Организационно-экономические

УСЛОВИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Кем и как создаются организационно-экономи ческие условия саморазвития культурной жиз­ни и культурных процессов? Очевидно, что су­щественную роль в этом играют усилия госу­дарства. Чем более зрелыми и стабильными становятся экономика общества, демократиче­ские институты государственности, гражданское общество, тем в большей степени проявляется роль негосударственной поддержки культуры и искусства.

2.1.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

ВОЗМОЖНЫЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ

Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использова­ние ряда рычагов:

Законодательство — создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм соб­ственности и контроль исполнения действую­щих законов.

Собственность (учредительство) — созда­ние и деятельность собственной сети учрежде­ний культуры, учредителями которых высту­пают государственные органы.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Контроль и администрирование — деятельность го­сударственных органов управления и контроля со сторо­ны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вне­ведомственный контроль (налоговая инспекция, пожар­ный и санитарный надзор и т. д.).

Культурная политика — выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

Финансирование — выделение средств из федерально­го и местных бюджетов как на содержание государствен­ных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов.

Организационная поддержка организаций, проектов, программ.

Воспроизводство профессиональной среды — подготов­ка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учрежде­ниях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением соответствующих государственных образо­вательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от их формы собственно­сти и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).

Стимулирование — налогообложение и прочие дей­ствия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.

Информация — информационное обеспечение выра­ботки решений, деятельности, анализа ее результатов.

Конкретная конфигурация государственного регули­рования зависит от акцента на тех или иных рычагах. Определяя целесообразные пределы и формы государ­ственного регулирования развития социально-культур­ной сферы, важно, избегая идеологических стереотипов, опираться на накопленный отечественный и зарубеж­ный опыт. Этот опыт показывает, что возможны четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству..

1. «Помощник» — когда государство все свое внима­ние концентрирует на поддержании и развитии разнооб­разия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая это поддержкой

2- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 65

3-2111

скорее культурной деятельности в целом, а не каких-то 1 отдельных стилей и направлений. Источники финанси- I рования в данном случае оказываются разнообразными, 1 а роль правительства состоит исключительно в поощре-Я нии этого разнообразия всеми силами (прежде всего — 1 законодательно и налоговой политикой). Классический I пример «помощника» — государственная поддержка! культуры в США.

2. «Патрон» — когда государство концентрирует свое I внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты 1 профессионального творчества и деятельности. Например, 1 оно поощряет художественное мастерство с помощью сти- 1 пендий и более активно участвует в культурной жизни, ] чем «помощник». Типичный пример такой ситуации — Великобритания.

3. «Архитектор» — когда помощь культуре и искус­ству со стороны государства является частью его про­граммы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем про- I фессиональные стандарты профессиональной среды сфе- 1 ры культуры. Сама же поддержка выражается исключи- | тельно в долгосрочном прямом государственном финанси­ровании.

Пример «архитектора» — Франция.

4. «Инженер» — когда государство владеет и распо- ] ряжается средствами осуществления культурной деятель-ности и художественного творчества. Например, оно под­держивает то искусство, которое отвечает его политиче­ским целям и стандартам. Примером такой государственной политики является бывший СССР.

Разумеется, каждое из государств в той или иной j степени играет каждую из указанных ролей. Речь может ; идти об акцентах на конкретном наборе механизмов и процедур, который с изрядной степенью условности и \ можно назвать «ролью». Более того, эти акценты могут « смещаться в зависимости от экономической ситуации, политического (внешнего и внутреннего) положения. Однако в «большом времени» в каждой стране, в силу \ традиций культурной и политической жизни, складыва­ется определенный характер и стиль государственного 1 регулирования в сфере культуры, свойственный данно- i му обществу. . j

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО КУЛЬТУРЕ

Правовые условия поддержки и развития сферы куль­туры определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством.

К международным документам по вопросам культуры относятся:

Ш соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Все­общей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6); Ш конвенции ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение 17.06.1950 г. (о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие протоколы к соглашению; Гаагская конвенция (о за­щите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), последовавшие протоколы и резолюции; Бейрутское соглашение 10.12.1948 г. (о содействии распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера); Конвенция о мерах, направ­ленных на запрещение и предупреждение незаконно­го ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14.11.1970 г.); Конвенция по охране всемирного культурного и природного насле­дия (16.11.1972 г.) и др.; И декларации ЮНЕСКО: Декларация международного культурного сотрудничества (01.11.1968 г.); Деклара­ция руководящих принципов по использованию ве­щания через спутники для свободного распростране­ния информации, развития образования и расшире­ния культурных обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и междуна­родного взаимопонимания, в развитие прав человека в борьбу против расизма и апартеида и подстрекатель­ства к войне (28.11.1978 г.) и др.; II рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяю­щие принципы международного регламента археоло­гических раскопок (05.12.1956 г.); Рекомендации, ка­сающиеся наиболее эффективных мер обеспечения об­щедоступности музеев (14.12.1960 г.); Рекомендации

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 67

о сохранении красоты и характера пейзажей и мест­ностей (11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направ­ленных на запрещение и предупреждение незаконно­го вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (19.11.1964 г.); Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающих­ся опасности в результате проведения общественных и частных работ (19.11.1968 г.); Рекомендации об охране в национальном плане культурного и природного насле­дия (16.11.1972 г.); Рекомендации об участии и вкла­де народных масс в культурную жизнь (26.11.1976 г.); Рекомендации о международном обмене культурными ценностями (26.11.1976 г.); Рекомендации о сохране­нии л современной роли исторических ансамблей (26.11.1976 г.); Рекомендации об охране движимых культурных ценностей (28.11.1976 т.); Рекомендации о положении творческих работников (27.10.1980 г.); Рекомендации об охране и сохранении движущихся изображений (27.10.1980 г.) и др.;

II Всемирная конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.); Конвенция о международном обмене изданиями (03.12.1958 г.); Рекомендации о международной стан­дартизации статистики государственного финансиро­вания деятельности в области культуры (27.10.1980 г.);

Ш документы ИКОМОС: Международная хартия по консер­вации и реставрации памятников и достопримечатель­ных мест («Венецианская хартия» 31.05.1964 г.); Хартия по культурному строительству (09.11.1974 г.); Хартия по охране исторических садов (21.05.1981 г.); Дрезден­ская декларация (18.11.1982 г.); Международная хар­тия по охране исторических городов (01.10.1987 г.); Хартия по охране и управлению археологическим на­следием (10.10.1990 г.); Международная хартия по на­родной архитектуре (Пловдивская хартия 1989 г.);

II акты Совета Европы и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: Европейская конвенция по куль­турному наследию (19.12.1954 г.); Европейская конвен­ция об охране археологического наследия (пересмотрен­ный вариант 16.01.1992 г.); Европейская хартия по ох­ране архитектурного наследия (26.09.1975 г.); Конвенция по охране архитектурного наследия Европы (03.10.1985 г.); Парижская хартия для новой Европы (1990 г.).

68 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

В этих документах культура понимается как опреде­ляющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманисти­ческий ориентир и критерий развития человека и циви­лизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и само­бытности. Вся совокупность явлений и продуктов матери­альной и духовной культуры народа составляет органич­ное единство, нарушение которого ведет к утрате гармо­ничной целостности всей национальной культуры.

Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина, поскольку человек — не толь­ко творец культуры, но и ее главное творение. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими по­литические, экономические и таможенные барьеры.

Культура каждого нароца имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культур­ное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтни­ческих конфликтов, насилия и войн. Поэтому культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и конфликтов.

Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обя­зательства перед прошлым, настоящим и будущим за со­хранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории. Государствен­ная политика в сфере культуры должна строиться на ува­жении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форы участия в куль­турной жизни и творчестве. Государство обеспечивает ра­венство возможностей и условий культурного развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом нацио­нальных традиций, уровня политического и экономиче­ского развития общества.

Как гарант сохранения и развития культурного на­следия государство обязано:

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 69

Ш рассматривать в качестве приоритетной задачи сохра­нение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям;

В содействовать формированию у граждан интереса, люб­ви и уважения к культурному наследию своего наро­да, к культуре других народов;

Ш обеспечивать художественное и эстетическое воспита­ние подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;

Ш способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации;

Ш брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации;

Ш привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имею­щим культурно-историческую ценность; Ш выявлять, учитывать и охранять составляющие до­стояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности. Как субъект власти и права государство обязано: Ш обеспечивать законодательную базу поддержки и раз­вития культурной жизни и принимать администра­тивные меры по неукоснительному соблюдению меж­дународных и государственных норм в области куль­туры;

Ш создавать систему социальных, экономических и пра­вовых гарантий свободного творчества и профессио­нальной деятельности в сфере культуры;

Ш не допускать ущемления права граждан пользоваться своим родным языком;

Ш обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации од­ного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потребле­нии культурных ценностей;

Ш поддерживать негосударственные организации, способ­ствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия (включая налоговую политику) для развития благо­творительности в сфере культуры;

Наши рекомендации