Сущность некоммерческой организации
Признаки некоммерческой организации.В российском законодательстве в зависимости от права вести экономическую деятельность и цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. В ст. 50 Гражданского кодекса РФ говорится: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». При таком подходе понятие некоммерческой организации дается в виде противопоставления с коммерческой организацией. Сама некоммерческая организация наделяется двумя признаками, состоящими в том, что, во-первых, основная цель деятельности не связана с извлечением прибыли и, во-вторых, полученную прибыль запрещается распределять между участниками.
Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» акцентирует внимание на том, что «некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культур' ных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охра-
нЫ здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовле-тВорения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, зашиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ». При этом некоммерческая организация наделяется следующими признаками: а) наличие миссии, цели, не связанной с коммерческой деятельностью; б) основная деятельность осуществляется в непроизводственной сфере; в) направленность деятельности на достижение общественных благ. Такой подход к определению сущности некоммерческих организаций как создателей общественных благ является концептуально правильным, поскольку увязывает определение со специфическими конечными результатами их деятельности. Вместе с тем он требует характеристики общественных благ.
Понятие общественного блага.В целях выявления содержания финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций всю совокупность создаваемых благ следует подразделить на частные, общественные и смешанные. В условиях рыночной экономики частные блага предстают как товары. Важнейшие характеристики таких частных благ — поступление в частную собственность и индивидуальное потребление через рыночный обмен. Их производство нацелено на реализацию, т. е. обмен на возмездной основе и, как следствие, присвоение прибыли. Производство и реализация частных благ в условиях рыночной конкуренции осуществляются коммерческими организациями с использованием механизма спроса и предложения.
Среди истинных пионеров в разработке концепции общественного сектора экономики и общественных благ особо следует выделить выдающегося российского ученого Э. Р. Вредена1. Вреден предлагал разграничить в теории и на практике частное (рыночное) и общественное хозяйство, осуществляющее производство общественных благ. Причем на практике «отнесение производств в общественное хозяйство должно иметь место не только в том случае, когда посредничеством последнего Удовлетворение известным потребностям становится для всех доступнее, легче приобретается, другими словами, дешевле, но и в том случае, и в то время, когда частное хозяйство еще не желает, не может и не умеет взяться за выгодные предприятия, которых общеполезность несо-
1 Эдмунд Романович Вреден (1835—1891) получил образование в бывшем Главном педагогическом институте. С 1866 г., защитив магистерскую диссертацию, стал чи-Тать лекции но политэкономии в Санкт-Петербургском университете. Одна из важнейших научных заслуг Э. Р. Вредена состояла в разработке спецкурса по теории общест-Венных займов или, как это называют сегодня, по теории общественного сектора •национальной экономики. В 1870 г. защитил докторскую диссертацию «Страховые артели и долевая рабочая плата». В 1891 г. утвержден заслуженным профессором по ка-Федре политической экономии. Подробнее см. в работе [Очерки истории финансовой ■Цуки].
582 Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
мненна и способы осуществления которых уже выработаны другими народами» [Вреден, с. 74].
К общественным благам Вреден относил прежде всего «охранение внутреннее и внешнее, юстицию и военное дело». Он отмечал следующие особенности общественного производства, в нем: 1) господствует неприбыльность, «безбарышность»; 2) отсутствует конкуренция; конкуренция теряет экономическое оправдание; не допускается продажа блага для пользования; законодательно закрепляется государственный монополизм; 3) элементы и факторы производства привлекаются не путем предложения и спроса, а в виде повинности или налогов, путем прямого заимствования ресурсов из предпринимательской сферы. Таким образом, некоммерческие организации, составляющие общественное производство, по своей сути являются финансовыми, их функционирование связано с однонаправленными потоками денежных средств. Общественное производство вследствие того, что оно обладает названными чертами, имеет специфический результат — общественное благо, которое является: а) нерыночным, бесплатным и б) общедоступным, поскольку поступает в безвозмездное пользование [Вреден, с. 78].
Нерыночностъ, бесплатность блага означает, что после процесса производства оно не принимает форму товара, не поступает в сферу рыночного обращения, не связано с отношениями возмездного обмена. Следовательно, организации, его создающие, не имеют доходов от реализации продукции, связанной с основной деятельностью. Поэтому для теоретического анализа производства общественных благ неприменим инструментарий рыночной экономики, в частности механизм рыночного равновесного спроса и предложения. И это вполне понятно. Например, механизм рыночного равновесного спроса и предложения между работником ГИБДД и водителем, нарушившим правила дорожного движения, имеет явно криминальный характер.
Общедоступность блага означает, что на него распространяются отношения общественной, а не частной собственности. После процесса производства оно поступает в безвозмездное пользование. Удовлетворение потребности в общественном благе происходит без ограничений, по мере необходимости до полного насыщения. Наглядный пример -использование тротуара пешеходами. Потребление блага одним человеком не исключает его потребления другим: если один человек прошел по уличному тротуару, то и другие по нему могут пройти. Товарное производство ведет к удовлетворению потребностей ограниченного круга лиц, только тех, кто предъявляет платежеспособный спрос. По тротуару можно ходить, не задумываясь над содержимым своего кошелька. В качестве примеров общественных благ в научной литературе называют национальную оборону, маяки, пожарную охрану, охрану общественного порядка, регулирование дорожного движения, библиотеки, благоустройство городов (мощение иосвещение улиц, утилизация отходов и пр.), экологический контроль и т. д.
18. Основы финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации 583
Созидание общественных благ служит не только достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных управленческих целей, но и способствует умножению производства частных благ. По мнению Ф. Листа, «христианство, единоженство, уничтожение рабства и крепостного права, престолонаследие, изобретение книгопечатания, пресса, почта, монетарная система, меры веса и длины, календарь и часы, полиция безопасности, введение свободного землевладения и пути сообщения — вот богатые источники производительных сил» [Лист, с. 189].
Кроме частных и общественных благ существуют смешанные блага. Чтобы понять причину их существования, следует достаточно условно разграничивать общественные блага по природе и по закону. В том случае, если между ними имеется коллизия, то блага могут создавать коммерческие и некоммерческие организации. Это касается услуг в области образования, здравоохранения и др.
Блага, которые создают коммерческие и некоммерческие организации, вследствие чего они способны принимать форму как общественных, так и частных благ, называются смешанными благами. Смешанные (иногда называют мнимые общественные) блага предоставляются потребителям на товарной и нетоварной (безвозмездной) основе. Примером смешанного блага служит работа общественного транспорта: для одних закон предоставляет право бесплатного проезда в нем, для других — проезд осуществляется за плату. Поскольку часть граждан пользуется льготами при потреблении подобных благ, то для их создания предприятиям выделяются финансовые средства. В целях воспроизводства смешанных благ используются и методы, присущие рыночной экономике, и методы финансирования общественных благ в виде дотаций, субсидий, субвенций, государственного и муниципального кредита и др. Наличие смешанных благ показывает, что граница между частными рыночными и общественными благами подвижна, не является установленной раз и навсегда на все времена.
Специфические субъекты организационной и финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой неправительственной организации.Коммерческие и некоммерческие организации различаются между собой по субъектам деятельности. Основными субъектами экономической, т. е. приносящей прибыль, деятельности коммерческих организаций в условиях развитой рыночной экономики являются два основных класса современного общества: предприниматели и наемные рабочие. Некоммерческая организация, осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, также может иметь в своем составе наемный Управленческий персонал и наемных рабочих. Наряду с ними специфическими субъектами деятельности некоммерческой неправительствен-нои организации являются благотворители, спонсоры, попечители, добровольцы (волонтеры).
Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций
18. Основы финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации 585
Благотворители — лица (физические и юридические), оказывающие безвозмездную помощь некоммерческим организациям бескорыстно. Спонсоры — лица (физические и юридические), осуществляющие безвозмездную помощь, руководствуясь коммерческими интересами. Попечители — физические лица, являющиеся представителями юридических лиц или органов власти, входящие в попечительский совет и осуществляющие в его рамках управленческие функции, связанные прежде всего с поиском источников финансирования некоммерческой организации. Добровольцы (волонтеры) — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Волонтеры в некоммерческих организациях осуществляют: а) социальное служение (уход за пожилыми и инвалидами на дому, за больными в специализированных медицинских учреждениях); б) правозащитную деятельность (адвокатская помощь, работа с заключенными, помощь освободившимся из мест заключения); в) сопровождение (при посещении организаций, способных оказать помощь в решении проблемы, помощь призывникам); г) сбор материальных и финансовых средств для благотворительной деятельности; д) охрану окружающей среды; е) работу с молодежью (в дошкольных учреждениях, в школах и детских домах, в молодежных клубах).
Правительственные и неправительственные некоммерческие организации.Отличительной чертой некоммерческой организации является то, что она создает общественные блага. Однако такое утверждение должно быть конкретизировано. Во-первых, существует множество некоммерческих неправительственных организаций, которые созданы никак не в целях оказания услуг всему обществу (например, элитные загородные клубы, профсоюзы и т. п.). Различие становится более ясным, если сравнить некоммерческую неправительственную организацию с государственными организациями, работающими в той же области. Хотя некоммерческие организации, как правило, в своей миссии заявляют о служении обществу, вовсе не обязательно, что они должны соблюдать всеобщности наряду с принципом равенства (т. е. предоставлять услуги всем на равных основаниях), как это призваны делать государственные организации. Круг лиц, пользующихся услугами неправительственных некоммерческих организаций, может быть значительно более узким, чем клиентура государственных учреждений, работающих в той же области. Во-вторых, только частично верно оказывается утверждение, что отличительной чертой некоммерческой организации является то, что она не призвана получать прибыль. Многие некоммерческие неправительственные организации ведут активную предпринимательскую деятельность.
Большое количество некоммерческих организаций задействовано в осуществлении разнообразных коммерческих проектов, непосредственно связанных с деятельностью коммерческих организаций, которые
понуждены конкурировать с некоммерческими организациями, ведя борьбу за клиентов. Разделение некоммерческих организаций на правительственные и неправительственные следует учитывать при статистических сопоставлениях, оценке степени развития некоммерческого сектора в различных странах, его вкладе в национальную экономику.
Место некоммерческих организаций в национальной экономике.Определяя место некоммерческих (правительственных и неправительственных) организаций в национальной экономике, прежде всего отметим, что данный сектор весьма значителен в различных странах мира. Так, в США (население 286 млн чел., 2005 г.) действовало 1,2 млн некоммерческих организаций, в Индии (население 1,025 млрд чел., 2001 г.) — 1 млн, в Китае (население 1,3 млрд чел., 2003 г.) — 280 тыс., во франции (население — 61,35 млн чел., 2007 г.) — 800 тыс. При этом в 2001 г. насчитывалось более 40 тыс. международных НКО
На 1 октября 2006 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 665 623 некоммерческие организации, из которых 306 603 представляли собой учреждения, включая органы государственной и муниципальной власти. Остальные 359 020 единиц — это структуры гражданского общества, оформленные в качестве зарегистрированных некоммерческих организаций. Их число довольно быстро увеличивается. Так, с начала 2001 г. оно возросло на 34%. В России в расчете на 1000 жителей приходится 2,5 зарегистрированных НКО. В сравнении с другими постсоциалистическими странами это относительно высокий показатель. Так, в Польше на 1000 жителей приходится 1,4 НКО, в Болгарии — 1,1.
Вместе с тем по официальным данным в Российской Федерации в 2006 г. фактически действовали лишь 70 тыс. некоммерческих организаций. Вклад российских некоммерческих организаций в ВВП с 2002 по 2006 г. снизился с 0,8 до 0,4%. Это значительно меньше, чем в США (7,2% - в 2005 г.), Японии (5,2%), Франции (4,2%) или Чехии (1,5%). По оценкам совместного исследования Высшей школы экономики и института «Общественный договор», в работе российских НКО принимают участие около 10 млн чел., около 7% населения, тогда как во Франции - 43%, в США - около 35%>.