Деятельность некоммерческой организации

Деятельность некоммерческих можно условно разделить на два направления: ведение основной и предпринимательской деятельности.

Ведение основной деятельности (деятельность, соответствующая целям, ради которых создана некоммерческая организация) — главная функция некоммерческой организации. Именно эта деятельность поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и др. Некоммерческие организации получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ

Первый признак некоммерческой организации (отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности) не исключает возможности вести предпринимательскую деятельность. Другое дело, что такая предпринимательская деятельность осуществляется с рядом ограничений:

- предпринимательская деятельность может осуществляться лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация; сама деятельность должна соответствовать таким целям.

- прибыль от предпринимательской деятельности полностью направляется на достижение основной цели создания некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников (исключение составляют потребительские кооперативы).

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности определяется федеральным законом.

22. Государство как субъект гражданских правоотношений.

В перечень объектов гражданского правоотношения наряду с гражданами и юридическими лицами (ст. 2. 124 ГК), закон называет РФ, субъекты и муниципальные образования.

Выделяется особая категория субъектов гражданского права: государство - РФ; субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (ст. 1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).

РФ, субъекты, муниципальных образования будучи публичными образованиями обладают следующими признаками:

1. организационное единство - характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;

2. обособленное имущество проявляется в наличии права государственной собственности у РФ (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальная собственность у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК);

3. ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК);

4. возможность выступления РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступления в суде (ст. 126 ГК).

Характеризуя правосубъектность, закон устанавливает, что следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях регулирующих гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Но это не означает полную схожесть правосубъектности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с правосубъектностью юридических лиц.

Так нельзя эту группу субъектов гражданского права считать юридическими лицами.

РФ, субъекты, муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений.

Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (ст. 4 ГК), не применимы к РФ, субъектам муниципальных образований. Это касается норм:

* о порядке возникновения и прекращения юридических лиц;

* о учредительных документах;

* о видах юридических лиц;

* иначе решены вопросы ответственности по обязательствам (сравнить п. 1 ст. 56 со ст. 126 ГК).

Внутренние, присущие гражданско-правовому регулированию свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. Они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.

Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

23. Понятие и виды объектов гражданских прав

Наши рекомендации