Выход (продукт)— материальный или информационный объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами.
Внедрение СМК. Процессный подход
К основным мероприятиям по построению системы качества можно отнести следующее.
- Обучение персонала предприятия для обеспечения определенного профессионального уровня в вопросах построения систем качества.
- Принятие высшим руководством предприятия взвешенного решения о создании системы качества.
- Маркетинговые исследования по выявлению потребностей рынка в оказываемых услугах или продукции.
- Формирование политики качества предприятия, определение целей и постановка задач предприятия.
- Подтверждение всем персоналом сформулированных целей и задач в области качества.
- Назначение уполномоченного по качеству, наделенного соответствующими полномочиями.
- Фиксация исходного состояния: установление несоответствия в управлении производством требованиям и нормам ISO, установление отклонения от планируемого состояния качества услуг или продукции предприятия.
- Создание плана совершенствования производства и разработки документов по качеству.
- Разработка элементов системы качества, документированных процедур и рабочих инструкций.
- Постоянный мониторинг работы системы качества и ее совершенствование.
Содержание процессного подхода к управлению качеством
Большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и надеются повысить эффективность управления путем внедрения процессного подхода. По оценке западных экспертов [1], организация функционального управления на современных российских предприятиях очень далека от совершенства. Поэтому в качестве первых шагов предлагается посмотреть на свою организацию со стороны и навести в ней элементарный порядок, четко определив ответственность, полномочия, ресурсы, информационные и управленческие связи. Данный подход не отвергает существующей системы управления, а определяет пути ее улучшения и постепенного перехода к процессной системе управления.
В МС ИСО серии 9000: 2000 принцип процессного подхода является одним из фундаментальных.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Словарь» трактует процесс следующим образом:
Процесс – это набор взаимосвязанных и взаимодействующих операций (действий), которые преобразуют входы в выходы.
Бизнес-процесс – это совокупность процессов и их взаимодействий, результатом (выходом) которой является продукция и/или услуги, поставляемые потребителям, а входами – материальные, информационные и трудовые ресурсы, поставляемые внешними поставщиками.
В ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования» принцип процессного подхода изложен в разделе 4: «Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта»:
· определять процессы, необходимые для достижения желаемого результата; идентифицировать входы и выходы;
· определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
· обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов;
· установить четкие права, полномочия и ответственность за управление процессами;
· осуществлять мониторинг, определять критерии и методы измерения этих процессов;
· принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов;
· определять внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;
· оценивать риски, последствия и влияние процесса;
· проектировать все этапы процесса, определять потребности в реинжиниринге.
Очень важно дать концептуальное определение процесса. По существу, построить любую систему управления можно только на основе однозначно определенных объектов, из которых будет состоять эта система. Соответственно, для системы процессного управления эти объекты определяются терминами «Процесс» и «Владелец процесса».
Процесс— это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.Названия процессов, подпроцессов (или функций) должно быть выражено глаголом или отглагольным существительным.Например: «Процесс производства», «Процесс продаж», «Процесс маркетинга».
Владелец процесса — это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса.
Владелец процесса ведет управление процессом и является неотъемлемой составной частью процесса.
Данное определение базируется на определении стандарта МС ИСО 9000:2000 и является достаточно общим.
Выход (продукт)— материальный или информационный объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами.
Выход (продукт) процесса всегда имеет потребителя. В случае, если потребителем является другой процесс, то для него этот выход является входом. Выход (продукт) процесса также может использоваться в качестве ресурса при выполнении другого процесса. К выходам процесса могут относиться: готовая продукция, документация, информация (в том числе отчетная), персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги и т.д.