Наиболее типичные способы финансирования проектов
Государственное финансирование– выделение средств из государственного бюджета в рамках конкретной программы. Обычно финансирование из бюджета сводится к прямым договорам поставки товаров и услуг, четко регламентированным действующим законодательством.
«Получастные» доноры – общественные организации, получающие средства от государственных инвесторов и распределяющие их по организациям-заявителям.
Частные доноры – это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), или корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица. Такие фонды, как правило, вкладывают средства в проекты, направленные на развитие гражданского общества, образования, культуры, правового просвещения.
Корпоративные фонды – создаются корпорацией. В данном случае финансирование проектов идет из средств компании. Особенностью корпоративных фондов является то, что они стремятся поддерживать местные сообщества в регионах присутствия компании, соответственно и финансируют они в первую очередь те сферы, которые являются наиболее проблемными в данном регионе, для данного сообщества.
Фонды местных сообществ (общественные фонды) – создаются жителями конкретного региона, города, села, для финансирования местных проектов и программ. В ходе своей деятельности они используют самые разнообразные местные источники финансирования – от муниципального бюджета и местного бизнеса до пожертвований населения.
Сбор пожертвований может быть целевым, направленным на конкретное мероприятие, конкретную кампанию или на нужды организации вообще. С помощью продуманной кампании по сбору частных пожертвований можно поддержать текущую деятельность организации, какие-то элементы проекта, отдельные мероприятия или акции. Особенностью частных пожертвований является то, что они не ограничены во времени. Ими можно постоянно подпитывать ваш дорогостоящий проект. Частными пожертвованиями можно поддержать все что угодно!
На сегодняшний день основным источником финансовой поддержки общественного сектора являются организации-грантодатели. Поэтому деятельность организаций по соисканию грантов рассмотрим более подробно.
Грант– это средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа, грант не нужно возвращать.
Гранты бывают нескольких типов:
· гранты для общей поддержки;
· капитальные гранты,
· частичные гранты.
Нас же в первую очередь будут интересовать гранты, помогающие реализовать ваш проект.
Гранты под программу или проект выделяются для реализации конкретного проекта. Через такого вида финансирование грантодатель может оказать стартовую поддержку проекту, поддержать экспериментальную или инновационную программу. Поддержать на период, необходимый для самоутверждения и дальнейшего финансирования со стороны государства и общественности. Такие проекты иногда называют пилотными или демонстрационными, так как они в случае успешного исполнения могут в дальнейшем служить в качестве модели.
Пути соискания гранта:
· Организация-заявитель определяет для себя четкие цели и после этого ищет фонды для реализации этих целей. В этом случае, организация- заявитель – активная сторона. В случае несовпадения ее целей с целями грантодателя, она начинает поиски другого источника.
· Другой путь определяется нуждами грантодателя: его интересами, целями, миссией. В этом случае организация-заявитель подстраивается к запросам грантодателя, она простой исполнитель пожеланий фонда.
Выбирая потенциального инвестора, необходимо ответить на следующие вопросы:
· Кто может вас поддержать?
· Доступны ли люди, которые вас интересуют?
· Какие льготы вы можете предложить инвестору?
· Какие услуги и возможности вы можете предложить инвестору?
· Как может отразиться на имидже инвестора сотрудничество с вашей организацией?
· Какие альтернативные источники ресурсов вы можете использовать?
· Насколько сегодняшняя ситуация благоприятна для инвестиций именно в вашу организацию?
· Правильно ли выбрано время для предложения об инвестировании?