Глава 1. история арбитражных судов в россии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ТРАНСФЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Высший Арбитражный Суд Российской Федерации»
Выполнила:
студентка 1 курса
группы ФТСРЮ-О-11/1
Прибыткова Юлия Сергеева
Научный руководитель:
Колодий Элла Юрьевна
Работа сдана: "___"_____________2012 г.
К защите допущена "___"________2012 г.
Оценка ____________________________
Ульяновск,
2012 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИИ……………….6
Глава 2 Структура арбитражного суда……………………………………….. .11
2.1.Состав и структура Высшего Арбитражного Суда ……………………….11
2.2.Состав и структура арбитражных судов федеральных округов ………....13
2.3. Состав и структура арбитражных судов субъектов федерации………… 14
Глава 3 Компетенция и подведомственность дел высшего арбитражного суда………………………………………………………………………………. 16
3.1. Компетенция и подведомственность дел арбитражного суда федеральных округов………………………………………………………………………….. .19
3.2. Компетенция и подведомственность дел арбитражного суда субъектов федерации………………………………………………………………………. .20
Глава 4 Нововведения в арбитражное законодательство……………………. 23
4.1. Законодательство об арбитражных судах…………………………………23
4.2. Совершенствование арбитражной судебной системы……………………26
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованных источников………………………………………….. 30
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИИ
Для более глубокого понимания сущности проблемы, обратимся к краткой истории арбитражных судов.
Разрешение торговых и иных хозяйственных споров упорядочивалось по мере создания и развития системы судебных учреждений. Их специфика определялась историческими условиями и национальными традициями в становлении правовых систем различных государств.
Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности или банкротстве.
После октябрьской революции, разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.
Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями"[1]
Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.
Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными организациями было связано с проведением мероприятий по укреплению социалистической законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики.
В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР б мая 1924 г. утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР, которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса.
Арбитраж развивался с введением хозрасчета, договора, как формы оформления хозяйственных связей. В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями (Постановление СНК СССР от 20 марта 1931 г. № 229 и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298).
В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Правительства СССР утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража. Достоинство этих Правил состояло в том, что они содержали процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения дела, подготовки исковых материалов к слушанию и разрешению спора по существу.
С принятием постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953г. №768 "О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР" Государственный арбитраж передавался в состав Министерства юстиции СССР.
Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963, 1976 годах и после их утверждения постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 года стали едиными для ведомственных и государственных арбитражей. Правила обогатились новыми процессуальными институтами, такими, как оставление иска без рассмотрения, упрощенный порядок разбирательства по ряду категорий дел, коллегиальное рассмотрение споров и др.
Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. постановления № 60 "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража". Этим постановлением было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Этим постановлением также был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи. Органы управления, при которых госарбитражи состояли, были освобождены от выполнения несвойственных им функций по надзору за законностью решений госарбитражей.
Ряд норм из Правил 1976 года перешли в Арбитражный процессуальный кодекс 1992 года, который, в частности, не предусматривал ведение протокола судебного заседания, позволял рассмотрение спора по материалам дела без участия сторон.
Наконец, некоторые нормы из Правил 1976 года мы обнаруживаем в Арбитражном процессуальном кодексе 1995 года, который не устанавливает порядка ведения заседания при рассмотрении спора (согласно п. 88 указанных Правил порядок ведения заседания определяется госарбитром, председательствующим в деле).
К концу восьмидесятых годов назрела необходимость создания взамен ведомственных и государственных арбитражей специальных арбитражных судов, что было вызвано новыми экономическими условиями, переходом к рыночной экономике, крушением монополии государственной собственности, активизацией хозяйственной деятельности различных негосударственных субъектов предпринимательской деятельности, попыткой привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций.
17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: Закон СССР "О Высшем Арбитражном Суде СССР" и Закон СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР". С введением в действие этих Законов устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее: Законом учреждался Высший арбитражный суд СССР, создавались коллегии по рассмотрению споров, а также Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР. Для обеспечения защиты прав и законных интересов организаций предусматривалось дальнейшее расширение компетенции арбитражных судов, в том числе отнесение к их компетенции разрешения споров о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, а не только актов вышестоящих органов, предприятий и организаций, как это было ранее. 4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде", который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного Закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан- предпринимателей Следующий период в становлении и развитии арбитражных судов начинается после распада СССР, когда правовой основой их деятельности становятся законы РСФСР (Российской Федерации). 5 марта 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Этим Кодексом расширен круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд: это право предоставляется государственным органам и организациям, не являющимся юридическими лицами, в случаях, .' предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; ограничиваются обязанности по соблюдению претензионного порядка до обращения в арбитражный суд; предусматриваются коллегиальность рассмотрения споров, недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела, участие в деле третьих лиц.
Исторический анализ современных проблем арбитражного судопроизводства показывает не только их преемственность, но и непрерывный поиск новых процессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в необходимости исследования научной теории и практики деятельности судебных учреждений прошлых исторических периодов, не позволяет относиться ни к одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному арбитражному процессуальному закону как к догме.[2]