Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 7. Программа практических (семинарских) занятий
7. Программа практических (семинарских) занятий.
Тематическим планом по муниципальному праву предусмотрено до 32 часов семинарских занятий. Цель занятий - оказание помощи студентам в усвоении курса «Муниципальное право РФ», выработка навыков работы с нормативными актами, правильное применение действующего муниципального законодательства.
Подготовку к семинарским занятиям студент должен начинать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. После этого ему целесообразно подготовить план ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на семинаре для мотивированного ответа.
Студент может использовать для подготовки к семинарским занятиям материалы, опубликованные в местной прессе; результаты обобщения практики деятельности местных органов самоуправления.
Студенты должны принимать активное участие в обсуждении темы; могут выступать с рефератами по обсуждаемым проблемам; решать задачи, рекомендованные к семинарским занятиям.
Цели семинарских занятий. Семинарские занятия преследуют несколько целей:
а) углубление и закрепление знаний о природе и роли местного самоуправления в современном государственном строительстве Российской Федерации;
б) изучение актов, являющихся источниками муниципального права;
в) усвоение теории муниципального права на опыте России и других государств;
г) создание четких представлений об организации работы органов местного самоуправления;
д) получение практических навыков для работы с документами — составление проектов решений, справок, оценка (разбор) конкретных ситуаций;
е) развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценке.
Методы работы на семинаре. Подготовка к семинарским занятиям включает использование лекционного материала, изучение нормативных материалов и литературы, практическое применение законодательства при решении конкретных ситуаций, возникающих в организации и деятельности органов местного самоуправления, подготовку докладов, обзоров, рефератов, проектов решений и иных документов по заданию преподавателя.
Формами работы на семинарах являются выступления по вопросам темы, сочетающие изложение теоретических положений с анализом практики; разбор задач, обсуждение составленных студентами обзоров и образцов документов. В отдельных случаях по поручению преподавателя студенты готовят доклады, в которых особое внимание должно быть уделено, прежде всего, дискуссионным вопросам муниципального права, отражена современная практика работы органов местного самоуправления.
Проверка знаний осуществляется по выступлениям студентов на семинарских занятиях, при собеседовании на консультациях, а также при проведении, не реже двух раз в семестр, контрольных работ по пройденному материалу. Контрольные работы проводятся в середине и в конце семестра по темам, рекомендованным кафедрой. Для написания работы отводится 30—40 минут. На очередном занятии со студентами преподаватель анализирует выполненные работы.
При оценке выступлений и контрольных работ учитываются глубина знаний теоретических проблем муниципального права, законодательства и практики, культура речи, система письменного изложения необходимого материала. Особое внимание уделяется умению самостоятельно мыслить, аргументированному обоснованию критических выводов и т. д.
ТЕМА № 1. Понятие, предмет и особенности муниципального права (2 часа).
1. Муниципальное право как отрасль российского права, его особенности.
2. Предмет и метод муниципального права.
3. Источники муниципального права.
4. Муниципальное право как наука.
Задание № 1.Приведите примеры, свидетельствующие о:
а) комплексном характере муниципального права;
б) творческом характере норм муниципального права;
в) относительной «молодости» муниципального права по сравнению с другими отраслями российского права.
Задание № 2.Назовите основные этапы развития науки муниципального права. Какие основные проблемы решаются наукой муниципального права в современный период?
Задание № 3.Определите, к какой отрасли права относятся следующие правоотношения:
а) гражданин Н., знакомясь со списками участников областного референдума, не обнаружил в них своей фамилии и написал заявление на имя председателя городской комиссии референдума о необходимости внести дополнение в список;
б) гражданин К. решил выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра города и обратился в городскую избирательную комиссия с просьбой зарегистрировать инициативную группу по сбору подписей в свою поддержку;
в) в целях реализации областной целевой программы «Семья» губернатор области издал постановление, которым обязал всех глав районных администраций составить списки проживающих в их районах многодетных семей, насчитывающих пять или более детей;
в) глава районной администрации издал постановление о проведении аттестации муниципальных служащих в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации и утвердил состав аттестационной комиссии;
г) постановлением городского муниципального совета был введен целевой сбор на содержание местной милиции.
Рассматривая первый вопрос, следует исходить из того, что муниципальное право — новое понятие для современной российской правовой системы. Это — формирующаяся отрасль права, тесно связанная с развитием конституционного строя России, становлением и развитием местного самоуправления.
При освещении этого вопроса целесообразно проанализировать аргументы как сторонников превращения муниципального права в самостоятельную отрасль права, так и противников. Конституция РФ закрепила Местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч.2 ст. З), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст.ст. 8,9). Все это свидетельствует о том, что Конституция РФ выделяет, обособляет общественные отношения, связанные с реализацией местного самоуправления, от государственно-правовых отношений. Муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти. Естествен вывод о том, что Конституция РФ создает возможности для становления самостоятельной отрасли права.
Необходимо остановиться на характеристике муниципального права как комплексной отрасли права, т.е. по характеру и содержанию являющейся отраслью, формирующейся на стыке нескольких отраслей. Следует также показать связь муниципального права с конституционным, финансовым, земельным, административным и другими отраслями права.
Раскрывая второй вопрос, нужно обратиться к теории государства и права и использовать знание о предмете и методе соответствующих отраслей права, раскрыть их на примере муниципального права. Характеризуя предмет муниципального права как правовые отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности местного самоуправления, как отношения общественные, складывающиеся в процессе реализации населением права на местное самоуправление, студенты должны систематизировать муниципально-правовые отношения по однородным совокупностям. При этом должны быть рассмотрены следующие группы отношений:
1. отношения, возникающие в процессе осуществления гражданами своего права на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления;
2. отношения организационно-управленческого характера
(организационная обособленность, выборность, самостоятельность и т.д.);
3. отношения, возникающие в сфере управления муниципальной собственностью, муниципального хозяйствования, бюджетного регулирования и т.д.;
4. отношения в сфере реализации полномочий, делегирован ных государством;
5. отношения, связанные с деятельностью государственных
органов, с предприятиями и организациями, расположенными на территории муниципального образования независимо от форм собственности;
6. отношения, составляющие сферу реализации гарантий
местного самоуправления.
Студенты могут расширить перечень муниципально-правовых отношений.
Комплексный характер муниципального права проявляется и в вопросе о методе. Муниципальное право использует всю совокупность способов воздействия на общественные процессы. Следует показать соотношение публично-правового и частно-правового методов. Студенты должны подкрепить ответы примерами из правовых источников по муниципальному праву, содержащих разрешающие, запрещающие и обязывающие нормы.
При обсуждении третьего вопроса необходимо дать развернутую характеристику по трем группам источников муниципального права, определяемых уровнями нормативного регулирования: федеральным, субъекта федерации и муниципальным.
Студенты должны показать особенности и знание источников каждого из уровней, проанализировать их соответствие Европейской хартии местного самоуправления. При подготовке к семинару студентам необходимо проанализировать появившиеся в 1995 г. проекты Федерального закона «Об общих принципах...» (парламентский, президентский, депутатский), сопоставить их.
При ответах по четвертому вопросу важно отметить, что муниципальное право как наука представляет собой систему достоверных знаний, идей, теорий, концепций, воззрений о местном самоуправлении. Предметом этой науки являются муниципально-правовые отношения, правовые акты, устанавливающие и регулирующие эти отношения, история вопроса, перспективы развития местного самоуправления, т.е. все то, что может способствовать оптимизации местного самоуправления и повышению эффективности муниципального права.
В центре науки муниципального права находится комплекс проблем, формирующих современное понимание природы местного самоуправления, взаимосвязи с государственной властью. При подготовке ответа на этот вопрос нельзя обойти вниманием зарубежный опыт, исторические аспекты становления и развития местного самоуправления на различных этапах российской государственности. Необходимо показать взаимосвязь науки муниципального права с правовыми науками отраслей права, определяющих комплексный характер муниципального права. Студентам необходимо показать знания рекомендуемых теоретических источников по местному самоуправлению и муниципальному праву.
При ответе на вопрос о муниципальном праве как учебной дисциплине студенты должны раскрыть задачи учебного курса, рассказать об основных разделах учебного курса.