый ряд фирм-разработчиков информационных банковских систем. На Рис. 1.5 показан рейтинг наиболее известных фирм-разработчиков, полученный в результате анализа рынка банковского программного обеспечения России, проведенного совместно изданиями "Коммерсантъ" и iONE.
Рис. 1.5. Рейтинг разработчиков
Наиболее известной фирмой–разработчиком АБС был признан "Диасофт" (31%). На втором месте — R-Style (26%) и ПрограмБанк (10%)
Рассмотрим кратко банковские продукты отдельных фирм-разработчиков программных продуктов в порядке убывания их известности.
Программные продукты 5NTe Центра Банковских Технологий компании "Диасофт" ориентированы на автоматизацию деятельности кредитных и финансовых организаций, инвестиционных компаний, паевых инвестиционных фондов, депозитариев, регистраторов.
Основное преимущество решения 5NTe – комплексная автоматизация организации средствами одной системы, в рамках единого информационного пространства. Решение позволяет перевести на один программный продукт все подразделения банка, занимающиеся расчетно-кассовым обслуживанием, кредитными, депозитными операциями, операциями с ценными бумагами, операциями на денежных рынках, операциями с пластиковыми картами и другими видами операций.
Решение для комплексной автоматизации банковской деятельности — cистема 5NTe, которая включает в себя шесть продуктов, работающих на едином финансовом ядре, общей нормативно-справочной базе, инструментах настройки и администрирования, единой аппаратно-системной платформе и системой подготовки отчетности, каждый из которых отвечает за автоматизацию одной из сфер банковской деятельности. Продукты включают в себя несколько модулей.
5NTe BANK – система автоматизации банковской деятельности:
· Модель расчетно-кассового обслуживания;
· Модуль учета кассовых операций;
· Модуль расчета в сети S.W.I.F.T;
· Модуль учета коммерческих кредитов;
· Модуль учета депозитов;
· Модуль хозяйственных договоров;
· Модуль налогового учета.
5NTe RETAIL — система автоматизации обслуживания населения.
· Модуль платежных карт
· Модуль вкладов
· Модуль потребительских кредитов
· Модуль переводов
· Модуль коммунальных платежей
· Модуль валютно-обменных операций
· Модуль сейфовых ячеек
5NTe DEALING — система автоматизации операций на денежном и валютном рынках:
· Модуль межбанковских кредитов;
· Модуль валютного дилинга;
· Модуль учета сделок купли-продажи драгоценных металлов;
· Модуль учета клиентских конверсионных операций;
· Интерфейсный модуль к системам Reuters Dealing 2000/3000.
5NTe CUSTODY — интегрированная фондовая система:
· Модуль учета сделок на биржевом рынке ценных бумаг;
· Модуль вексельного учета;
· Модуль учета операций с фьючерсами;
· Модуль депозитарного учета;
· Модуль доверительного управления;
· Интерфейсный модуль к системе электронного документооборота РТС 5NT RTS Gate;
· Интерфейсный модуль к системе ММВБ;
· Модуль сообщений SWIFT по ценным бумагам.
5NTe CLIENT — система дистанционного обслуживания клиентов
· Подсистема "классический" Клиент-Банк;
· Подсистема интернет-банкинга.
Модульный принцип построения системы обеспечивает установку только тех модулей, которые реально необходимы кредитной организации, оставляя при необходимости возможность максимального расширения.
Финансовое ядро 5NTe содержит в себе базовую для всех бизнес-модулей системы нормативно-справочную информацию и бухгалтерские учетный механизмы.
Системой предусмотрена работа для многофилиального банка как в режиме on-line филиалов банка в базе данных головного офиса с поддержкой как терминального доступа удаленных пользователей к базе данных системы, так и работы с системой в архитектуре клиент-сервер; в режиме of-line — сбор и хранение данных из территориально-удаленных учреждений на уровне показателей консолидированной отчетности, остатков по счетам и платежных документов, а также двунаправленная репликация данных между учреждениями банка в режиме псевдо-реального времени.
Система 5NTe реализована в традиционной архитектуре клиент-сервер. "Серверная" часть системы функционирует под управлением РСУБД MS SQL Server или Sybase ASE. В первом случае, в качестве "серверной" платформы может использоваться аппаратная платформма Intel и операционная система MS Windows NT или Windows 2000. Во втором, широкий набор аппаратно-системных решений: от Intel-серверов и операционных систем семейства MS Windows до мощных многопроцессорных RISC-серверов, работающих под управлением ОС UNIX. "Клиентская" часть системы разработана с использованием инструментальной среды Borland Delphi 5.
Среди разработок компании "R-Style Softlab" наиболее распространенным является продукт RS-Bank V.5.0. Ядро программного комплекса RS-Bank/Pervasive — RS-Bank v. 5.0 — предназначено для автоматизации расчетно-кассового обслуживания и бухгалтерского учета. Оно позволяет также вести параллельный налоговый учет в соответствии с российским законодательством, формировать обязательную отчетность для Банка России и МНС, а также осуществлять операции по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, согласно Федеральному закону № 115-ФЗ. Кроме того, RS-Bank выполняет весь цикл задач по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, включая взаимодействие с РКЦ, расчет и начисление процентов, плату за обслуживание, ведение картотек и пр. При этом в рамках входящих в комплекс автоматизированных систем RS-Retail, RS-Loans и RS-Incounting возможно ведение аналитического учета (например, по вкладчикам, кредитным договорам, материальным ценностям), в то время как синтетический учет ведется в RS-Bank v. 5.0.
В состав RS-Bank V.5.0 входят следующие системы:
· RS-Banking V.5.0 — автоматизация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, межбанковских расчетов, ведения бухгалтерии банка и формирования внутрибанковской, а также регламентированной отчетности;
· RS-Retail V.5.0 — автоматизация розничных услуг и работы с физическими лицами;
· RS-Loans V.5.0 —решение для автоматизации кредитной деятельности банка;
· RS-Dealing V.5.0 — автоматизация заключения и сопровождения сделок на валютном и фондовом рынках, различных технологических цепочек работы дилинговых служб;
· RS-Securities V. 5.0 — автоматизация торговых операций с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках, депозитарного учета, операций банка с собственными и учтенными векселями;
· InterBank — реализация удаленного банковского обслуживания клиентов; поддержка всех имеющихся на сегодня технологий электронного взаимодействия клиентов и банков через открытые и закрытые каналы передачи информации;
· RS-DataHouse — поддержка принятия управленческих решений, выполнение анализа активов и пассивов банка, маркетинга и оценки рисков, а также формирование специализированной отчетности (в том числе по МСФО).
Компания ПрограмБанк предлагает на рынке две системы – интегрированные банковские систему системы "Гефест", и "Центавр Дельта" .
Система "Гефест" ориентирована на решение вопросов управления, организации работы персонала и контроля деятельности банка. Она имеет встроенный генератор отчетов и дизайнер экранных форм, существует возможность удаленного администрирования и управления самостоятельными филиальными системами, а также системами различных отделений банка в режиме on-line и работа головного офиса банка, его филиалов и отделений на самостоятельных базах данных, когда обмен данными производится в режиме off-line. В ИБС "Гефест" возможна интеграция ядра системы с подсистемами, отдельными модулями или другими продуктами.
"Центавр Дельта" – это современное решение, основанное на технологии клиент-сервер, которое обеспечивает высокую производительность при автоматизации банковской деятельности и исключает затраты, связанные с традиционными SQL СУБД (системами управления базами данных). Комплекс "Центавр Дельта" – это решение, основанное на технологии клиент-сервер, которое дает высокую производительность при автоматизации банковской деятельности и исключает затраты, связанные с традиционными SQL СУБД. Система "Центавр Дельта" является развитием ИБС "Центавр/Центавр ADS" и совмещает в себе все функциональные возможности ИБС "Центавр" с мощностью и надежностью СУБД Advantage Database Server.
Компания "Новая Афина" возникла в 1998 году в результате объединения двух проектов – "Афина" и "DiasoftBANK 5NT" - компаний "ПрограмБанк" и "Диасофт", занимающихся разработкой информационных банковских систем, система реализована в архитектуре клиент-сервер с использованием СУБД Oracle. В "Новой Афине" реализована обработка и учет всех типов банковских операций, клиентов, договоров, счетов и т.д. в виде настраиваемой workflow-модели электронных документов, существует разделение функций и ответственности: операционная работа выполняется рядовыми сотрудниками, настройка – узким кругом специалистов, генерация вторичных документов и проводок по настройкам – автоматическая. Система позволяет использовать в текущей работе и подготавливаемой банковской отчетности информацию одновременно из различных подсистем – расчетного обслуживания, кредитной, депозитной и других, принимает и представляет требуемые данные в различных форматах (РКЦ, S.W.I.F.T., и др.), позволяет быстро настраиваться на новые стандарты обмена. предусмотрена возможность создания собственных отчетов, а также экспорт данных в форматы различных офисных приложений (MS Word, MS Excel и т.п.). Централизованная база данных по всем филиалам и отделениям банка обеспечивает доступ к данным с любой территории. Удаленный доступ может осуществляться: путем прямого доступа удаленных рабочих мест к центральной базе данных через выделенные каналы связи, либо посредством прямого доступа удаленных рабочих мест к центральной базе данных через распределенные сети (Интернет). Отличительной особенностью именно этой системы является присвоения ей серебряного сертификата международного сообщества S.W.I.F.T. — SWIFTReady Silver label в категории Payments (платежи).
Компания ЦФТ (г. Новосибирск) предлагает на рынке CFT-Bank Object – объектно-ориентированную банковскую систему на основе СУБД Oracle.
В состав системы входят:
· CFT-Bank Object — банковский информационный комплекс (IB System Object)
· CFT-Retail Bank Object — банковский информационный комплекс для обслуживания частных клиентов (Retail IB System Object)
· CFT-Retail Bank (Oracle) — система для обслуживания частных клиентов (Retail Banking System)
· CFT-Retail Bank (Btrieve) — система для обслуживания частных клиентов
· CFT-Bank Client — система "Банк- Клиент" для удаленного обслуживания частных и корпоративных клиентов
· CFT-Bank Office — система для удаленных офисов банка, позволяющая обслуживать клиентов в режиме офлайн
Компания "Банковские информационные системы" (БИС) – предлагают ПП "БИСквит". Среда разработки –реляционная СУБД Progress фирмы PROGRESS SOFTWARE CORPORATION (США), широко применяемая для создания сложных высоконадежных прикладных систем корпоративного уровня в архитектуре клиент/сервер или хост/терминал. Работа всех входящих в систему функциональных модулей основывается на единой информационной базе. Модульная структура дает возможность банку нести только обоснованные в данный момент сферой его деятельности и объемом документооборота затраты на программное обеспечение. Модуль "Обмен электронными документами", обеспечивает автоматизированную обработку в режиме off-line электронных сообщений, циркулирующих между узлом и его абонентами, а также в совокупности с другими модулями образует узел системы межфилиальных автоматизированных расчетов по корреспондентским и клиентским счетам. Узлы выступают в качестве абонентов по отношению друг к другу, кроме того, абонентами узла могут являться АРМы клиентов, расчетные, клиринговые центры, банки-корреспонденты. Технология электронного обмена базируется на использовании стандартов S.W.I.F.T.
Автоматизированная банковская система "Кворум" фирмы КВОРУМ является решением, способным обеспечить автоматизацию широкого диапазона бизнес-процессов современного банка. В рамках АБС "Кворум " развиваются и поддерживаются две линии программных продуктов. Первая линия в качестве системы управления доступом к данным использует СУБД Oracle Server, вторая линия работает на платформе Btrieve Record Manager (Pervasive SQL), что позволяет использовать АБС "Кворум" в различных по величине банках и филиалах. Модульный принцип построения АБС "Кворум" позволяет каждому банку выбрать свою конфигурацию системы, наиболее полно соответствующую его специфическим требованиям и технологиям работы. Это достигается благодаря наличию двух версий ядра системы: версии для Btrieve (для небольших и средних банков и филиалов) и версии для Oracle (для крупных банков). Вошедший в 2002 году в состав системы новый программный продукт "Межбанковские переводы" обеспечивает автоматизацию документооборота банков при осуществлении расчетов банковскими переводами в системах S.W.I.F.T. и TELEX. Применение программного комплекса Кворум-RAS в рамках трехзвенной архитектуры позволяет организовать эффективное функционирование системы "Кворум" в режиме on-line как для банков с отделениями, так и для многофилиальных банков с единой базой данных по всем филиалам.
Система "Кворум" построена по трехзвенной архитектуре. В рамках этой архитектуры, реализуется технология Кворум-RAS (Remote Access Service). Функционирование данного механизма обеспечивается при помощи трех основных компонентов:
· сервера базы данных;
· серверов приложений;
· терминалов - рабочих станций пользователей.
В качестве сервера базы данных используется стандартный сервер на платформе Oracle Server или Pervasive SQL (Btrieve Record Manager).
Компания "ФОРС" предлагает для банков следующие основные решения: Ва-Банк Лайт© - интегрированная банковская система, предназначенная для небольших и средних банков. Ва-Банк ST© система для средних банков, Ва-Банк XL© - АБС для крупных и средних банков. На последней из представленных разработок остановимся подробнее. Система ориентирована на решение задач планирования и управления в банке, обеспечивает создание единой корпоративной среды, объединяющей данные филиалов и отделений, единую технологию работы, современные информационные технологии Oracle.
Ва-Банк XL представляет собой набор подсистем: Базовая подсистема (общесистемные справочники и основные операции банка); Розничное обслуживание; Корпоративные финансы; Казначейство; Фондовый рынок; Аналитика и управление; Учет внутрихозяйственной деятельности; Интерфейсы. Модули, составляющие функциональные подсистемы, базируются на общем ядре и работают по единым принципам. Каждый из модулей автоматизирует определенную функциональную область - кредиты, депозиты, работу с ценными бумагами и т.д. Общесистемные механизмы реализуют во всех модулях конвейерный способ обработки сделок и документов, обработку сложных финансовых продуктов, генерацию внешних, исходящих сообщений (платежей, подтверждений, и т.д.), поддержку системы безопасности и аудита и др.
Операции, представленные в системе, обеспечивают автоматизацию от расчетно-кассового обслуживания до казначейских и фондовых операций. Предусмотрены механизмы поддержки территориально-распределенной работы многофилиального банка. Система способна организовать работу в реальном времени со всеми филиалами и отделениями, но существует вариант работы через интерфейсный модуль Сервер Сообщений. Во втором случае в филиале или отделении все первичные документы вводятся в Сервер Сообщений, а затем в пакетном режиме пересылаются в центральный офис, если же центральный офис удовлетворит информация из филиалов и отделений на уровне данных для получения отчетности, то предлагаемое решение - это загрузка данных в Хранилище Данных Подсистемы финансовой отчетности.
Реализованные в Ва-Банк XL механизмы и конструкции обеспечивают решение архитектурных, технологических и аналитических задач создающими единое информационное пространство: иерархия основных операционных элементов "сделка-документ-событие-транзакция"; сочетание технологического конвейера и вспомогательного документооборота; планирование и прогнозирование как на уровне сделок и документов, так и на уровне бухгалтерских транзакций и остатков на счетах; ведение позиций по плановым, прогнозным и модельным сделкам, документам и транзакциям; управление лимитами и рисками на основе позиций; автоматическая генерация бухгалтерских записей по нескольким планам счетов на основе механизма бухгалтерских моделей (шаблонов проводок); ведение архива транзакций в виде многомерного куба; современные средства разработки, предлагаемые ORACLE Corp; разнообразие внешних и внутренних интерфейсов.
"Компьютерные системы для бизнеса" (CSBI) - российская компания, разработчик программного обеспечения для банков и финансовых организаций, может быть представлена многокомпонентной интегрированной системой Б@НКИР, которая является централизованным решением (server-centric) для взаимодействия с внешними системами, например, обслуживания электронных каналов доставки банковских продуктов и услуг, процессинговыми системами, SWIFT. Б@НКИР предлагает технологии для построения обязательной и внутренней управленческой отчетности банка и имеет модульную структуру. В системе реализован модуль доступа и обработки данных DataGate, с помощью которого можно извлекать данные из системы, строить отчеты на основе заранее определенных шаблонов, строить шаблоны отчетов и выгружать данные в электронные таблицы и текстовые процессоры, например, Excel и Word. Actuate. Система отчетности Б@НКИР, построенная на основе Actuate e.Reporting Suite компании Actuate, и может предоставлять информацию уполномоченному пользователю по корпоративной сети и через Интернет.