Цели, задачи и основные этапы формирования финансовой политики корпорации

Основная цель финансовой политики является обеспечения максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель обеспечивает максимизацию рыночной стоимости предприятия. Стратегическими задачами финансовой политики является максимизация прибыли и обеспечение финансовой устойчивости. К тактическим задачам относится:

ѕ увеличение объема продаж, эффективное управление процессом формирования наращивать объем продаж; бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;

ѕ осуществлять контроль над расходами, минимизировать период производственного цикла, оптимизировать величину запасов;

ѕ минимизация финансовых рисков; синхронизация денежных потоков; анализ контрагентов; наличие необходимого остатка денежных средств.

Процесс формирования финансовой политики корпорации осуществляется поэтапно. Первоначально осуществляется формирование финансовой стратегии.

Финансовая стратегия имеет приоритет над финансовой тактикой.

Последняя, призвана обеспечить разворот стратегических целей и задач в их текущем (годовом) и оперативном виде. Одна из главных задач формирования финансовой политики состоит в обеспечении взаимной увязки финансовой стратегии и тактики.

В нашей экономической литературе нередко ошибочно считается, что финансовая политика корпорации есть средство для реализации ее финансовой стратегии. Сторонники подобного подхода не учитывают того обстоятельства, что на самом деле формирование и обоснование финансовой стратегии уже выступает важнейшим элементом содержания самой финансовой политики.

В методических рекомендациях по разработке финансовой политики Минэкономразвития РФ говорится об основных стратегических задачах разработки финансовой политики и определяются не этапы формирования финансовой политики, а следующие основные направления разработки финансовой политики организациях[1 с.50]:

ѕ анализ финансово-экономического состояния предприятия;

ѕ разработка учетной и налоговой политики

ѕ выработка кредитной политики предприятия;

ѕ управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

ѕ управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

ѕ выбор дивидендной политики.

Методология разработки финансовой политики, этапы этой работы, их содержание и последовательность проведения могут различаться в хозяйственной практике.

При этом стратегический финансовый план, в понимании разработчика финансовой политики, включает следующие разделы: цели и задачи организации, масштабы и сфера деятельности; описание внешней и внутренней финансово-экономической среды (SWOT, PEST, SNW - анализы, включая прогноз экономической обстановки); политика управления оборотным капиталом; дивидендная политика.

Затем идут такие разделы как: финансовый прогноз (включая, прогноз объема реализации, ценовую политику, инвестиционную политику, основные финансовые бюджеты, оценку потребности во внешнем финансировании); учетная политика; налоговая политика; финансовый контроль; повышение качества финансовых решений.

Период действия обычно составляет от 3 до 5 лет. Формирование стратегических финансовых целей включает также их привязку к конкретным целевым показателям, которые зависят от стадии развития бизнеса, определение действий по конкретным целям, просчет требуемых финансовых ресурсов для реализации стратегии.

Третий этап связан с планированием целевых финансовых показателей и оценкой финансового результата. Это этап применения финансовых моделей, т.е. составления в том или ином ракурсе прогнозных бюджетов на перспективу.

Четвертый этап призван детализировать принятые целевые плановые финансовые показатели, а также систему мероприятий по их достижению для каждого периода (года).

На пятом этапе осуществляется разделение и разработка финансовой стратегии по определяемым направлениям, связанным с формированием и управлением структурой капитала, инвестициями, оборотными и внеоборотными средствами, финансовыми ресурсами, финансовыми рисками и т.д.

Шестой, заключительный этап связан с контролем за исполнением целевых финансовых показателей, соответствующих бюджетов и оценкой степени достижения намеченных целей.

Несколько отличается от выше представленного варианта другой встречающийся в литературе вариант, согласно которому выделяются следующие 6 этапов формирования финансовой политики[3 с.78]:

1) определение периода реализации финансовой стратегии;

2) анализ финансового состояния и факторов на него влияющих в конкретных условиях ведения бизнеса;

3) формирование стратегических целей и задач в области денежного оборота и финансов;

4) разработка финансовой политики по видам политик

5) определение системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

6) оценка разработанной финансовой стратегии по параметрам плана, оптимальности концепции управления, контроля.

Представляется, что в наибольшей степени финансовой методологии разработки финансовой политики соответствовало бы последовательное проведение следующих 8 этапов[9 c.69]:

1) определение срока реализации и формулирование финансовой стратегии как генеральной цели;

2) разработка критериев оценки эффективности финансовой политики и анализ динамики финансового состояния за ряд лет;

3) формирование и представление финансовой стратегии в системе прогнозных параметров по избранным критериям оптимизации и взаимосвязанным показателям;

4) денежно-финансовое моделирование финансовой стратегии на базе ожидаемого исполнения плановых показателей отчетного года;

5) разворот финансовой стратегии по краткосрочным целям и задачам, определение необходимости и направлений изменения проводимых финансовых политик по их видам;

6) внесение поправок на изменение проводимых финансовых политик, в планово-прогнозные показатели, материализующие финансовую стратегию и тактику;

7) сбалансирование параметров модели долгосрочного денежно-финансового плана-прогноза на базе мобилизующих мероприятий и других методов регулирования доходов и расходов;

8) определение режима контроля исполнения целей и задач финансовой политики, а также оценка ее эффективности.

Срок, в течение которого финансовая стратегия должна быть реализована зависит от характера поставленных стратегических целей и задач, а также от макроэкономических и других факторов, например крупности бизнеса, финансового состояния. На этом этапе формулируется одна и главная стратегическая цель.

На втором этапе, изначально решается вопрос по критериям эффективности финансовой политики, определяются критерии, целевые показатели и нормативы по ним, формулируются цели и задачи в развитие генеральной цели.

Для обоснованной проработки стратегических, а впоследствии на других этапах тактических направлений финансовой политики, осуществляется выяснение стартовых финансово-экономических условий, в которых оказалась корпорация на момент разработки финансовой стратегии, а также причин такого положения.

Основой формирования целей и задач финансовой политики выступает финансово-экономическое состояние корпорации. От него во многом зависит формирование финансовой стратегии и тактики, реальность выдвигаемой цели, актуальность и выполнимость поставленных задач. Вместе с тем на практике, текущее финансовое состояние корпорации может не всецело определять стратегическую цель.

Третий этап состоит в прогнозировании основных финансово-экономических контуров на избранный стратегический период. По сути, идет «оцифрование» в первом приближении числовых значений тех показателей, которые избраны в качестве критериев эффективности финансовой политики, а также ограниченного ряда финансово-экономических показателей, играющую определяющую роль в решении стратегических задач.

Четвертый этап - выступает развитием третьего этапа и связан с вариантным прогнозированием и долгосрочным денежно-финансовым планированием. В ходе этого этапа осуществляется формализация финансовой стратегии в вариантных прогнозах финансово-экономических показателей и долгосрочного денежно-финансового плана. Это по существу означает проверку целей и задач на прогнозную реальность их достижения. При этом центральным вопросом этапа выступают вопросы определения потребности в финансовых ресурсах для реализации стратегических целей и задач, а также выявления уровня прогнозируемой обеспеченности требуемыми ресурсами по годам. Исходя из этого, выявляются реальные перспективы развития корпорации.

Пятый этап, едва ли не самый важный, обеспечивает разворот выработанной стратегии в тактические цели и задачи, проверку возможностей увеличения источников и сокращения расходов при реализации финансовой стратегии, разработку финансовых политик по их направлениям и видам.

Источников для достижения стратегических целей и задач закономерно не хватает, либо долгосрочные финансовые ресурсы могут плохо просматриваться и не отвечать требованиям достоверности. Как правило, встает задача «подтянуть» долгосрочные источники финансирования требуемых расходов за счет их мобилизации в течение каждого года по ходу исполнения стратегических целей и задач. Основа такого изыскания источников состоит в мобилизации имеющихся резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет существенно увеличить размер, а быть может и долю собственных и приравненных к ним средств. Могут использоваться другие формы финансового обеспечения связанные с надежным получением заемных источников финансирования и возможным увеличением привлеченных средств в структуре источников финансирования деятельности.

Параллельно осуществляется примерно аналогичная работа в части денежных расходов. Речь идет, по сути, о том, в какой мере потенциальные возможности корпорации по увеличению собственных источников финансовых ресурсов и снижению расходов могут быть в краткосрочном плане реализованы.

В ходе проведения работы с источниками и расходами выявляется потребность в корректировке и, по сути, формируется финансовая политика по важнейшим направлениям ее проведения, а также видам в разрезе учетной, налоговой, кредитной, эмиссионной, амортизационной, ценовой, дивидендной и других разновидностей политик. Задача этого этапа - выявить потребность в корректировке условий в более благоприятную для корпорации сторону против принятых в расчетах базовых условий разворота стратегических целей и задач в тактические, т.е. краткосрочные, ограниченные пределами соответствующих лет.

На шестом этапе, вносятся корректировки на изменения финансовых политик в планово-прогнозные денежно-финансовые показатели, материализующие

финансовую стратегию и тактику в долгосрочных планах (бюджетах) или принятой модели.

Седьмой этап направлен на неформальное сбалансирование, ранжированных по годам, финансовых ресурсов с потребностями в них для осуществления денежных расходов. При этом используется весь арсенал методов регулирования денежно-финансовых позиций.

В результате планируемой к проведению контрольно-экономической и контрольно-аналитической работы, в том числе и финансовых служб, выявляются и формулируются конкретные предложения по проведению необходимых мероприятий, обеспечивающих успех проведения разработанной финансовой политики. В числе таких мероприятий обычно большое значение имеют: мероприятия финансово-экономического плана, т.е. увеличивающие доходы и снижающие расходы; организационные мероприятия, связанные например, с формированием центров ответственности, определением прав и обязанностей руководителей, меры установления или повышения их ответственности за результаты реализации финансовой политики.

Восьмой этап разработки финансовой политики связан с проработкой вопросов осуществления оперативного и текущего контроля за исполнением денежно-финансовых параметров финансовой политики, а также с проведением оценки эффективности финансовой политики.

Наши рекомендации