Официальные золотовалютные резервы мира
Физические лица, компании, организации и государство часть сво-
* финансовых ресурсов обращают в резервы, т. е. активы, сберегаемые
я возможных будущих расходов. При анализе мировых финансов
«Мание уделяют прежде всего резервам, которые состоят преимуще-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты
ственно из иностранной валюты и золота и особенно тем из них, что принадлежат государству, т. е. официальным золотовалютным резервам (валютным резервам, официальным резервам, международным резервам, резервным активам); они хранятся в центральных банках, других финансовых органах страны и в МВФ (как взнос страны).
Официальные золотовалютные резервы (ЗВР) предназначены для обеспечения платежеспособности страны по ее международным финансовым обязательствам, прежде всего в сфере валютно-расчетных отношений. Другая важная задача ЗВР — воздействие на макроэкономическую ситуацию в своей стране, для чего на внутреннем валютном рынке государство продает и покупает иностранную валюту. Такие сделки называются валютными интервенциями и предназначены для изменения рыночного спроса и предложения на национальную и иностранную валюту и поддержания (изменения) на этой основе их обменного курса.
Существует несколько критериев достаточности золотовалютных резервов: монетарный, волатильности, Гвидотти и Редди. Эти критерии исходят из необходимости устранения риска международной ликвидности страны, т. е. вероятности непокрытия страной своих внешних обязательств приемлемыми платежными средствами. Наиболее часто применяемый — критерий волатильности, согласно которому объем золотовалютных резервов не должен быть меньше трехмесячного объема импорта товаров и услуг. В России в последние годы золотовалютные резервы значительно выросли благодаря растущим поступлениям нефтедолларов; по состоянию на 09.05.2008 г. страна с 537 млрд долл. занимает третье место по объему ЗВР после Китая (1528 млрд долл.) и Японии (около 950 млрд долл.), что примерно в три раза выше рекомендуемого значения критерия волатильности (рис. 22.2). Однако существует и другой, пока не исследованный финансовой наукой риск — риск обесценения самих резервных валют.
Величина всех ЗВР мира составляет около 6 трлн долл. Примерно половина их сосредоточена в развитых странах. Из развивающихся стран наиболее крупные ЗВР имеются у Бразилии (примерно 180 млрд долл.) и Индии (около 270 млрд долл.)1. Около 31 тыс. тонн чистого золота составляет такая часть ЗВР, как монетарное золото, т. е. золото в государственных хранилищах. Этот официальный золотой запас медленно сокращается в последние десятилетия, так как золото почти вытеснено из международных валютно-расчетных отношений, хотя и остается высоколиквидным товаром, который можно быстро обратить в любую валюту. Если в начале XX в. ЗВР мира состояли преимущественно из золота, то сейчас на него приходится незначительная часть официальных ЗВР мира. Наибольший золотой запас традиционно имеют США, однако и он уменьшился с 15 тыс. т в 1961 г. до примерно 8 тыс т в последние годы. Золотой запас в 2,5—3,5 тыс. т имеют Германия, Франция, Швейцария. В Японии и Китае он намного меньше — не
1 Деньги и кредит. 2008. № 3. С. 10.
Рис. 22.2. Золотовалютные резервы России (по текущим кросс-курсам Банка России на 1 января каждого года)
Источник: «Аргументы и Факты». 2008. № 14.
сколько сот тонн. Уменьшился и золотой запас России. Если в 1913 г. он составлял 1338 т, в 1953 г. - 2050 т, 1985 г. - 719,5 т (СССР), то в 1990-е гг. он составлял в среднем 300 т [Мировая экономика, 1999, с. 211], а на 1 апреля 2008 г. вырос до 457 т (Ведомости. 2008. 21 апр.)
Еще меньшая часть ЗВР состоит из особой международной валюты — специальных прав заимствования (SDR) и так называемой резервной позиции в МВФ. Специальные права заимствования были эмитированы МВФ для стран — участниц фонда в качестве специальной международной валюты для расчетов между государствами. Однако SDR не смогли потеснить доллар и другие ключевые валюты в международных валютно-расчетных отношениях и в официальных резервах, поэтому их было выпущено в 1970—1980 гг. на сумму, примерно равную 30 млрд долл., а затем их выпуск вообще прекратился. Более узкие цели преследует резервная позиция в МВФ, т. е. право на получение от него кредита по первому требованию в счет доли страны в резервах фонда. Общая величина этой резервной позиции близка к 70 млрд долл.
Таким образом, официальные ЗВР мира на 3/4 состоят из иностранных валют. Часть этой валюты хранится без движения, часть вложена в высоколиквидные иностранные государственные ценные бумаги или на депозиты в иностранных банках, что приносит дополнительный доход владельцам и распорядителям официальных ЗВР (обычно это центральные банки и (или) министерства финансов). В России основная Часть официальных ЗВР находится в распоряжении Центрального банка РФ, меньшая — в распоряжении Министерства финансов РФ (преимущественно это монетарное золото).
1 В случае нехватки финансовых ресурсов в стране, в том числе из-за °тРицателыюго сальдо платежного баланса (т. е. когда страна перево-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 697
дит за рубеж больше средств, чем зарабатывает там), государство предпочитает не расходовать свои ЗВР, а заимствовать за рубежом ссудный капитал (займы, кредиты, гранты). Подобные заимствования составляют значительную часть международного движения капитала. Они осуществляются на коммерческих или льготных условиях. В последнем случае говорят о финансовой помощи (внешней помощи). К ней прибегают преимущественно развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, хотя финансовый кризис конца 90-х гг. XX в. вынудил прибегнуть к такой помощи и новую индустриальную страну — Южную Корею.
Финансовая помощь
Финансовую помощь нуждающимся странам оказывают как зарубежные государства (преимущественно развитые), так и международные организации (преимущественно МВФ и Международный банк реконструкции и развития — МБРР). В США, в частности, в этих целях еще в 1961 г. было создано Агентство международного развития -USAID. Помощь, оказываемая в виде услуг, называется технической, а в виде поставок продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости — гуманитарной. От подобной помощи обычно отделяют военную помощь (в виде поставок вооружений и др.).
Для отличия финансовой помощи от коммерческих займов и кредитов применяют понятие «грант-элемент». Грант-элементом называется показатель, используемый для определения уровня льготности различных заимствований; он устанавливает, какую часть платежей в счет погашения долга недополучит кредитор в результате предоставления займа (кредита) на условиях более льготных, чем коммерческие. При этом условно считается, что при предоставлении займа (кредита) на коммерческих условиях кредитор получает доход на ссужаемый капитал в размере 10%. Грант-элемент рассчитывается по следующей формуле
Е = |
1-У—^—1юо
^A(l+r)t |
ZjA/\ + r)t\
где Egr — грант-элемент;
Д — фактические платежи в счет погашения долга в i-м году;
А — объем предоставленного займа (кредита);
г — процентная ставка коммерческих банков (обычно принимаем равной 10%);
t — срок займа (кредита).
К финансовой помощи относят те займы и кредиты, в котор грант-элемент составляет не менее 25%. Безвозвратные займы Ha^ee ют грантами. В 1997 г. финансовая помощь в мире составила оо ^ 57 млрд долл., в том числе займы и гранты на двусторонней оси (межгосударственные) — около 40 млрд долл., а остальное — помо
международных организаций, прежде всего МВФ и МБРР [Мировая экономика, 1999, с. 213].
Для наименее развитых стран финансовая помощь стала одним из главных источников их финансовых ресурсов. Если в 1980 г. она составляла 4% по отношению к ВВП этих стран, то в середине 90-х гг. — более 12%, обеспечивая значительную часть капиталовложений и государственных расходов, а в некоторых из них став основной частью этих расходов. Большинство остальных стран получают меньше внешней помощи, хотя есть немало исключений: так, если для Азербайджана, Албании, Армении, Грузии, Киргизии внешняя помощь в середине 90-х гг. XX в. означала добавку к их ВВП в размере 4—10%, то для Монголии — 28%. Для таких развивающихся и постсоциалистических стран, как Индия, Китай и Россия, внешняя помощь обычно составляет менее 1—2% к ВВП. Для этих гигантов, а также для стран со средним по мировым стандартам уровнем развития намного большее значение имеют внешние заимствования на мировом финансовом рынке и приток иностранных прямых и портфельных инвестиций. Предоставление помощи обычно (но не всегда) связывается с выполнением различных условий. Так, страны — получатели помощи от МВФ и МБРР должны согласовывать свою экономическую политику с рекомендациями этих организаций.