Основные концептуальные подходы к организации классической маркетинговой деятельности
Исторические этапы развития классического маркетинга позволили дифференцировать пять основных концептуальных подходов к его научной организации:
1. Производственная концепция,господствовавшая в экономике до начала 30-х годов, т.е. на начальных этапах становления рынка, представлявшего ненасыщенную экономическую среду, в которой спрос превышал предложение и носил количественный характер, а покупатели конкурировали между собой. Именно в таких экономически предпочтительных для производителя и реализатора условиях произошло становление начальной концепции маркетингового регулирования рынка.
Экономическая сущность производственной концепции маркетинга заключалась в утверждении, что товар будет пользоваться спросом, если он доступен по цене и в неограниченном количестве представлен на рынке. Следовательно, экономической особенностью проявления маркетинговой концепции является то, что деятельность хозяйствующего субъекта-товаропроизводителя оказывалась ориентированной исключительно на возможности производства и наращивание его объемов, совершенно игнорируя при этом социально-экономические потребности общества.
Экономическая цель производственной концепции маркетинга состояла, таким образом, в преимущественной интенсификации объемов продаж, причем, экономически предпочтительным способом достижения данной цели являлось снижение себестоимости производимых продукции, товаров и услуг путем увеличения производства и производительности труда. На рынке, в основном, были представлены товары массового спроса, а сама рыночная среда характеризовалась большой экономической емкостью.
Данная маркетинговая концепция широко применяется и в настоящее время в условиях массового производства стандартизированного продукта, ее использование не означает, что качество продукта должно быть обязательно низким, напротив, как правило, системный маркетинг имеет дело с товаром или услугой хорошего фабричного качества. Однако длительное использование данной концепции не предполагает излишних затрат на маркетинговые исследования, рекламу или сервис, услуги которого зачастую передаются в дилерскую сеть.
Например, российская компания «1С» успешно и масштабно освоила не только московский, но и региональные рынки стандартизированных программных продуктов по автоматизации учета и управления на предприятиях. Сложные же операции по дальнейшей адаптации продукта к условиях конкретного хозяйствующего субъекта обеспечивает широкая сеть франчайзи, дилеров и постоянных партнеров.
Важнейшим экономическим недостатком производственной концепции маркетинга были признаны крайне ограниченный товарный ассортимент при одновременном наращивании объемов производства, приводящего к товарному перенасыщению рынка и кризису перепроизводства. В результате мирового экономического кризиса компании столкнулись с отсутствием спроса на собственные товары при одновременном отсутствии материально-денежных ресурсов для изменения товарного ассортимента, что естественным образом стимулировало их к массовому использованию так называемой «стратегии интенсификации сбыта». В дальнейшем она оформилась в сбытовую маркетинговую концепцию.
2. Сбытовая концепция,которая доминировала в экономике до начала 50-х гг. ХХ века и содержательной сущностью которой являлся постулат о том, что любой товар может быть реализован, если для этого приложить определенные экономические усилия. Особенности сбытовой маркетинговой концепции заключаются в акцентировании внимания на интенсификации сбытовых усилий хозяйствующих субъектов-товаропроизводителей, целикоторого, главным образом, были сведены к производству продукции, работ или услуг и их последующему активному сбыту. Способы достижения данных целевых установок были сведены к агрессивным методам принуждения к разовой покупке (чаще всего, посредством материальной заинтересованности - подарки, ценовые скидки и т.д.), а также методам стимулирования покупателей к долговременным покупкам (например, значительные скидки постоянным покупателям).
Посредством сбытовой маркетинговой концепции эффективно реализуются товары так называемого пассивного спроса, когда покупатель не испытывает острой потребности в товаре, пока не окажется информирован о его достоинствах, а также в случае наличия избыточного количества товарной массы и отсутствие естественного спроса на представленные на рынке продукцию, работы, услуги или идеи.
Существенными экономическими недостатками сбытовой маркетинговой концепции следует признать появление экономического «иммунитета» покупателей к различного рода методам интенсивного сбыта, перенасыщение рынка товарами ограниченного ассортимента, и, в конечном счете, стагнация или регресс экономического развития предприятия.
Насыщение рынка, как правило, сопровождается усилением конкурентной борьбы, которые на уровне сбытовых усилий хозяйствующих субъектов теряют свою эффективность, а приоритетными стимулами активных продаж становятся ассортимент товаров и их качественные характеристики. Обстоятельства подобного рода обусловили возникновение товарной концепции маркетинга.
3. Товарная маркетинговая концепцияявлялась приоритетной до 70-х гг. ХХ века и декларировала следующее: любой товар может быть эффективно реализован на рынке, если он хорошего качества. Экономические особенности концепциизаключались в том, что производственно-сбытовые усилия компаний были сконцентрированы в направлении товарной дифференциации (иными словами, совершенствовании качественных характеристик товаров), для чего предприятия-товаропроизводители аккумулировали достаточно материально-денежных средств.
Экономические цели товарной маркетинговой концепции состояли в планомерном повышении качества продукции, работ или услуг и достигались, главным образом, посредством инновационных научно-технических разработок, позволяющих индикатировать товар среди конкурентов по его максимально высоким качественным характеристикам.
Товарная маркетинговая концепция эффективно применяется в настоящее время на большинстве товарных рынков, однако ее существенным экономическим недостатком,возможно признать относительно высокую цену товара, посредством которой производитель возмещает собственные производственно-сбытовые издержки. Кроме того, возникает реальная угроза появления на рынке товаров-субститутов, оценить и противодействовать которой, практически невозможно.
Экономическая ориентация компаний на концепцию совершенствования товара закономерно привела к частным дорогостоящим экономическим неудачам, поскольку новый товар, создание которого основывалось на значительных капиталовложениях и который имел завышенную цену реализации, не пользовался активным спросом населения и его продажи не окупали расходов на производство и организацию рекламных акций. Такой экономически негативный опыт привел специалистов-маркетологов к выработке более прогрессивной маркетинговой доктрины, ориентированной на запросы и покупательную возможность потенциальных потребителей.
4. Потребительская маркетинговая концепция, которая была широко позиционирована на рынке до конца 70-х гг. прошлого века и экономическая сущность которой заключалась в утверждении: товар будет эффективно реализован на рынке, если его производству предшествует изучение рыночной конъюнктуры и потенциальных потребностей покупателей. Экономические особенности данной концепции состояли в повышенном внимании руководства компаний к решению проблем удовлетворения сформировавшихся потребностей рынка.
Экономические цели предприятий-товаропроизводителей и реализаторов заключались в данном случае в стремлении неукоснительно следовать в процессе собственной деятельности за структурой потребительского спроса. Способом достижения данной цели явились чрезвычайно высокие материально-денежные затраты, обусловленные исследованием спроса и потребительских предпочтений потенциальных покупателей и стремление производить востребованный рынком инновационный товар.
Именно в этом и заключался основной экономический недостаток потребительской маркетинговой концепции: стремление компаний ориентироваться на единовременные экономические потребности индивидуума, что, в конечном счете, привело к конфликту со стратегией долгосрочного благополучия общества и обусловило появление социально опасных товаров антиобщественной, антигуманной направленности.
К началу 80-х гг. прошлого века в экономически развитых государствах научно-технический прогресс достиг достаточного уровня, чтобы полностью удовлетворить экономические потребности населения и общественное сознание оказалось способно воспринять идеи социального блага. Экономические принципы потребительской маркетинговой концепции – «потребитель всегда прав» и «все для потребителя» – приобрели несколько иную социально-экономическую трактовку: «произведем все, что хочет потребитель, только если это не нарушает общественного благополучия». Обязательными аргументами маркетинговой концепции в этом случае явились полезность или, как минимум, безвредность для здоровья, экологическая чистота и т.д., а сама концепция приобрела название «социально-этической».
5. Социально-этическая маркетинговая концепция, которая сформировались в 80-е годы ХХ в. и остается приоритетной до настоящего времени. Экономическая сущность концепции может быть представлены следующим утверждением: «качественный товар будет пользоваться спросом, если он соответствует неэкономическим общественным потребностям (защите среды обитания, экологической безопасности и т.д.). В этой связи экономическими особенностями социально-этической маркетинговой концепции является то, что в процессе конкурентной борьбы компании повышенное внимание акцентировано на социальной полезности и экологической безопасности собственных товаров для общества.
В данном случае целью производителя является следующая целевая установка: если производство, удовлетворяющее экономическую потребность, вызывает тем самым негативные социальные процессы (загрязняет природную среду, ухудшает состояние здоровья и самочувствие населения либо каким-либо другим образом вредит общественному развитию), то оно должно быть модифицировано или подлежит ликвидации.
Социально-этической маркетинговой концепции придерживается в настоящее время большинство экономически развитых рынков мира, однако ее существенным экономическим недостатком возможно признать относительно высокую стоимость продукции, товаров, работ или услуг, обусловленную повышенными требованиями, предъявляемыми к их качеству, уровню экологичности и социально-этическим требованиям и т.д.