Сущность и функции финансов. Финансовая система страны, её сферы и звенья
Финансы и деньги – разные понятия. Деньги эквивалент стоимости товара. Финансы связывают с движением денежных средств. Финансы как научное понятие связаны с движением денежных средств. Финансы – это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных (на уровне государства) и децентрализованных (на уровне хозяйствующих субъектов) фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства. Признаки финансов: - финансы носят денежный характер (бартерные отношения не относятся к финансовым), - фин. отношения носят распределительный характер, - фин. отношения носят фондовый характер.
Выделяют 3 функции финансов:1. Распределительная. Заключается в создании первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства в создании вторичных расходов путем перераспределения нац.дохода между производственной и непроизводственной сферой, отраслями, регионами, социальными группами населения.
Схема распределения национального дохода.
2.Контрольная. Состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходование по целевому назначению. Задачей финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств.
3.Регулирующая. Связана с вмешательством государства через гос.расходы, налоги, гос.кредит в процесс воспроизводства. Формы государственного вмешательства в экономику: налоговая, амортизационная, бюджетная политика и государственные инвестиции. Предпосылки гос.вмешательства в экономику: необходимость обеспечения крупных структурных сдвигов в экономике, поддержка приоритетных направлений экономического развития, расширение объектов социальной сферы.
Финансовая система это совокупность различных сфер финансовых отношений каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования денежных средств, различной ролью в общественном производстве.
|
|
|
|
Ведущее место в системе финансовых отношений занимают государственные финансы, т.к. они перераспределяют большую часть финансовых ресурсов страны.
Среди децентрализованных финансов ключевое место занимают финансы коммерческих организаций, именно здесь создаются первичные финансовые ресурсы, которые потом распределяются по различным каналам финансовой системы.
12. Финансовая политика государства: содержание и приоритетные задачи, финансовый механизм.
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.Содержание финансовой политики охватывает широкий ряд мероприятий:
1.Разработка общей концепции финансовой политики, определения её целей и задач. 2.Создание адекватного финансового механизма. 3.Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Задачи финансовой политики: - обеспечение условий для формирования максимально возможных ресурсов,- установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов,- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами,- выработка финансового механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии,- создание эффективной системы управления финансами.
Типы финансовой политики: I. Классическая. Основана на трудах Смита и Риккардо. Основное направление невмешательство в экономику, свободная конкуренция. Государственные расходы минимизированы. II. Регулирующая. Основой является теория Кейнса. Обосновывается необходимость вмешательства государства в экономику. Регулирование циклического развития экономики с помощью финансово-кредитных инструментов (бюджетные расходы, ставка %-та по кредитам, налоги). III. Планово-директивная. Характерна для стран с административно-командной системой.
Составляющие финансовой политики государства: бюджетная политика, налоговая, инновационная, социальная, таможенная, денежно-кредитная. Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации и финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов. Выработка финансовой политики возложена на МинФин.
Основные направления финансовой политики в современных условиях: - ликвидация бюджетного дефицита,- обеспечение высокого уровня заработной платы,- развитие антимонопольной политики,- развитие финансового рынка,- обеспечение стабильного экономического роста,- повышение эффективности управления финансами,- создание эффективной системы финансирования социальных нужд,- оздоровление денежно-кредитной системы.
Финансовый механизм – представляет собой систему установленных государством форм видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма: 1. Финансовые методы: прогнозирование, планирование, финансовый анализ, финансовый контроль, финансовое регулирование, кредитование, налогообложение, страхование и т. д.
2.Финансовые инструменты: виды налогов, формы кредитов, ставки, курсы валют, виды расчетов, цены, виды страхования и т.д.
3. Правовое регулирование финансовых отношений. 4.Нормативное обеспечение: инструкции, нормативы. Финансовый механизм подразделяется: - фин. механизм предприятий и организаций, - фин. механизм функционирования государственных финансовых органов.Финансовый механизм:
Директивный. Разрабатывается непосредственно участвует государство. В эту сферу входят налоги, гос.кредит, расходы бюджета, бюджетный процесс. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организаций финансовых отношений обязательная для всех его участников.
Регулирующий. Характерен для организаций внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок организации финансовых отношений.
Управление гос финансами. Фин планирование и прогнозирование. Фин регулирование и фин контроль.
Управление это совокупность приемов и методов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных целей. В управлении финансами: объект управления – разнообразные виды финансовых отношений. Субъект управления – организационные структуры осуществляющие управление (финансовый аппарат).
Объектом управления являются отношения по образованию и использованию: бюджетного фонда, внебюджетных фондов, и т.д.
Функциональные элементы управления: финансовое и оперативное управление и финансовый контроль.
Конечная цель управления: максимально эффективное распределение финансовых ресурсов, финансовая устойчивость и финансовая независимость проявляющаяся в дефиците бюджета снижения государственного долга, твердости национальной валюты, макроэкономическая сбалансированность.Субъектами управления финансами являются высшие органы власти:
1.Президент (администрация президента). Регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает закон о федеральном бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство. 2.Федеральное собрание (гос.дума и совет федерации). Утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство. 3. Правительство. Формирует федеральный бюджет, высупает как единый центр управления финансами. В ведении правительства находятся следующие службы: - фед. таможенная служба, - фед. служба по финансовым рынкам, - фед. служба по тарифам, - фед. антимонопольная служба (ФАС). 4. МинФин. Центральным органом осуществляющими реализацию финансовой политики является МинФин РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время в аппарат МинФина входят: Структурные подразделения: - департамент бюджетной политики и методологии, - департамент налоговой и таможенной политики, - департамент международных финансовых отношений и гос.долга, - департамент межбюджетных отношений, - департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бух.учета и отчетности и т.д.(15).
Федеральные службы: - федеральная налоговая служба (ФНС), - фед.служба финансово-бюджетного надзора, - федеральное казночейство. 5. МинЭкономРазвития. Осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере:- социально-экономического развития, - имущественных отношений, - внешнеэкономической деятельности, - инвестиционной политики, - экономики регионов,- торговли и т.д. 6.ЦетроБанк РФ(ЦБРФ). Проводит реализацию денежно-кредитной политики, контроль за деятельностью других кредитных институтов. 7. Счетная палата РФ. Осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета. Планирование – деятельность по принятию решений ориентированных на будущее. Объектом государственного финансового планирования являются финансовые ресурсы перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Финансовое планирование базируется на системе макроэкономических показателях позволяющих прогнозировать социально-экономическое развитие. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам и бюджетной системе РФ. Кроме того на гос.уровне формируются бюджеты государственных внебюджетных фондов. На общегосударственном и территориальном уровне в систему финансового планирования включается разработка: 1.Перспективного финансового плана. Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях комплексного прогнозирования фин.последствий разарабатываемых реформ, программ законов, отслеживания долгосрочных нормативных тенденций и своевременного принятия сопутствующих мер. Разрабатывается на 3 года.
2.Сводного финансового баланса. Составляет МинЭкономРазвития РФ. В нем отражается формирование и испльзование всех финансовых ресурсов на уровне государства. Он охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных фондов и хозяйствующих субъектов.Структура сводного финансового баланса РФ.
Доходы | Расходы | Сумма |
Прибыль | Расходы предприятий остающиеся в их распоряжении | |
Амортизацион. отчисления | Инвестиции | |
Налоговые доходы | Дотации и субсидии | |
Неналоговые доходы | Расходы на соц-культ мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов | |
Отчисления во внебюд-ые фонды | Расходы на НИР | |
Расходу на оборону | ||
Расходы на внешнеэкономическую деятельность | ||
Обслуживание гос.долга | ||
Итого | Итого |
Сводный финансовый баланс позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов, увязать финансовые пропорции в народном хозяйстве. Сводный фин. баланс является основой для составления проекта федерального бюджета.
3. Баланса денежных доходов и расходов населения. Отражает движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме.
Доходы: социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии, зарплата, предпринимательский доход. Расходы: потребительские расходы (оплата товаров и услуг), налоги и обязательные платежи, накопления и сбережения. Баланс денежных доходов и расходов населения используется для: планирования наличного оборота, налоговых поступлений, розничного товарооборота.
Важным направлением совершенствования фин.планирования является внедрение внутреннего бюджетирования ориентированного на результат (БОР), которое позволяет увязать расходы с ожидаемым результатом.
Прогноз – это научно-обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов он основывается на изучении тенденций и факторов развития финансовой среды. При разработке прогноза не ставится конкретная задача управления финансами, а дается лишь приближенная оценка будущего. Прогнозы могут быть средне (3-10 лет) и долгосрочными более 10 лет. Важным принципом фин.прогонозирования является вариантность сценария макроэкономических условий прогнозов.(варианты прогнозов: оптимистический, наиболее вероятный, пессимистический.
Методы финансового прогнозирования: - построение эконометрических моделей,- корреляционно-регрессионный анализ,
- экспертная оценка.Финансовое программирование – это метод финансового планирования предполагающим программно-целевой подход в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их продвижения.
Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Субъектом финансового регулирования выступает государство. Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются: - налоговое регулирование - амортизационная политика;- различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей;
- с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий гос.органов , муниципальных образований, предприятий и т.д., а так же населения с применением специфических форм методов. Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: 1. Обеспечивать соблюдение действующего фин. законодательства своевременность и полноту выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств. 2. Способствовать эффективному использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а так же национальному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях, организациях. 3. Выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий. 4. Обеспечить правильность ведения бух.учета и отчетность. Финансовый контроль можно классифицировать по разным критериям:
А) по субъекту осуществляющему контроль:
- гос.контроль. Проводиться органами гос.власти (счетная палата, федеральное казначейство, федеральная налоговая служба). Обеспечивает интересы государства и общества направлен на все объекты контроля не зависимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности,
- ведомственный контроль. Осуществляется контрольно-ревизионным управление(КРУ). Охватывает деятельность подведомственных предприятий.
- внутрихозяйственный контроль. Проводится финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направлен на непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической производственной деятельностью, выявление резервов.
- аудиторский контроль. Представляет собой независимую проверку и анализ финн.отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения её достоверности, соответствию действующему законодательству.
Б) по времени проведения:
- предварительный контроль проводиться до совершения дфин.операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений,
- текущий контроль проводиться в момент совершения денежных сделок, фин. операций. Предупреждает возможные нарушения при получении и расходование денежных средств.
- последующий контроль. Проводится по окончании фин. года в ходе его проверяют количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, анализируется отклонение фактов от плана, отчетная документация.
В) по методам проведения:
- Проверка. Проводится непосредственно на предприятии в присутствии должностных лиц (документальная проверка) или по месту нахождения контрольного органа (камеральная проверка). Предполагает рассмотрение отдельных вопросов финансовой деятельности на основе первичных документов, регистров бух.учета, бух.отчетности, смет и т.д.
- Обследование. Заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом проводят контрольные замеры производственных показателей (расходы топлива, энергии), устанавливают скрытые объекты финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования инспекции на месте.
- Анализ проводиться на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности в ходе анализа определяют уровень выполнения плана, соблюдение финансовых норм расходования средств.
- Ревизия предполагает глубокую комплексную проверку всей деятельности предприятия. Результаты ревизии оформляются актом, на основе которого принимаются меры по устранению нарушений.
14. Бюджет и бюджетная система РФ: содержание и роль бюджета, принципы построения бюджетной системы, бюджетный процесс.
Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений возникающих в процессе создания распределения и использования централизованных дененжных средств необходимых государству и местному самоуправлению для исполнения своих задач и функции.
Бюджет как правовая категория это основной финансовый план государства и местного самоуправления. По материальному содержанию бюджет – централизованный фонд денежных средств государства и МСУ.
Бюджет выполняет следующие основные функции: 1. Перераспределение национального дохода.2. Финансовое обеспечение социальной политики.3. Государственное регулирование и стимулирование экономики.4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Роль бюджета в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований и выполнения ими своих задач. Бюджетная система это совокупность всех бюджетов действующих на территории страны.
Структура бюджетной системы РФ: 1. Фед. бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов.
2. бюджеты субъектов РФ и бюджета территориальных государственных внебюджетных фондов (Москва, Санкт-Петербург).
3. Местные бюджеты. В том числе: 3.1. Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутри городских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).3.2. Бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны и не включаются в друг друга.
Консолидированный бюджет это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет состоит из: 1. Федеральный бюджет РФ.2. Консолидированные бюджеты субъектов РФ:2.1. Бюджеты субъектов РФ.2.2. Местные бюджеты.
Бюджетная система РФ основана на принципах:1-Единство бюджетной системы2-Разграничения доходов расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы3-Самостоятельности бюджетов4-Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований5-Полноты отражения доходов, расходов бюджетов и источников финансирования дефиуитов6-Сьалансированности бюджетов7-Результативности и эффективности использования бюджетных средств
8-Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов 9-Принцип прозрачности (открытости) 10-Достоверности бюджета
11-Адресности и целевого характера бюджетных средств 12-Подведомственности расходов бюджетов 13-Единства кассы
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь объединенных в них бюджетов.
Различают унитарные и федеративные государства. В унитарных бюджетная система включает 2 звена: государственный и многочисленные местные бюджеты.
В федеративных бюджетная система состоит из 3 звеньев: государственный, субъектов РФ, местных бюджетов.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ используемой для составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ используемой для составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов. Бюджетная классификация РФ включает: классификацию доходов и расходов бюджетов, классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, классификацию операций публично-правовых образований сектора государственного управления. Двадцатизначный код классификации доходов бюджета состоит из: 1. Кода главного администратора дохода бюджета. 2. Кода вида доходов предусматривающего следующие группы доходов бюджета: - налоговые и неналоговые, - безвозмездные поступления, - доходы от предпринимательской деятельности
3. Кода подвидов доходов. 4.Кода классификации операции сектора государственного управления.
Код классификации расходов бюджета состоит из:1.Кода главного распорядителя бюджетных средств.2.кода раздела подраздела целевой статьи и виды расходов.3. Кода классификации операции сектора гос. управления.
Бюджетный процесс это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов гос.власти, органов МСУ по составлению и рассмотрению проектов бюджетов утверждению и исполнению бюджетов контролю а их исполнением и утверждением бюджетной отчетности.
I. Разработка проекта бюджета. Проект федерального бюджета составляется на 3 года – очередной финансовый год и плановый период. Составление проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти. Составление проекта бюджета основывается на: - бюджетном послании президента РФ,- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории,- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
II. Рассмотрение и утверждение бюджета.В законодательный (представительный) орган предоставляются:
1. Проект закона о бюджете. 2. Основные направления бюджетной и налоговой политики. 3. Итоги социально-экономического развития за прошедший период и прогноз на планируемый. 4.Пояснительная записка к проекту бюджета. 4.1. Методика расчета межбюджетных трансфертов. 4.2 Верхний предел гос.долга и т.д.
Порядок рассмотрения проекта бюджета регламентируется бюджетным кодексом РФ. Правительство РФ вности проект бюджета на рассмотрение гос.думу не позднее 26 августа текущего года. Гос.дума рассматривает проект в 3 чтениях.
1 Чтение (30 дней). Обсуждается концепция проекта бюджета, прогноз социально-экономического развития (ВВП, уровень инфляции, цены на нефть), основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта фед.бюджета являются его основные характеристики: общий объем расходов (доходов), профицит (дефицит), величина резервного фонда. В первом чтении гос.дума принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае отклонения проект отправляется в согласительную комиссию, либо возвращается правительству на доработку, либо ставится вопрос о доверии правительства.
2 Чтение (35 дней). Предмет рассмотрения – приложение к закону о фед.бюжете (бюджетные ассигнования по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов, приложение по распределению межбюджетных трансфертов между субъектами РФ, программа внутренних и внешних заимствований, гос.гарантии). По итогам рассмотрения во втором чтении вносятся поправки в комитет по бюджету, который направляет их в правительство.
3 Чтение (15 дней). Утверждается ведомственная структура расходов, законопроект выносится на голосование в целом. Принятый закон о фед.бюджете в течении 5 дней передается в совет федерации. В течении 5 дней со дня одобрения советом федерации закон отправляется президенту для подписания и обнародования.
III. Исполнение бюджета. Обеспечивается исполнительными органами власти. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляет федеральное казначейство. Составление и утверждение бюджетной отчетности. Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе (гос.дума) подлежит внешней проверке. Внешняя проверка отчета об исполнении фед.бюджета осуществляется счетной палатой РФ. Счетная палата готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета и предоставляет его в гос.думу. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета представительный орган власти принимает решении об утверждении или отклонении закона об исполнении бюджета.
15. Гос бюджет РФ: содержание и значение, формирование дох и расх, бюджетный дефицит и источники его финансир.
Фед.бюджет представляет собой основной финансовый план государства имеющий силу закона. Через гос.бюджет мобилизируются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование экономики страны, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, финансовую поддержку регионов и т.д. Федеральный бюджет основное орудие перераспределения национального дохода. Через бюджет распределяется 30-40% ВВП. Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политики имеются следующие приоритеты: поддержка наименее защищенных слоев населения, а так же функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Бюджет широко используется для межотраслевого и отраслевого перераспределения финансовых ресурсов.
Доходы бюджетов любого уровня образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные региональные и местные налоги, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами. Налоговые поступления являются главным источником пополнения гос.бюджета. Налоги это обязательные и безвозмездные платежи юридических и физических лиц поступающие государству в законодательном порядке. Все налоги можно классифицировать по ряду признаков: 1. По субъекту налогоплательщиков: – налоги с предприятий и организаций (НДС, налог на прибыль,…) - налоги с физических лиц (налог на имущество) - смешанные налоги (транспортный, гос.пошлина) 2. По органу, устанавливающему налоги: - федеральные, - региональные, - местные 3. По способу обложения: - прямые (налог на прибыль, на имущество) - косвенные (НДС, акцизы)
В соответствии с бюджетным кодексом РФ в федеральный бюджет зачисляются доходы от следующих налгов и сборов: налог на прибыль организаций, НДС, акцизы(спирт, табачная продукция, автомобили), налог на добычу полезных ископаемых, гос.пошлина, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Неналоговые доходы фед.бюджета формируются за счет: - доходов от использования имущества находящегося в гос. собственности РФ,- доходов от продажи имущества находящегося в гос. собственности,- доходов от платных услуг оказываемых бюджетными учреждениями,- части прибыли унитарных предприятий,- таможенных пошлин и сборов,- плата за негативное воздействие на окружающую среду.В неналоговых доходах фед.бюджета так же учитывается прибыль ЦБРФ по нормативам установленным федеральными законами.
Безвозмездные поступления – средства по взаимным расчетам на компенсацию дополнительных расходов.
Расходы бюджета представляют собой затраты возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Различают следующие виды расходов бюджетов любого уровня: 1. По степени влияния на процесс расширенного воспроизводства: - текущие расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей (зарплата, коммунальные платежи, и т.п.) - кап расходы, связ с вложением в основной капитал.
2. По направлениям финансирования: - на финансирование экономики, - социально-культурных мероприятий, - обороны и т.д
3. По ведомству получателя средств. По министерствам и учреждениям получателя. 4. По целевому признаку: - на зарплату,
- канцелярские и хоз. расходы, - командировки,- на приобретение медикаментов, - капитальные расходы и т.д.
Защищенные статьи расходов бюджета означают финансирование ряда статей расходов в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.К защищенным статьям относятся: зарплата, пенсии, стипендии, гос.пособия, расходы на питание и медикаменты и др. Все остальные статьи относятся к незащищенным. Защищенные статьи бюджета не подлежат секвистированию т.е. сокращению в случае повышения предельного размера дефицита бюджета. В расходной части бюджетов предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов гос.влати и МСУ.
Дефицит бюджета превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный кодекс РФ ограничивает размер дефицита фед.бюджета 1% ВВП. Источники внутреннего финансирования дефицита: - гос.займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, - поступление от продажи акций и иных форм участия в капитале находящемся в собственности РФ, - кредиты кредитных организаций, в валюте РФ, - поступления от реализации гос.запасов, драг.металлов и драг.камней,
Источники внешнего финансирования: - гос.займы осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ,- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм МВФ, представленные в иностранной валюте.