С поставщиками и подрядчиками

Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами

производится в виде безналичных платежей.

Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по

расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы

корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов

взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и

чеков, заменяющих наличные деньги.

Для хранения денежных средств и операций по расчётам строительные

предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства,

открывают в учреждениях банков расчётные счета.

Для открытия расчётного счёта строительное предприятие должно в учреждение

выбранного им банка следующие документы:

- заявление на открытие счёта установленного образца;

- нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного

договора и регистрационного свидетельства;

- справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве

налогоплательщика;

- копии документов о регистрации в качестве плательщиков в

Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;

- копию письма о присвоении статистических кодов;

- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя

руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по

установленной форме, заверенную нотариально.

Движение средств на расчётном счёте оформляются платёжными документами.

Денежный чек – письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате

указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен

содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта,

сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного

бухгалтера, оттиск гербовой печати. См. Приложение № По чеку предприятия

получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

Объявление на взнос денег наличными – письменное распоряжение владельца счёта

банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из кассы. В нём

проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата. После сдачи денег

в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию, подтверждающую данную

операцию.

Платёжное поручение – письменное распоряжение владельца счёта банку на

перечисление средств с его счёта на счет получателя. См. Приложение №

Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным и

нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья,

материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их учитывают

на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с

покупателями и заказчиками».

К нетоварным операциям относят расчёты с коммунальными учреждениями, научно –

исследовательскими организациями и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты с

разными дебиторами и кредиторами».

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчёты

разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между

предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных

населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными

поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные

переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми

одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте.

Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными

поручениями – требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

Расчёты платёжными поручениями – требованиями. При данной форме расчётов,

получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ,

содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк

определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и

оказанные услуги. См. Приложение № Оплата платёжных поручений – требований

может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расчётах означает

согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта

счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной,

недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от

акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части

не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции.

При расчётах платёжными поручениями – требованиями расчёты у поставщиков

отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 46 «Реализация

продукции (работ, услуг)», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

Покупатель использует счета 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками», 51

«Расчётный счёт», 63 «Расчёты по претензиям».

Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена

договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в

соответствие с положением о поставках продукции производственно –

технического назначения и товаров народного потребления. Особенности

аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов

производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя, отделению банка

поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной

оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в

пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву производят в

течении срока его действия в банке поставщика в полной аккредитива или по

частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или

приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара.

Аккредитив выставлен за счёт собственных средств и за счёт банковского

кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей

бухгалтерской проводкой: Дт 55/1 «Прочие счета в банках» Кт 51 «Расчётный

счёт». Во втором: Дт 55/1 Кт 90 «Краткосрочные ссуды банка». Оплату счетов

поставщиков с аккредитивного счёта оформляют следующей записью: Дт 60

«Расчёты с поставщиками и подрядчиками» Кт 55/1.

Наиболее распространенной формой безналичных расчётов в строительстве

являются платёжные поручения.

Платёжное поручение представляет собой распоряжение владельца счёта банку на

перечисление денежных средств с его расчётного счёта на счёт получателя

денег. В нём обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.

Платёжное поручение передаётся в учреждение банка плательщика в порядке

последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных

ценностей или оказанных ему услуг. Расчёты платёжными поручениями могут быть

срочными, досрочными и отсроченными. К срочным платежам относятся: авансовые

платежи; платежи после отгрузки; частичные платежи при крупных сделках.

Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных

отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Отражение на счетах бухгалтерского учёта происходит таким же образом, как и

при расчётах, платёжными поручениями – требованиями.

Расчёты чеками. Расчётный чек содержит письменное поручение владельца счёта

(чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке суммы

денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя). Данная форма

расчётов всё шире используется при одногородних расчётах. Расчёты в порядке

плановых платежей производят в тех случаях, когда между подрядчиком и

заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчётные отношения, а

взаиморасчёты носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в

том, что заказчик оплачивает будущую строительную продукцию равными суммами и

в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке плановых платежей

заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»,

подрядчики – на счёте 62 «Расчёт с покупателями и заказчиками».

На стоимость выполненных строительных работ подрядчик делает следующую

бухгалтерскую запись: Дт 36 «Выполненные этапы по незавершённым работам» Кт

46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Фактическую себестоимость

строительных работ подрядчики списывают следующей проводкой: Дт 46 Кт 20

«Основное производство».

Расчёт, основанный на зачёте взаимных требований. При данной форме расчётов

взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу

погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платёж в

установленном порядке.

Взаимные расчёты могут быть разовыми и постоянными, между двумя организациями

или их группой. Сроки и порядок расчётов устанавливаются соглашением сторон

между организациями по согласованию с учреждением банка.

Применение безналичных расчётов сокращает потребность в наличных деньгах,

снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках

свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надёжную

сохранность.

Данные бухгалтерского учёта – это международный язык предприятий всех

уровней. Без правильного ведения учёта невозможно:

- обеспечить контроль над наличием и движением имущества, и

рациональным использованием ресурсов;

- своевременно предупреждать негативные факты в хозяйственной

деятельности, выявлять и мобилизовать резервы, разрабатывать меры по их

использованию;

- получать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах

и финансовых результатах деятельности;

- правильно рассчитываться с финансовыми органами.

Бухгалтерский учёт обязаны вести все юридические лица действующие на

территории РФ.

Основными задачами бухгалтерского учёта являются:

формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и

результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного

руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими

органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами и иными

заинтересованными организациями и лицами;

обеспечение контроля над наличием и движением имущества и рациональным

использованием производственных ресурсов в соответствие с утверждёнными

нормами, нормативами и сметами;

своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно – финансовой

деятельности;

выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное

использование;

3. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.

Значение и задачи экономического

анализа расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников

и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную

продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и др.).

Организации и лица, которые являются должниками данной организации,

называются дебиторами.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям,

работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность

которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют

поставщиками.

У предприятий систематически складываются расчётные отношения с покупателями

и поставщиками, с рабочими и служащими по заработной плате, с бюджетными и

другими платежами.

Средства, отвлекаемые в расчёты, отражаются в активе баланса в статьях:

товары отгруженные и сданные работы по переданным в банк на инкассо

расчётным документам, сроки оплаты которых не наступили; товары отгруженные и

сданные работы по расчётным документам, не оплаченным в срок покупателями и

заказчиками, и по документам, не переданным в банк в установленный срок на

инкассо в обеспечении ссуд; товары на ответственном хранении у покупателей

ввиду отказа от акцепта, дебиторская задолженность.

В анализе важное место занимает анализ дебиторской и кредиторской

задолженности, под которой подразумевается не только задолженность

поставщикам, но и кредиты, займы, расчёты с бюджетом и прочие пассивы.

Большое значение имеет анализ задолженности в разрезе сроков погашения

обязательств. Как правило, при этом задолженность делится на две большие

группы: долгосрочную и краткосрочную.

Такое деление важно при анализе ликвидности, главной целью которого является

выявление способности предприятия погасить свои обязательства. Одним из

главных инструментов анализа ликвидности является вычисление ряда

коэффициентов ликвидности: абсолютной, быстрой, общей (коэффициент покрытия).

Деление дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную, важно при

анализе активов предприятия и их оборачиваемости. Удельный вес оборотных

активов предприятия (отношение оборотных активов к общей сумме активов)

показывает, какую долю своих активов предприятие использует в

производственном обороте. Коэффициенты оборачиваемости (отношение

определённых видов активов к выручке за период) показывают, сколько раз

определённые виды активов прошли через производственный оборот.

Таким образом, чисто методологический вопрос деления задолженности на

долгосрочную и краткосрочную, очень важен для анализа. Общепринятой границей

между долгосрочной и краткосрочной задолженностью является срок погашения

через один год. Ниже этого порога задолженность считается краткосрочной, выше

– долгосрочной. Такое деление для целей составления бухгалтерской

задолженности закреплено Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в

Российской Федерации от 27.12.94 с последующими изменениями и дополнениями, а

также рядом других нормативных актов Минфина Российской Федерации.

Для анализа долгосрочной задолженности используется дисконтирование денежных

потоков. Дисконтирование позволяет учитывать временную стоимость денежных

средств, то есть возможность их краткосрочного использования. Краткосрочные

текущие планы составляют без дисконтирования, то есть по номиналу, полагая,

что искажением данных в этом случае можно пренебречь.

Анализируя просроченную задолженность заказчиков, прежде всего определяют

дату её возникновения. Далее определяется эффективность мер, принимаемых

поставщиками для ускорения полученных средств.

При оценке просроченной задолженности следует иметь в виду, что у поставщика

может числиться кредиторская задолженность своему покупателю – плательщику

(частично взыскание с него платежа). На эту сумму нужно уменьшить размер

задолженности.

При анализе прочей дебиторской задолженности необходимо иметь в виду, что

относящиеся к ней суммы учитываются на различных статьях баланса. Анализируя

прочую дебиторскую задолженность, следует рассмотреть те суммы, которые

относятся к задолженности за подотчётными лицами по выданным им денежным

средствами. При анализе рассматривается давность аванса, выявляются случаи

длительного разрыва во времени между получением аванса и их расходованием.

Нормальной можно считать задолженность, по которой ещё не истёк срок

представления отчётов о расходовании средств.

Задолженность рабочих и служащих за квартплату и коммунальные услуги

анализируется путём выяснения просроченных платежей и рассмотрения мер,

принимаемых предприятием к их погашению.

В анализе прочих дебиторов находит отражение своевременность платежей рабочих

и служащих за товары, приобретённые в кредит. Просроченная задолженность

обычно выделяется в балансе отдельной статьёй. В пассиве баланса источником

покрытия такой задолженности являются ссуды банка, полученных на оплату

товаров и материалов, проданных в кредит. Если из-за несвоевременного

погашения рабочими и служащими кредита их задолженность предприятию превышает

имеющуюся у предприятия ссуду банка, сумма превышения рассматривается как

дебиторская задолженность.

Анализ дебиторской задолженности должен также показать, как осуществляются

расчёты по возмещению материального ущерба, начисленного возникшими

недостачами и хищением ценностей, в том числе и по искам, предъявленным по

взысканию через суд, а также суммы, присуждённые судом, но не взысканные. При

анализе выявляют, своевременно ли предъявляются документы в судебно-

следственные органы для возмещения ущерба.

Состояние кредиторской задолженности характеризует расчётные взаимоотношения

с поставщиками, бюджетом, рабочими и служащими. При проверке сумм,

относящимся к поставщикам акцептованным расчётным документам и

неотфактурованным поставкам, следует иметь в виду, что их величина во многом

зависит от равномерности и объёма поставок в конце отчётного периода,

применяемых форм и порядка расчётов и т.д.

У ряда предприятий значительная часть кредиторской задолженности относится к

просроченной задолженности поставщика.

При анализе причин финансовых затруднений рекомендуется детально рассмотреть

факторы, оказавшие влияние на сохранение собственных оборотных средств,

накопления сверхнормативных оборотных остатков товарно-материальных ценностей

и возникновение дебиторской задолженности.

4. Особенности документального

Наши рекомендации